В статье представлены результаты изучения некоторых показателей физической подготовленности 16 девушек 15–18 лет г. Тюмени, регулярно занимающихся волейболом в многолетнем тренировочном процессе. Показано, что многолетние регулярно проводимые дозированные физические нагрузки в волейболе позволяют девушкам иметь достаточно высокий уровень физической подготовленности, носящий равномерный и поступательный характер.
Ключевые слова: девушки 15–18 лет, волейбол, физическая подготовленность.
The article presents the results of a study of some indicators of physical fitness 16 girls 15–18 years Tyumen, regularly engaged in volleyball in long training process. Shows that long-term regular dosed physical loading in volleyball to girls have quite a high level of physical fitness, wearing a uniform and progressive
Keywords: girls 15–18 years, volleyball, physical preparation.
Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоничном развитии организма и здоровья
Н. Г. Чернышевский
Актуальность исследования. Волейбол — игра, способствующая всестороннему развитию человека, ибо она развивает ловкость, гибкость, силу, выносливость, координацию движений [18, 24]. Во время игры интенсивность нагрузки меняется от малой до максимальной, и протекает в различных зонах энергообеспечения организма (аэробной, аэробно-анаэробной и анаэробной), что способствует повышению уровня функциональных возможностей занимающегося [26].
Игра в волейбол — весьма эффективное средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности [19; 20, 25]. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге и прыжках [21, 27]. Современные медико-биологические исследования показывают, что систематические занятия волейболом приводят к значительным морфофункциональным изменениям в опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, физической силы, проявления смелости и сообразительности [4, 5, 6, 7, 8, 11, 14, 16].
Следует отметить, что современные особенности построения школьного обучения и возникающим в связи с этим дефицитом времени, двигательная активность учащихся значительно снижается [12, 13, 17, 23], что негативно сказывается на морфофункциональном состоянии детей и подростков [3, 10, 22]. Выдающийся ученый современности Бальсевич В. К. [1, 2] ставит вопрос о физической подготовке в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека. М. Ерохина [9] считает, что волейбол доступен всем.
Для повышения уровня двигательной активности многие дети, подростки и молодежь приходят заниматься как в спортивные секции школ по месту учебы и жительства, так и в специализированные ДЮСШ. В этой связи встает важная медико-педагогическая задача обеспечения занятий физическими упражнениями без вреда для их здоровья, а также должного контроля их физического развития и физической подготовленности.
Цель исследования: в многолетнем цикле тренировочного процесса изучить показатели, характеризующие физическую подготовленность девушек 15–18 лет г. Тюмени, занимающихся волейболом.
Задачи исследования:
1. Провести анализ доступной медико-педагогической литературы, характеризующей современное состояние физической подготовленности девушек 15–18 летнего возраста.
2. В многолетнем цикле тренировочного процесса изучить динамику возрастных изменений физической подготовленности девушек 15–18 лет, занимающихся волейболом на базе Тюменской ДЮСШ «Олимпия» при Тюменском государственном университете.
Материал и методы. Исследование физической подготовленности девушек 15–18 лет проведено в ДЮСШ «Олимпия» на базе Тюменского государственного университета. Тренировки проводились 4–5 раз в неделю, по два академических часа. За период первоначального наблюдения число тренировочных занятий увеличилось, что предполагает и увеличение физической нагрузки на растущий организм. В исследованиях принимали участие 16 девочек-подростков (девушки) 15–18 лет по состоянию здоровья отнесенных к основной медицинской группе. Из них волейболом занимаются более 5 лет — 11 человек, 4 года — 4 человека, 3 года — 1 девушка.
Для оценки физической подготовленности использовались тестовые упражнения, рекомендованные В. И. Ляхом [15]:
- шести минутный бег,
- подтягивание,
- челночный бег (3х10 м),
- прыжок в длину с места,
- бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 с (раз),
- наклон вперед из положения сидя на полу (раз).
