Вики технологии в организации самостоятельной работы на платформе Moodle | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 31.05.2015

Статья просмотрена: 747 раз

Библиографическое описание:

Краснова, Т. И. Вики технологии в организации самостоятельной работы на платформе Moodle / Т. И. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1364-1368. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19649/ (дата обращения: 17.10.2024).

Ключевые слова: Веб 2.0, вики технологии, обучающая среда Moodle, электронное обучение.

 

Информационная парадигма общества меняет требования к современному выпускнику вуза. Особую значимость для работодателей приобретают специалисты, обладающие информационной компетенцией, владеющие новыми компьютерными технологиями, мобильные в принятии решений, способные при необходимости менять свои функции, демонстрирующие готовность самостоятельно выявлять проблемы и искать пути их решения. Современный выпускник вуза должен учиться в течение всей жизни и быть постоянно готовым к освоению новых навыков и умений. Он должен уметь самостоятельно добывать знания, необходимые для его профессиональной деятельности, так как знания, полученные в процессе обучения в вузе, быстро устаревают и не позволяют адекватно оценивать жизненные и профессиональные ситуации. По сути, сейчас знания ценятся меньше, чем обучаемость, поэтому на первый план выходят навыки и умения самообразования, что требует обновления подходов в организации обучения в вузе.

Стратегии системных изменений в образовательном процессе современного вуза можно определить следующим образом:

-                   нелинейность образовательного процесса, позволяющая осуществить персонификацию учебной деятельности;

-                   ориентация на развитие познавательной компетентности студента как базиса профессиональной компетентности будущего специалиста, которому предстоит жить и работать в обществе, перенасыщенном информацией;

-                   интерактивность взаимодействия участников образовательного процесса, их вовлеченность в познавательную деятельность, сопричастность, самостоятельность и ответственность при реализации в обучении потребности в смысле [1].

Для создания новой образовательной среды вузы все чаще используют потенциал современных интернет-технологий, способствующих раскрытию творческих способностей обучающихся, развитию дивергентного мышления и построению собственной индивидуальной траектории обучения. Расширение коммуникационный сервисов сети Интернет, основанных на активном участии пользователей в формировании контента привело к появлению нового поколения интернет-технологий — Веб 2.0. Многие сервисы Веб 2.0 имеют огромные перспективы использования в сфере образования.

Информатизация образования эволюционировала от простейших электронных учебников и систем тестирования до сложных систем управления обучением (англ. LMS — Learning Management System), использующих сервисы Веб 2.0: вики, блоги и социальные службы закладок. Данные системы обеспечивают серьезный технический уровень внедрения электронных технологий в образовательный процесс и стимулируют взаимодействие всех участников обучения.

В самой популярной, свободно распространяемой системе управления обучением Moodle технология вики используется для совместной работы студентов над документом, который они могут создавать, расширять и изменять его содержание. “Wiki wiki” с гавайского языка переводится как «очень быстро», что передает суть технологии вики, где страницы создаются и обновляются быстро и легко. Для написания совместного документа в Moodle используется простой язык разметки. Создание вики начинается с одной страницы, но участники могут создавать новые страницы и ссылки на них.

Вики технологии содержат элементы обучения в сотрудничестве, что является гуманистическим направлением в педагогике. Сотрудничество — это основная черта будущей профессиональной деятельности и должна быть отражена в аутентичных заданиях. Такие задания способствуют быстрому решению когнитивных задач, снимают трудности понимания и восприятия нового материала. Основными особенностями сотрудничества являются целеустремленность, стремление к общей цели, мотивация, интерес, целостность, взаимосвязь участников, эффективное распределение ролей, функций и обязанностей, согласованность, низкий уровень конфликтности, самодисциплина и возможность достижения результата. Но сотрудничество не должно рассматриваться в качестве самоцели, оно лишь средство для приобретения знаний и навыков, коммуникативного опыта и опыта социального взаимодействия. Когда студенты ощущают себя частью команды и понимают, что общий успех зависит от индивидуального вклада каждого участника, они вынуждены проявлять инициативу и самостоятельность.

Обучение в сотрудничестве представляет особую ценность при изучении иностранных языков, так как помогает обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений [2]. Не так давно обучение в сотрудничестве практиковалось лишь на аудиторных занятиях по иностранному языку, но как уже было сказано ранее платформа Moodle создает виртуальное пространство для совместного обучения, в котором вики являются основным средством асинхронной коммуникации. С помощью данного инструмента преподаватели могут создавать письменные задания для совместной работы студентов, которые обеспечивают скорость обновления, легкость редактирования и сотрудничества. Вики улучшают процесс коммуникации, став средством обмена информацией и построения базы знаний других студентов.

