Использование мобильных устройств в педагогической практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 31.05.2015

Статья просмотрена: 2827 раз

Библиографическое описание:

Шишковская, Ю. В. Использование мобильных устройств в педагогической практике / Ю. В. Шишковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1519-1521. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19608/ (дата обращения: 18.12.2024).

В работе рассматривается возможность интеграции мобильных устройств в учебный процесс. Определены преимущества и особенности мобильного обучения, дидактический потенциал применения беспроводных устройств. Проанализированы существующие мобильные приложения с целью их использования в методике преподавания иностранных языков.

Ключевые слова: мобильное обучение, мобильные приложения, иностранный язык, Web2.0, mLearning.

 

Согласно статистическим данным, представленным IDC Worldwide Mobile Phone Tracker, в 2014 году в России продажи смартфонов увеличились на 46 % по сравнению с предыдущим годом [1]. Использование компактных мобильных устройств (смартфоны, планшеты и т. п.) становится более удобным и популярным, чем использование стационарных компьютеров. Современные студенты не мыслят своей жизни без мобильного телефона: постоянное «хождение» по Интернету, общение в социальных сетях, прослушивание музыки, чтение электронных книг и поиск необходимой информации. Сложившаяся ситуация требует от современного педагога поиска путей максимального задействования потенциала мобильных устройств при построении учебного процесса с целью его оптимизации. Зачастую педагоги стараются запретить или даже наказать студентов за пользование мобильными телефонами во время занятия. Однако большое количество учителей и преподавателей уже давно убеждены, что мобильные приложения могут сделать процесс обучения более эффективным.

Мобильное обучение (mLearning) имеет относительно давнюю историю. Уже с появлением первых мобильных телефонов, а это начало 90-х годов прошлого столетия, зарубежные педагоги заговорили об их дидактических возможностях. А уже с 2002 года стали проводится первые международные конференции, посвященные вопросам использования беспроводных мобильных устройств в педагогической практике. Следствием этого стало создание Консорциума мобильного обучения (The mLearning Consortium) в Канаде, объединение людей в учебные сообщества, такие как, например, World Academy Online (Digital and Mobile Learning Community), My Mobile University и др. В России мобильное обучение стало развиваться лишь в последние несколько лет, по сути, являясь продолжением процесса интеграции инструментов Web 2.0 в образовательный процесс. Логично было бы предположить, что использование мобильных устройств представляет собой второй этап применения служб и сервисов Web 2.0 и входит в систему дистанционного или смешанного обучения, которые противопоставляются традиционному обучению. Тем не менее, практически все педагоги, являющиеся активными сторонниками мобильного обучения, сходятся во мнении, что уникальной чертой mLearning является его способность не только модернизировать дистанционное и смешанное обучение, но и оптимизировать традиционное обучение, сохранив при этом все базовые принципы [2]. Таким образом, сегодня мы можем говорить о нескольких направлениях применения мобильных устройств в образовательных целях. Во-первых, это самообразование, сюда же отнесем организацию автономной работы. Это становится возможным благодаря тому, что в основе технологии мобильного обучения лежат такие общепедагогические принципы, как доступность и простота использования материала, интерактивность, а также, благодаря специальным приложениям, возможность самоконтроля и самооценки. Во-вторых, идеи mLearning могут использоваться как в школьном, так и вузовском традиционном образовательном процессе. В-третьих, мобильное обучение может стать эффективным дополнением дистанционного или корпоративного обучающего курса.

Для того, чтобы определить преимущества мобильного обучения, попробуем проанализировать ситуацию, которая сложилась во многих образовательных учреждениях высшей школы до его активного внедрения в процесс обучения. Наряду с традиционным обучением педагогами достаточно широко использовались информационно-коммуникационные технологии, такие как Web 2.0, LMS Moodle, SMRT и др. Такие инструменты, как блоги, Wiki, Wordle, облачные технологии, не только позволяли и до сих пор позволяют сделать образовательный процесс максимально эффективным, но и значительно повышают мотивацию студентов к изучаемому материалу. Однако одним из условий эффективности процесса являлось наличие у всех участников компьютерного устройства с доступом в Интернет, поэтому большинство занятий должны были проходить в специально оборудованных компьютерных классах. Появление беспроводного Интернета поставило обучение на новые рельсы. Появилась возможность использования всех служб и сервисов в любое время в удобном месте. Согласно статистике, 67 % пользователей используют Интернет для выхода в различные сетевые службы (почта, поисковые запросы, общение, чтение и т. п.), задействуя при этом мобильный Интернет, и лишь 19 % используют другие службы (скачивание музыки, просмотр фильмов), отдавая с этой целью предпочтение проводному интернету, т. е. стационарному компьютеру [3]. На основании приведенных данных, можно сделать вывод о том, что преимуществами проводного Интернета по сравнению с беспроводным мобильным Интернетом являются более высокая скорость и относительно низкая стоимость абонентской платы, однако, большим минусом пользователи называют возможность работы в ограниченном пространстве. Сегодня развитие и улучшение качества мобильного Интернета набирает обороты. Появление сервисов нового поколения 4G/LTE дает возможности, аналогичные кабельным подключениям: значительное увеличение скорости, общение в Skype, просмотр высококачественного видео, быстрая синхронизация данных и т. п. Все это не могло не повлиять на проявление у педагогов интереса к использованию беспроводных мобильных устройств в своем учебном курсе. Здесь необходимо отметить, что разработчики программ, в том числе и обучающих, мгновенно оценили ситуацию и начали разрабатывать компьютерные приложения для смартфонов и планшетов. Google одним из первых выпустил виджеты для мобильных телефонов, которые дублируют все службы и сервисы, уже давно активно используемые при организации учебного процесса (Google карты, диск, переводчик, Blogger и т. п.).