Шестиминутный бег (м). Данный тест проводился в спортивном зале. Девочки-подростки бежали, стремясь преодолеть заданное расстояние за минимально возможное время. Время фиксировалось с точностью до десятой доли секунды. Этот тест помог определить уровень развития выносливости.
Подтягивание (количество раз). Использовалось для оценки развития силовой выносливости мышц — сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. Показатель силы — количество подтягиваний.
Процедура тестирования. Подтягивание выполнялось на высокой перекладине, испытуемая бралась за неё хватом сверху (ладони от себя) и опускалась под перекладину. После этого, сохраняя прямое положение туловища, выполнялось потягивание.
Челночный бег 3х10 м (сек). Использовался для оценки координационных и скоростных способностей. Тест проводился в спортзале. Испытуемые пробегали с максимальной скоростью три отрезка по десять метров. По команде «На старт!» испытуемые становились в положение высокого старта. Когда они были готовы, следовала команда «Марш!». Испытуемая пробегала десять метров до другой черты, касалась её, возвращалась назад, снова касалась черты, бежала в тритий раз десять метров и финишировала. Время фиксировалось с точностью до десятой доли секунды.
Прыжок в длину с места (см). Использовался для оценки скоростно-силовых качеств. Процедура тестирования. Тест проводился в спортивном зале. Испытуемая становилась на линию, отталкивалась двумя ногами, не переступая её носками. Ноги расставлены на ширину плеч, делался замах руками. Прыжок выполнялся три раза, засчитывался лучший результат, который определялся по месту касания пола пятками.
Бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 с (раз). Девушка за 10 секунд должна совершить максимально возможное число сгибаний в коленном суставе, при этом бедро должно располагаться на горизонтальном уровне.
Наклон вперед из положения сидя на полу. Ноги выпрямлены в коленных суставах, стопы вертикальны, расстояние между ними составляет 20–30 см. Сгибание ног в коленях не допускается.
При обработке результатов исследования определялись следующие показатели: средняя арифметическая и ошибка средней арифметической. О достоверности различий значений показателей судили по t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при уровне значимости р < 0,01; р < 0,05; р < 0,001.
Все исследования проводились с соблюдением принципов добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21 и 22 Конституции РФ.
Результаты и обсуждение. При проведении тестов в качестве контроля физической подготовленности мы руководствовались следующими шестью положениями:
1. Контрольные испытания проводили в одинаковой для всех девушек обстановке в одно и то же время.
2. Тем, что методика контрольных тестов обеспечивала минимальные затраты времени на их выполнение.
3. Контрольные упражнения были доступными для всех девушек, независимо от их физической подготовленности и отличались простотой выполнения, измерения и оценкой результатов.
4. Тестирование проводилось в начале и конце учебного года.
5. Перед проведением тестирования контрольные тесты были разучены на одной из тренировок.
6. Осуществлять контроль физической подготовленности с учетом как возраста девушек, так и с принципом единства оценки их физического развития и физической подготовленности.
Для оценки уровня физической подготовленности в многолетнем цикле тренировочного процесса использовала шесть тестов (табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей физической подготовленности девушек 15–18 лет в многолетнем цикле тренировочного процесса (M±m)
Период обследования |
|||||
Сентябрь 2011 |
Март 2012 |
Сентябрь 2012 |
Март 2013 |
Сентябрь 2013 |
Март 2014 |
Бег 30 метров |
|||||
5,4±0,3 |
5,3±0,2 |
5,3±0,14 |
5,3±0,13 |
5,2±0,18 |
5,2±0,21 |
Подтягивание, раз |
|||||
2,2±0,13 |
3,5±0,17 |
3,9±0,21 |
4,4±0,24 |
4,7±0,24 |
6,0±0,23 |
Челночный бег 3 х 10 м, сек |
|||||
8,44±0,3 |
8,31±0,22 |
8,17±0,25 |
8,02±0,23 |
7,53±0,20 |
7,40±0,22 |
Прыжок в длину с места, см. |
|||||
165,5±9,8 |
172,4±11,7 |
176,8±8,2 |
179,4±7,9 |
183,4±8,7 |
186,3±7,3 |
Бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 с (раз) |
|||||
17,03±0,48 |
20,1±0,33 |
21,4±0,38 |
21,9±0,32 |
22,0±0,27 |
20,5±0,30 |
Наклон вперед из положения сидя на полу, раз |
|||||
14,6±2,7 |
23,8±2,3 |
25,0±2,4 |
25,8±2,4 |
26,4±2,1 |
26,8±1,9 |
Динамика показателя времени в беге на 30 метров с высокого старта
Характеризуя результаты тестирования в беге на 30 метров, мы должны отметить, что скоростная выносливость девушек с сентября 2011 года по март 2014 года в абсолютных значениях возросла на 0,2 сек, однако статистически достоверных отличий нет (p>0,05). На протяжении всего изучаемого периода скорость пробегания девушками дистанции в 30 метров была практически одинаковой (рис. 1).