Но как именно работают вики в системе Moodle? Каждая страница вики имеет вверху ссылку “Edit”, при нажатии которой появляется возможность написать свои идеи. Используя панель инструментов редактирования, студенты могут сделать базовое форматирование текста, добавить фотографии и мультимедиа. При нажатии ссылки “History” можно отслеживать изменения и видеть, кто принимал участие в создании общего документа. Функция “History” позволяет вернуться к предыдущей версии, если кто-то испортил текст или случайно что-то удалил. Ссылка «Comments» может быть использована в качестве инструмента для обсуждения. В случае необходимости в вики могут быть загружены файлы. Рис.1 показывает, как выглядит типичный вики в Moodle.

Рис.1. Внешний вид вики

 

Одним из лучших способов использования вики может быть библиотека ресурсов для студентов и преподавателей. Вики могли бы служить в качестве депозитария для разных ресурсов, ссылок, мультимедиа, а также инструкций и другой необходимой информации по курсу. Каждый участник вики может сделать вклад в эту общую коллекцию. Студенты могут делиться интересными веб-сайтами, фотографиями, видео; вики могут стать хранилищем для групповых подкастов, созданных на аудиторных занятиях, а также для различных инструкций и методических рекомендаций по выполнению заданий.

Другим видом сотрудничества является совместное вики, которое стимулирует студентов к участию в выполнении общего задания, составлению списков, сбору документации, мозговому штурму и обмену идеями [3]. Вики может стать практикумом для групповых проектов или помочь организовать совместную письменную деятельность. Основное преимущество данного вида вики в том, что в вики среде, учащиеся сами принимают участие в собственном обучении, а не пассивно получают знания. А, как известно, активное участие в процессе обучения может привести к повышению успеваемости.

Третьим видом вики являются, так называемые, студенческие вики, которые можно сравнить с упрощенными версиями веб-сайтов, созданных студентами для обмена своими мыслями, идеями и мнениями. Здесь они могут также компилировать свои собственные тематические списки иностранных слов, собирать грамматические правила и даже создавать опросы для других студентов.

В Институте кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета проходит апробацию курс “General English Blended Course”. Участники курса часто работают вместе в групповых проектах в форме вики. Обычно этот вид деятельности не отнимает много времени и имеет творческий характер. Асинхронная природа вики обеспечивает студентам гибкость, они могут участвовать в любое удобное время, но обязаны придерживаться крайнего срока выполнения задания. Для успешного выполнения задачи студенты должны иметь простые и точные инструкции.

Каждый модуль курса содержит вики, которые иногда можно назвать «мини-вики» заданиями, как, например, в вики по теме “Health” студентам необходимо было сравнить здоровый и нездоровый образ жизни и описать последствия каждого образа жизни на здоровье человека (Рис.2). Это задание вики должно было сделано в виде таблицы, заполненной студентами.

Рис. 2. Вики «Healthy and Unhealthy lifestyle»

 

Еще одним примером может являться вики проблемного характера “Packing a suitcase” (Рис.3).

Рис.3. Вики “Packing a suitcase”

 

Задание было сформулировано следующим образом:

You are a teacher in Zimbabwe. Your partner disappears and is later found murdered. Your name appears in a newspaper article listing suspected subversives. Later you receive a letter threatening your life for your alleged political activity. You decide you must flee. Pack your bag: you can only take five categories of things and only what you can carry. List what you would take. Each student should write 5 categories of things or just items.

Судя по записям вики, студенты получили большое удовольствие от выполнения данного задания. В типичном чемодане студента можно было обнаружить деньги, документы, продукты питания, одежду и телефон, но некоторые особенно творческие студенты взяли с собой поддельные документы, ружье отца, динамитный пояс, пуленепробиваемый жилет, парик, небольшого плюшевого медведя, косметичку, аптечку и даже классическую черную шляпу.

Следующим заданием вики стало совместное написание истории (Рис.4). В распоряжении студентов было лишь первое предложение, записанное преподавателем.

 

По заданию каждый студент должен был написать одно предложение, но на самом деле они увлекались и писали больше, чем требовалось, а некоторые даже возвращались по несколько раз, чтобы снова сделать свой вклад в развитие сюжета. История имела несколько сюжетных поворотов, поэтому студенты регулярно заходили в курс, чтобы почитать, как развиваются события.

При интеграции вики в образовательный процесс возрастает мотивация студентов к изучению иностранного языка. Обучение в сотрудничестве при помощи вики учит студентов совместной работе в команде, показывает, как создавать сообщества и как действовать в мире, где получение знаний и информации достигается совместными усилиями [4].

 

Литература:

 

1.                  Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе: монография. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. — 300 с.

2.                  Товбаева М. М. Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения неродному языку // Вестник института языков. — 2014. — № 3(15). С. 55–58.