Рассмотрим мобильные приложения и возможности их использования в педагогической практике. Одним из лидеров, на наш взгляд, является приложение Blogger. В отличие от компьютерной платформы, мобильный Blogger выглядит более лаконичным. Функционально возможна публикация сообщений, их редактирование и настройки, прикрепление фотографии, комментирование. Однако при необходимости пользователь всегда может открыть веб-версию и совершить дополнительные действия. Хочется отметить, что став мобильным приложением, Blogger не утратил свои основные функции: доступность, интерактивность, возможность поделиться учебной информацией. Приложение Google Диск является «облачным» хранилищем файлов в различных форматах. Оно позволяет не переполнять память мобильного устройства и в то же время всегда иметь доступ к необходимым файлам. Для студентов несомненно удобным является приложение «Расписание вузов», подключив которое они своевременно будут получать информацию о занятиях, сообщения от преподавателей. Все вышеперечисленные мобильные приложения позволяют максимально эффективно организовать учебный процесс для всех его участников.

Следует отметить также ряд мобильных виджетов, которые могут активно применяться в самом учебном процессе. Опираясь на педагогический опыт автора и учитывая его специализацию, рассмотрим приложения, используемые в методике обучения иностранным языкам. Как мы уже упоминали, мобильное обучение позволяет оптимизировать традиционное обучение. В этой связи результативным мы видим, в первую очередь, использование мобильных словарей. Преимущество таких словарей по сравнению с бумажными, на наш взгляд, очевидно: возможность не только прочитать перевод слова, но прослушать его произношение, при помощи технологии гипертекста посмотреть варианты контекстного употребления искомого слова, а также посмотреть его значение в аутентичных толковых словарях, найти синонимы и/или антонимы, и это не говоря о скорости поиска. Во-вторых, достаточно эффективными являются приложения-тренажеры для запоминания иностранных слов. Например, бесплатное приложение для iOS и Android «Английский язык с English Cards Free» содержит более трех тысяч карточек с английскими словами и картинками, профессионально озвученными носителем языка. Слова разделены по уровням сложности, имеется возможность индивидуальной настройки периода повторения слов для заучивания. Наиболее расширенные возможности для изучения иностранных языков предоставляют такие мобильные приложения, как Ligualeo и Busuu. Помимо тренажера для заучивания иноязычной лексики, в них содержатся различные виды заданий на развитие всех видов речевой деятельности, а также обучающие тренинги, курсы, видеоуроки и тесты. Большое разнообразие мобильных приложений для изучения иностранного языка предлагает Британский Совет: игры, подкасты, видео, грамматические и лексические упражнения. Отдельно следует отметить, что и набирающие сегодня популярность образовательные платформы MOOCs (Massive Open On-line Courses) запустили свои приложения, объясняя это тем, что мобильное обучение поможет положительно изменить отношение людей к обучению и мотивировать их на самообразование [4].

Что касается разработки различных тестов, без которых не обходится ни один образовательный процесс, то, прежде всего, мы хотим отметить следующие мобильные платформы: Google формы (возможность создания опроса или теста, встраиваемого в любой сайт с помощью специального кода; специальный плагин Flubaroo позволяет осуществлять автоматическую обработку ответов с выставлением оценок); Quizlet и Proprofs (возможность вставлять пропущенные слова, сопоставлять графическую информацию, вставлять в задания текстовые документы и презентации, файлы PDF, а также изображения, аудио- и видеофайлы); Kahoot! и ClassMarker (возможность создания целого виртуального класса); Easy Test Maker (возможность составлять задания формата True/False, приложение «умеет» перемешивать вопросы и ответы для снижения вероятности списывания).

