В последние годы в связи с вхождением России в мировое образовательное сообщество меняются требования, предъявляемые к качеству образования, происходит переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» студентов. Под компетенцией А. С. Белкин, А. М. Витт понимают совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества. Современный специалист должен самостоятельно ставить и решать учебно-познавательные задачи индивидуального поиска, разработки и использования информационных ресурсов, информационных и коммуникативных технологий как для моделирования и осуществления инновационного образовательного процесса, так и личностно-профессионального саморазвития. [1, стр.4] Целью компетентного обучения является подготовка компетентного специалиста, не только обладающего знаниями, умениями и навыками, но и готового их применять для решения профессиональных и социальных задач.
Основная компетенция, которая должна быть сформирована у студентов в процессе обучения иностранным языкам это иноязычная компетенция, которая определяется следующими показателями:
- сформированные умения и навыки иноязычного профессионально значимого общения;
- базовые знания о коммуникативной культуре представителей других профессиональных групп;
- осознанный интерес студентов к изучению иностранного языка для специальных целей;
- мотивация профессионального саморазвития. [6, стр. 4]
В связи с быстрым темпом амортизации данных в процессе обучения необходимо подготовить студента к постоянному обновлению знаний на протяжении всей жизни. Нынешнее общество называют обучающимся обществом, информация и знания являются главными преобразующими силами; новизна, быстротечность, ускорение — наиболее характерные черты жизни; цикл обновления как производственных так и социальных технологий составляет 6–8 лет, опережая смены поколений, поэтому непрерывное образование и способность к переквалификации — неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности. [4, стр.3] И важно не только вызвать мотивацию профессионального саморазвития, но и обеспечить средства для возможности ее реализации. В настоящее время развитие информационных технологий предоставляет качественно новые возможности, что влечет за собой развитие информационных компетенций. Поэтому формирование иноязычной компетенции невозможно в существующих условиях без сформированной информационной компетенции. Информационную компетенцию в данном случае можно рассматривать как совокупность навыков и умений работать с огромными потоками информации на русском и преимущественно на иностранном языке, готовность работать с иноязычными информационными ресурсами, умение применять полученную информацию как в своей профессиональной сфере деятельности, так и в повседневной жизни. [5, стр.5–7] Главными задачами в след за А. М. Витт при формировании информационной компетенции преподавателями иностранного языка можно сделать следующие:
- подготовить студентов к жизни в информационном обществе;
- сформировать у них умения пользоваться информацией в различных ее видах;
- владеть способами общения с помощью компьютерных, информационных технологий;
- осознавать последствия воздействия на человека средств информации.
Информационная компетенция складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться, уметь применять в учебной деятельности в области освоения информационных технологий. [2, стр.12]
Средствами реализации информационной компетенции являются:
- принцип преемственности
- принцип непрерывности обучения
- личностно-ориентированное обучения
- дифференцированное обучение
- проблемные задачи. [2, стр.15]
Принцип непрерывности обучения является одним из основополагающих в настоящее время. Принцип непрерывности А. М. Витт рассматривает как новое явление, которое наблюдается в соотнесение времени приобретения специальных компетенций и времени формирования их в достаточно успешной учебной и профессиональной деятельности.
Уровень развития информационной компетенции можно определить по следующим критериям:
- постановка задачи
- владение приемами поиска информации с использованием информационно-компьютерных технологий
- сформированная система оценки качества и достоверности найденной информации
- умение анализировать полученную информацию
Развитие информационной компетенции происходит по следующим этапам: компьютерная грамотность — компьютерная образованность — информационная компетентность — информационная культура. Изучение иностранного языка начинают с 1го курса, когда уровень сформированности информационной компетентности у студентов отвечает только ступени компьютерной грамотности. Без компьютерной грамотности, т.е умения работать с компьютером невозможно формирование информационной компетенции, но между ними конечно же нельзя поставить знак равенства. Низкий уровень развития информационной компетенции обусловлен отсутствием нужного уровня сформированности информационных навыков и рационального стиля информационной деятельности. Поэтому перед преподавателем в процессе обучения иностранному языку и добавляется задача формирования информационной компетенции.