Рис. 1. Динамика изменения результатов в беге на 30 метров девушек в многолетнем цикле тренировочного процесса.
Динамика показателя числа подтягиваний
Для тестирования уровня физической подготовленности и оценки степени развития силы у девушек 15–18 лет нами использован тест на подтягивание. Исследованиями установлено, что начиная с сентября 2011 года и заканчивая мартом 2014 года, девушки могли подтянуться от 2,2 раза до 6 раз, что статистически достоверно (p<0.05). Таким образом, в многолетнем цикле учебно-тренировочного процесса увеличение числа подтягиваний в абсолютных значениях составило 3,8 раза. Подчеркнем, что увеличение числа подтягиваний у девушек носило равномерный характер (рис. 2).
Рис. 2. Динамика изменения результатов в подтягивании девушек в многолетнем цикле учебно-тренировочного процесса.
Динамика показателя времени в челночном беге 3 х 10 метров
Тестирование девушек на ловкость и скорость в челночном бега 3 х 10 метров свидетельствовало о том, что в многолетнем цикле учебно-тренировочного процесса в абсолютных значениях скорость пробегания уменьшалась, хотя достоверных различий нет (p>0.05). За период с сентября 2011 года по март 2014 года в абсолютных значениях скорость преодоления дистанции уменьшилась с 8,44 сек до 7,40 сек, причем возрастное снижение носило равномерный характер (рис. 3).
Рис. 3. Динамика изменения результатов челночного бега 3х10 метров девушек в многолетнем цикле тренировочного процесса.
Динамика показателя прыжка в длину с места
В многолетнем цикле учебно-тренировочного процесса скоростно-силовую подготовленность девочек мы оценивали по результатам прыжка в длину с места, отталкиваясь одновременно двумя ногами. Установлено, что за период с сентября 2011 года по март 2014 года длина прыжка с места со 165,5 выросла до 186,3 см, т. е. в абсолютных значениях увеличилась на 20,8 см, что статистически достоверно (p<0.05). Отметим, что возрастное повышение дальности прыжка с места двумя ногами носило равномерный характер (рис. 4).
Рис. 4. Динамика изменения результатов прыжка в длину с места двумя ногами девушек в многолетнем цикле учебно-тренировочного процесса.
Динамика показателя частоты поднимания бедра до горизонтального уровня при беге на месте в максимальном темпе в течение 10 секунд
Тестирование частоты поднимания бедра до горизонтального уровня при беге на месте в максимальном темпе в течение 10 секунд в многолетнем цикле учебно-тренировочного процесса у девушек 15–18 лет свидетельствовало о его повышении. Так, в сентябре 2011 года девушки могли поднять бедро при беге 17 раз, тогда как в марте 2014 года — 20,5 раз. За указанный период времени частота поднимания бедра при беге в абсолютных значениях составила 3,47 раза. Отметим, что значения возрастного прироста изучаемого показателя за весь период наблюдения были равномерными (рис. 5).