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что существующее на сегодняшний день огромное разнообразие мобильных приложений для обучения иностранным языкам несомненно обеспечивает всех участников учебного процесса полезным инструментом, позволяющим построить образовательную траекторию максимально эффективно и результативно. Немаловажным является тот факт, что эти приложения дают широкие возможности не только для самостоятельного обучения, но и для обучения в рамках учебного сообщества, не ограничиваясь временем и пространством.

 

Литература:

 

1.                 Сущенко, Д. Продажи смартфонов в России выросли в 2014 году на 46 %. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://hi-tech.mail.ru/news/russia-smartphone-sales-increase-46.html (дата обращения: 27.05.2015).

2.                 Авраменко А. Мобильное обучение: этапы развития и современные тенденции // Научные ведомости БелГУ. Гуманитарные науки. Вып. 17. — 2013. — № 6. — С. 11–16.

3.                 Проводной и беспроводной интернет — преимущества и недостатки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wowlol.ru/high-technology/607.php (дата обращения: 27.05.2015).

4.                 Curry, M. Mobile Moocs: a new way of learning. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.telegraph.co.uk/education/universityeducation/10841880/Mobile-Moocs-a-new-way-of-learning.html (дата обращения: 27.05.2015).

5.                 Shishkovskaya, Yu. V., Sokolova, E. Ya. Integration of Web 2.0 Technologies into the Process of Students’ Self-Directed English Learning // Mediterranean Journal of Social Sciences. — 2015. — Vol. 6, № 2. — [P. 541–545]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n2p541 (дата обращения: 27.05.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): мобильное обучение, приложение, учебный процесс, традиционное обучение, возможность, устройство, иностранный язык, мобильный Интернет, образовательный процесс, педагогическая практика.


Похожие статьи

Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка

В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizle...

Самонаправленное обучение языкам с использованием мобильных приложений: оценка результативности и перспективы внедрения в учебный процесс в вузе

В статье рассматриваются перспективы самонаправленного обучения языкам с использованием мобильных приложений, описываются методы оценки его эффективности, возможности интеграции в учебный процесс вузов и возможности для совершенствования метода самон...

Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании)

Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ро...

Распознавание мобильных объектов на основе эвристических данных и машинного обучения

В статье рассмотрены технологии распознавания мобильных объектов, проблемы надежности и эксплуатации на различных обстановках.

Особенности дистанционного обучения

В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов,...

Коммуникативно-ориентированные методики обучения английскому языку

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с анализом современных отечественных и зарубежных методик преподавания иностранного языка в высшей школе. Также исследуются филологические аспекты подготовки педагога в современных условиях и по...

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Такж...

Проблемы применения современных информационных технологий, в частности VR-технологий, в изучении грамматики английского языка в средней образовательной организации

В статье рассматривается вопрос внедрения виртуальной реальности в учебный процесс при изучении грамматики английского языка. Автор приводит методику использования VR-технологий для решения задач английской грамматики. Актуальность выбранной темы обу...

Использование облачных технологий при подготовке студентов-социологов

На примере создания «Лент времени» показана возможность использования облачных технологий при обучении студентов-социологов. Проанализирована функциональность интернет-сервисов Dipity и Timetoast, приведены описания практических работ.

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Похожие статьи

Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка

В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizle...

Самонаправленное обучение языкам с использованием мобильных приложений: оценка результативности и перспективы внедрения в учебный процесс в вузе

В статье рассматриваются перспективы самонаправленного обучения языкам с использованием мобильных приложений, описываются методы оценки его эффективности, возможности интеграции в учебный процесс вузов и возможности для совершенствования метода самон...

Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании)

Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ро...

Распознавание мобильных объектов на основе эвристических данных и машинного обучения

В статье рассмотрены технологии распознавания мобильных объектов, проблемы надежности и эксплуатации на различных обстановках.

Особенности дистанционного обучения

В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов,...

Коммуникативно-ориентированные методики обучения английскому языку

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с анализом современных отечественных и зарубежных методик преподавания иностранного языка в высшей школе. Также исследуются филологические аспекты подготовки педагога в современных условиях и по...

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Такж...

Проблемы применения современных информационных технологий, в частности VR-технологий, в изучении грамматики английского языка в средней образовательной организации

В статье рассматривается вопрос внедрения виртуальной реальности в учебный процесс при изучении грамматики английского языка. Автор приводит методику использования VR-технологий для решения задач английской грамматики. Актуальность выбранной темы обу...

Использование облачных технологий при подготовке студентов-социологов

На примере создания «Лент времени» показана возможность использования облачных технологий при обучении студентов-социологов. Проанализирована функциональность интернет-сервисов Dipity и Timetoast, приведены описания практических работ.

Применение иммерсивного интерактивного контента в образовании (в том числе историческом): преимущества и недостатки, актуальность и перспективы

Статья посвящена использованию иммерсивного интерактивного контента в образовании и обучении истории. Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы данной технологии, а также приводятся примеры ее реализации в разных сферах. Статья со...

Задать вопрос