Если у ребенка спросить: «Скажи, сколько пальцев на одной руке? А на другой? — он ответит правильно, не задумываясь. А если спросить: «Сколько пальцев на правой? А на левой?» – он задумается и может вообще не ответить.
Оказывается, такая ситуация зачастую связана с особенностью формирования пространственных понятий и представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать цвет, форму предметов. Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность. Слежение за движением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно.
Все мы знаем, что для гармоничного развития ребенка необходимо такое умение, как способность ориентироваться в пространстве, которое имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека. Оно способствует лучшему освоению предметного и социального пространства в процессе построения целостной картины мира и осознании своего места в нем.
Первое с чего начинается восприятие пространства у ребенка — это слежение за погремушкой- по горизонтали. Затем происходит слежение по вертикали — мама его поднимает-опускает. А только потом ребенок может следить за перемещением мамы по кругу в вертикальной оси — встала, пошла, наклонилась, встала.
Обучение ходьбе позволяет быстрее всего освоить направления вверх — вниз. При этом ребенок осваивает систему координат по сторонам собственного тела: верх там, где голова, низ где ноги, он сам является как бы центром системы координат. Различая горизонтальные оси вперед — назад, налево — направо, ребенок постепенно разбивает пространство на левые и правые зоны.
Дошкольный возраст — период интенсивного развития пространственных понятий и представлений. Несформированность данных понятий и представлений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются:
- В нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, когда дети начинают выводить элементы на бумаге.
- В овладении математическими операциями которые предполагают умение пользоваться какой-либо системой отсчета.
- Освоение правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
При этом, следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, щека и т. д. находятся с той же стороны, что и рука.
Проблема формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе. В связи с тем, что формирование пространственных понятий и представлений это сложный и длительный процесс, необходимо уделять этому особое внимание. Зачастую, без дополнительной, индивидуальной проработки, ребенок продолжает путать пространственные понятия, как на теле, так и в вокруг себя.
Представляю вам Технологию формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста из личного опыта работы с детьми 5–6 лет.
Как правило, целенаправленную деятельность по ознакомлению, закреплению пространственных представлений и отношений я организую со всей группой воспитанников, но учитывая, что все дети развиваются по-разному в силу своих индивидуальных особенностей, мною планируется личностно-ориентированная деятельность с детьми, где учитываются рекомендации педагога-психолога. Индивидуальная работа ведется в системе, для этого используется временной период во второй половине дня. Основным принципом данной Технологии является принцип «От простого — к сложному».
Залог успеха любой деятельности кроется в последовательности и поэтапности. Чтобы ребенок научился самостоятельно ориентироваться в основных пространственных направлениях и в двухмерном пространстве, то есть на листе бумаге, я начинаю знакомить ребенка с самого элементарного.
Многие дети плохо различают правую и левую руки, плохо знают пространственное положение других частей тела, неуверенно владеют их словесными обозначениями. А это тормозит формирование других, более сложных видов пространственной ориентировки.
Для успешного овладения детьми пространственных понятий и представлений необходимо опираться на разные каналы восприятия информации: кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой.
Поэтому, первое с чего я начинаю — маркировка правой руки. Для этого можно использовать разные средства: ленточку, браслет, маркер. Я использую маркер на водной основе, с помощью которого ставлю точку на правой руке (та, которой пишем, в которой держим ручку, ложку- ассоциация для детей) — на более активной. Для левшей тоже на правой, т. к. они часто слышат обращений к ней. Вместо маркера можно одевать на руку браслет, но на этапе усвоения понятий это будет раздражающим фактором.
После маркировки переходим к усвоению схемы собственного тела с помощью различных упражнений. После отработки правой, левой стороны тела перехожу к формированию понятий по вертикальной оси: верх- низ, выше ниже, прорабатывая все части на лице, руках, ногах, туловище.
Большое значение для усвоения детьми новых понятий и представлений имеет широкое использование наглядности. Поэтому в своей работе с детьми мы используем разнообразные наглядные пособия, плакаты. В частности, для лучшего усвоения пространства собственного тела я использую яркие тематические плакаты, которые могут обыгрываться разными способами.
Для формирования и закрепления приобретенных умений и навыков широко используется игровая технология, так как именно она является ведущим видов детской деятельности. При этом ввожу пространственные предлоги «НАД», «ПОД», «МЕЖДУ». Для лучшего их усвоения использую ассоциативные слова: НАД-О потянуться, ПОД-НЯТЬ с пола, ЗА-КРЫТ от нас немного.