Рис. 5. Динамика результатов частоты поднимания бедра до горизонтального уровня при беге в максимальном темпе в течение 10 секунд девушек в многолетнем цикле тренировочного процесса.
Динамика показателя теста наклона вперед из положения сидя на полу
Тест наклон вперед из положения сидя использован нами как показатель гибкости тела и подвижности суставов. Изучение теста наклона вперед из положения сидя на полу показало, что уровень физической подготовленности девушек при проведении данного теста был достаточно высоким. В многолетнем цикле учебно-тренировочного процесса показатели непрерывно увеличивались, что статистически достоверно (p<0.05). Так, начиная с сентября 2011 года и заканчивая мартом 2014 года, увеличение числа наклонов вперед из положения сидя на полу в абсолютных значениях составило 12,2 раз. Отметим, что возрастные значения увеличения числа наклонов вперед имели равномерный характер (рис. 6).
Рис. 6. Динамика результатов теста наклона вперед из положения сидя на полу девушек в многолетнем цикле тренировочного процесса.
Таким образом, анализируя результаты тестирования физической подготовленности девушек в многолетнем цикле тренировочного процесса занятий волейболом, позволяют заключить, что по мере продолжительности занятий она возрастала.
Проведенные динамические наблюдения за девушками 15–18 лет занимающихся волейболом с сентября 2011 по март 2014 года позволяют заключить, что все они входили в первую группу здоровья. Отметим, что ни у одной их не было серьёзных спортивных травм, приводящих к пропускам учебно-тренировочных занятий. Только у двух девушек в марте 2012 года и одной в сентябре 2013 года наблюдались явления ОРЗ, потребовавшие лечения.
ВЫВОДЫ
1. В современной научно-методической медико-педагогической литературе значительное место отводится изучению физического развития и физической подготовленности лиц подросткового и юношеского возраста, в том числе занимающихся различными видами спорта. В тоже время мало исследований, характеризующих показатели физической подготовленности девушек 15–18 лет, занимающихся волейболом, в многолетнем цикле учебно-тренировочного процесса, проживающих в г. Тюмень, как одном из регионов Западной Сибири.
2. У девушек 15–18 лет в многолетнем цикле учебно-тренировочного процесса по волейболу, полученные в ходе исследования данные физической подготовленности в полной мере соответствуют физиологическим процессам и закономерностям роста и развития, свойственные девушкам данного возраста. По мере увеличения возраста у всех девушек 15–18 лет показатели носят равномерно поступательный характер и не выходят за пределы физиологической нормы данного возраста.
3. Занятия волейболом способствуют адаптации организма девушек к условиям окружающей среды и низкой заболеваемости, особенно острыми респираторными заболеваниями.
Практические рекомендации:
1. Полученные данные по оценке физической подготовленности девушек должны учитываться педагогами и медицинскими работниками при проведении тренировочного процесса по волейболу, направленного на повышение мастерства, достижение гармоничности физического развития и сохранения высокого уровня здоровья.
2. Результаты оценки физической подготовленности девушек, занимающихся в спортивных секциях, рекомендуются в практику детско-юношеских спортивных школ с целью совершенствования учебно-тренировочного процесса.
Литература:
1. Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека /В. К. Бальсевич. — М.: Советский спорт, 2009. — 220 с.
2. Бальсевич В. К. Природосообразное формирование здоровья у детей, подростков и учащейся молодежи /В. К. Бальсевич. //Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития: материалы всероссийской научно-практической конференции. — Тюмень, 2010. — С. 89–92.
3. Барбашов С. В. Практико-ориентированный мониторинг физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи образовательных учреждений ХМАО-Югры /С. В. Барбашов, В. Н. Лузгин. //Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровления различных категорий населения: сборник материалов VI Всероссийской научной конференции /Под ред. С. И. Логинова. — Сургут: Изд-во СурГУ, 2007. — С. 21–23.
4. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии /Н. А. Бернштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
5. Быков В. С. Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В. С. Быков. — М.: Академия, 2008. — 174 с.