Как отмечала в своей работе Вотякова Л. Р. информационная компетентность у студентов формируется поэтапно (адаптивный, продуктивный и творческий). На адаптивном уровне сформированности информационной компетенции у студентов еще отсутствует ориентация на самореализацию и саморазвитие профессиональных компетенций. Студенты осуществляют работу с информацией только при помощи со стороны преподавателя. Здесь важную роль будут играть задания, которые помогут научиться работать самостоятельно с информацией, необходимой для иноязычного профессионально значимого общения: чтение текстов по специальности в оригинале, проведение конференций, деловых и ролевых игр, круглых столов, поиск информации в сети Интернет. У студентов технических специальностей при обучении иностранному языку наблюдается появление у них фрустрационных состояний и внутреннего отчуждения содержания, подлежащего освоению. Кроме того, к сожалению, большинство студентов не хотят работать творчески, самостоятельно, а стремятся лишь к получению готовой информации. Формирование информационной компетенции при преподавании иностранного языка помогает отчасти решить эти проблемы. Сейчас люди сталкиваются с информационными технологиями ещё до своего рождения, и затем они сопровождают их повсюду. Неудивительно, что детей, выросших в современных условиях, называют «digital native». Растет поколение, для которых информационно-компьютерная среда является привычной и работа в узнаваемой, комфортной среде позволяет привлечь внимание студентов, вызвать познавательный интерес. При работе со студентами 1го курса следует уделить внимание развитию информационных запросов и потребностей, изучению источников иноязычной информации: периодические издания, словари, литература по специальности, для того чтобы в дальнейшем студенты могли пользоваться ими для самостоятельной работы. Особое внимание нужно уделить работе с информационными сайтами по специальности на иностранном языке, так как интернет является отличным источником аутентичных материалов, размещенных на постоянно обновляемых профессионально-ориентированных сайтах. Так же интернет позволяет организовать обучение в естественной языковой среде. Студенты в основном пользуются самыми распространенными сайтами, не задумываясь об их надежности, не умея отличить достоверные источники. И здесь важно преподавателю использовать работу с интернетом не только для формирования иноязычной, но и информационной компетенции.
Для эффективного формирования информационной компетентности необходимо создавать педагогические условия, которыми являются:
- Развитие информационных запросов и потребностей
- Адаптированные к специальности новые педагогические технологии
- Поддержка индивидуального маршрута освоение студентами профессионально-образовательной программы
- Изменение позиции преподавателя в сторону консультанта. [3]
К сожалению, существует ряд проблем, связанных с внедрением информационных технологий в процесс преподавания иностранного языка и как следствие сложности с формированием информационной компетенции при преподавании иностранного языка.
Во-первых, несмотря на то, что политика государства направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в учебные учреждения, недостаточное финансирование не позволяет оснастить аудитории новейшим техническим оборудованием, компьютерами и мультимедийными устройствами, без которых невозможно применение современных технологий.
Во-вторых, сложность заключается в отсутствии не только технической, но и методической базы, которая предполагает наличие соответствующих учебных и мультимедийных материалов, значительно отличающихся от тех, которые используются в традиционной форме обучения. В связи с этим одной из задач преподавателя на современном этапе обучения иностранному языку является создание педагогически и методически грамотного программного продукта. Кроме того, преподаватели не всегда готовы к решению таких задач и принятию новых методов обучения. Необходимость формирования информационной компетенции у студентов при обучении иностранному языку как часть иноязычной компетенции заставило рассматривать информационную компетентность как важное профессионально значимое качество личности преподавателя, т. к. его роль изменилась в сторону консультанта. Под информационной компетентностью преподавателя понимают интегральное многоуровневое профессионально значимое личностное образование, которое проявляется в способности оперирования различного рода информацией и продуктивном использовании ее в педагогической деятельности. [7, стр.128] Только преподаватель, обладающий всеми компетенциями сможет обеспечить всестороннее развитие навыков и компетенций, необходимых для формирования профессионального специалиста в настоящее время.
И наконец, отсутствие системного подхода в использовании современных технологий в процессе обучения иностранному языку приводят к тому, что у студентов не формируется информационная компетентность. Решение этих проблем для формирования не только иноязычной, но и информационной компетентности и является основной задачей преподавателя при обучении иностранному языку.
Литература:
1. Вотякова Л. Р. Автореферат диссертации Развитие профессионально-информационной компетенции студентов — будущих педагогов: автореф. дис. канд.пед. наук/Л. Р. Вотякова. Казань, 2010.- 22 с.
2. Витт, А. М. Развитие информационной компетентности у студентов технического вуза: автореф. дис. канд.пед. наук/А. М. Витт. Челябинск, 2005.- 32 с.
3. Виттковская, Н. Г. Формирование информационной компетентности студентов вузов (на примере специальности «Журналистика»): автореф. дис. канд.пед. наук/Н. Г. Витковская. Нижний Новгород, 2004.- 27 с.
4. Галимов О. Д. Информационная грамотность среди подростков [Электронный ресурс]
5. Роганина, Е. А. Развитие информационной компетенции студентов в профессиональной подготовке будущего лингвиста-преподавателя: автореф. дис. канд.пед. наук/Е. А. Роганина. Самара, 2012.- 26 с.
6. Рудометова, Л. Т. Формирование иноязычной компетенции будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в неязыковом вузе: автореф. дис. канд.пед. наук/Л. Т. Рудометова. Кемерово, 2014.- 25 с.
7. Темербекова, А. А. Концептуальная модель формирования информационной компетентности учителя/А. А. Темербекова «Мир науки, культуры и образования»- № 2- 2009.