Следующий этап освоение пространства вокруг себя. Когда происходит усвоение понятий справа от тебя, ребенка просят показать правую руку, он ее протягивает или поднимает. Когда спрашивают ребенка, что находится справа, ребенку сложно сориентироваться — справа — это где?
Для усвоения ребенком данного понятия я использую такой прием «пингвины». Дети становятся «пингвинами», у которых руки это крылья по бокам. Усвоение пространства происходит через этот образ + маркировка руки. Когда ребенок стоит в образе пингвина, он кистями рук четко обозначает направление справа и слева от себя.
Для закрепления данных понятий также используется иллюстративный и игровой материал. В Детям старшего дошкольного возраста я предлагаю выполнить такие задания:
- Посади мишку справа от куклы, положи кубик слева от куклы, скажи, где находится мишка по отношению к кукле — справа или слева, где находится кубик по отношении к кукле — слева или справа.
- Поставить машинку перед собой, слева от нее положить мяч, справа — барабан и т. д.
- Стоя друг за другом назвать стоящего впереди, стоящего сзади, стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
- На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
- Сидя за столом определить его правый и левый края.
- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
- Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем роли меняются.
- Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх, б) спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
- Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке (по рисунку).
- Определить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги.
- Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.
- Назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
- Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево.) Как изменяется величина чисел в этом направлении9(Уменьшается.)
- Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4?
- Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине.
- Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.
- Детям предлагаются следующие упражнения.
- Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии.
- Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга: Что находится в центре рисунка?
- Что находится в правом верхнем углу?
- Что находится слева от мишки?
- Где находится кубик по отношению к мишке?
- Что находится в правом нижнем углу?
Следующий шаг в работе с детьми — усвоение пространства листа. Этот процесс также не возможен без усвоения правого и левого пространства на теле. Наглядно это видно при выполнении «Графических диктантов» под диктовку. Дети часто сбиваются, ошибаются, с трудом доделывают до конца. Для того чтобы облегчить этот процесс в ДОУ а затем и в школе, я использую следующий прием. Я предлагаю ребенку положить на лист сверху две руки, таким образом, под правой рукой будет правая часть листа, а под левой — левая часть листа. После этого предлагаю провести линию посередине. Далее предлагаю поменять положение листа по — другому, не переворачивая его и сделайте тоже самое. Теперь оказалось, что у нас есть две правые и две левые части листа. А теперь поставьте лист на стол, оказывается, что две правые половинки и две левые отличаются друг от друга: одна выше, другая ниже, одна верхняя правая, верхняя левая, другая нижняя левая и нижняя правая.
Закрепление пространственных представлений на листе происходит при помощи карточек-схем с кружком и квадратом. Детям объясняю, что квадрат может стать любым предметом, кружок также может быть чем угодно. Разные схемы отражают разные пространственные отношения. Для закрепления умения ориентироваться на листе также использую различный иллюстративный и игровой материал.
Немаловажным является тот факт, что системность применения данной технологии обеспечивается тем, закреплением полученных пространственных представлений во всех видах детской деятельности в течение всего дня.
Например:
- Дети строятся в раздевалке, чтобы идти на зарядку или прогулку, в бассейн, или на музыкальное занятие. При этом строятся дети в определенном порядке: мальчики справа, девочки — слева; впереди колонны девочки, сзади колонны — мальчики и т. д.
- Выносят игровой материал на прогулку или спортивное развлечение тоже в определенной руке по инструкции взрослого.
- Во время дежурства дети, расставляют в определенном порядке посуду и приборы. При подготовке столов к очередному занятию, дежурные раскладывают какие-то принадлежности с правой стороны рабочего места для каждого ребенка, а, какие-то с левой стороны, или в начале занятия всем детям могут предлагаться следующие инструкции: «Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради — слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить карандаш, справа — ручку».
- Во время проведения разнообразных экскурсий за пределами территории детского сада возникает необходимость пройти вдоль проезжей части, где также мы обращаем внимание на то с какой стороны дороги мы идем и почему?
- Во время пути по лестничному проему на второй или со второго этажа также постоянно обращается внимание какой рукой дети придерживаются за перила: при спуске — правой, при подъеме- левой.
- В процессе наведения порядка на полках в развивающих центрах детей приучаем располагать предметы в определенном порядке: что-то с левой стороны, что-то с правой, что-то впереди, что-то сзади и т. д.
- Во время организации дневного сна особое внимание обращается на позу засыпающего ребенка: дети знают, что на левом боку спать не надо, так как там находится сердце. Поэтому ребенок выбирает другую удобную позу для сна.
Таким образом, предлагаемая вашему вниманию, технология формирования пространственных понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста используется с учетом основных дидактических принципов и имеет, как показала практика, положительный результат.