6. Волейбол: учебник для высших учебных заведений / под ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. — М., 2006. — 360 с.
7. Глебко Т. В. Методика технической подготовки юных волейболисток на основе развития функциональных возможностей сенсорных систем: автореферат дисс.... канд. мед. наук /Т. В. Глебко. — Челябинск, 2008. — 22 с.
8. Гончарова А. В. Повышение надежности защитных действий волейболисток с учетом решения спортивных двигательных задач / А. В. Гончарова // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 12. — С. 45–48.
9. Ерохина М. Волейбол доступен всем /М. Ерохин. //Адаптивная физическая культура, 2010. — № 4 (44). — С. 19–20.
10. Зайцев Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья в системе образования /Г. К. Зайцев: автореферат дисс.... д-ра. пед. наук. — СПб.,1998. — 48 с.
11. Клещев Ю. Н. Волейбол (школа тренера) / Ю. Н. Клещев. — М., 2005. — 400 с.
12. Кучма В. Р. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков /В. Р. Кучма, М. И. Степанова. //Здоровье населения и среда обитания. — 2002. — № 2. — С. 35–43.
13. Кучма В. Р. Медицинское обеспечение детей и подростков в образовательных учреждениях / В. Р. Кучма, И. К. Рапопорт // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2008. — № 1. — С. 32–35.
14. Ладохина Н. С отягощением и без: о воспитании силы у юных волейболистов /Н. Ладохина. //Спорт в школе, 2011. — № 8. — С. 11–15.
15. Лях В. И. Координационные способности школьников /В. И. Лях. //Физическая культура в школе, 2001. — № 2. — С. 6–14.
16. Нестеров В. А. Двигательная активность и физическое состояние детей и подростков /В. А. Нестеров. — Хабаровск: Изд-во Дальневосточной ГАФК, 2001. — 81 с.
17. Онищенко Г. Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений /Г. Г. Онищенко. //Гигиена и санитария. — 2005. — № 3. — С. 40–43.
18. Полянский А. В. Методика измерения ловкости как физического качества /А. В. Полянский, Д. А. Романов. // Успехи современного естествознания, 2007. — № 10. — С. 71–72.
19. Проходовский, Р. Я. Структура физической подготовленности и развитие двигательных способностей юных волейболистов автореферат дисс.... канд. мед. наук / Р. Я. Проходовский. — Малаховка, 2004. — 25 с.
20. Рыцарев, В. В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов / В. В. Рыцарев. — М., 2005. — 384 с.
21. Семенов В. Быстрее, выше, сильнее: о развитии физических качеств волейболиста /В. Семенов. //Спорт в школе, 2010. — № 6. — С. 11–13.
22. Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты /Л. А. Семенов. — М.: Советский спорт, 2005. — 142 с.
23. Соболев А. М. Привычная двигательная активность у школьников с разным уровнем физического здоровья /А. М. Соболев, С. Д. Поляков, С. В. Хрущев //Теория и практика оздоровления населения России: Мат. III Национальной научно-практической конф. с межд. участием. Ижевск, 16–20 мая 2006 г. /Под ред. О. В. Ромашина. — М.: Центр ЛФК и СМ Росздрава, 2006. — С. 168–169.
24. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России /А. Г. Сухарев. // Школа здоровья, 2000. — Т.7. — № 2. — С. 29–36.
25. Топышев О. П. Факторная структура физической подготовленности волейболистов в годичном цикле / О. П. Топышев, А. Б. Сами. // Теория и практика физической культуры, 1997. — № 5. — С. 56.
26. Уилмор Дж. Х. Физиология спорта /Дж. Х. Уилмор, Д. Л. Костилл; пер. с англ. — Киев: Олимпийская литература, 2001. — 502 с.
27. Умаров В. С. Метрическая система координат в волейболе /В. С. Умаров, Е. Д. Киршина. //Теория и практика физической культуры, 2010. — № 4. — С. 78–80.