3.                  Teehan, K. (2010). Wikis: The Educator's Power Tool. ABC-CLIO.

4.                  Richardson, W. (2010). Blogs, wikis, podcasts and other powerful web tools for classrooms. Corvin.

Основные термины (генерируются автоматически): вика, студент, образовательный процесс, LMS, вид вики, вика технологии, задание вики, иностранный язык, совместная работа студентов, современный выпускник вуза.


Ключевые слова

электронное обучение, Веб 2.0, вики технологии, обучающая среда Moodle

Похожие статьи

Этапы разработки блога «Все для учебы»

В статье рассматриваются этапы разработки блога с помощью технологии ASP.NET. Разработанный блог используется для онлайн общения преподавателей со студентами, содержит учебную информацию по изучаемым дисциплинам и ссылки на электронные ресурсы.

Модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle): эффективная или несовершенная форма организации обучения?

Статья рассматривает преимущества и недостатки использования электронной образовательной среды Moodle для осуществления электронного сопровождения и поддержки учебного процесса.

CMS Ucoz как средство формирования информационной компетентности

В статье рассматривается создание сайта на CMS Ucoz и формирование информационной компетентности бакалавров-филологов.

Создание системы управления контентом для web-сайтов

В работе описывается процесс создания CMS (Content management system) системы для различных web-сайтов. Система предназначена для предоставления доступа к редактированию различной информации на web-сайте с помощью пользовательского интерфейса.

PlantUML: создание диаграмм с использованием текстового синтаксиса

В статье автор рассматривает PlantUML как эффективный инструмент для создания диаграмм в разработке программного обеспечения, преимущества использования текстового синтаксиса, разнообразие поддерживаемых диаграмм.

Востребованные backend-технологии для разработки программного продукта

В статье авторы определяют востребованные backend-технологии для разработки программного продукта.

Создание обучающего приложения по информатике на базе Unity

В данном обзоре нами были рассмотрены особенности программирования в Unity, применения С#, и использования хостинга. А также процесс создания обучающего приложения с помощью инструмента для создания двух и трехмерных приложений Unity.

Возможности разработки электронного образовательного ресурса в Visual Basic 10.0 Express

В данной статье рассматриваются основные проблемы и этапы разработки электронных образовательных ресурсов, а также возможности создания ресурса в объектно-ориентированной среде программирования Visual Basic 10.0 Express.

Преимущества использования модели инфраструктуры виртуальных рабочих столов VDI в образовании

Статья посвящена анализу преимуществ применения инфраструктуры виртуальных рабочих столов VDI в образовании.

Проектирование информационной системы интернет-магазина

В данной работе представлены этапы и методы разработки информационной системы интернет-магазина. Определены функциональные требования к информационной системе и разработаны модели на языке моделирования UML, которые в дальнейшем будут использованы дл...

Похожие статьи

Этапы разработки блога «Все для учебы»

В статье рассматриваются этапы разработки блога с помощью технологии ASP.NET. Разработанный блог используется для онлайн общения преподавателей со студентами, содержит учебную информацию по изучаемым дисциплинам и ссылки на электронные ресурсы.

Модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle): эффективная или несовершенная форма организации обучения?

Статья рассматривает преимущества и недостатки использования электронной образовательной среды Moodle для осуществления электронного сопровождения и поддержки учебного процесса.

CMS Ucoz как средство формирования информационной компетентности

В статье рассматривается создание сайта на CMS Ucoz и формирование информационной компетентности бакалавров-филологов.

Создание системы управления контентом для web-сайтов

В работе описывается процесс создания CMS (Content management system) системы для различных web-сайтов. Система предназначена для предоставления доступа к редактированию различной информации на web-сайте с помощью пользовательского интерфейса.

PlantUML: создание диаграмм с использованием текстового синтаксиса

В статье автор рассматривает PlantUML как эффективный инструмент для создания диаграмм в разработке программного обеспечения, преимущества использования текстового синтаксиса, разнообразие поддерживаемых диаграмм.

Востребованные backend-технологии для разработки программного продукта

В статье авторы определяют востребованные backend-технологии для разработки программного продукта.

Создание обучающего приложения по информатике на базе Unity

В данном обзоре нами были рассмотрены особенности программирования в Unity, применения С#, и использования хостинга. А также процесс создания обучающего приложения с помощью инструмента для создания двух и трехмерных приложений Unity.

Возможности разработки электронного образовательного ресурса в Visual Basic 10.0 Express

В данной статье рассматриваются основные проблемы и этапы разработки электронных образовательных ресурсов, а также возможности создания ресурса в объектно-ориентированной среде программирования Visual Basic 10.0 Express.

Преимущества использования модели инфраструктуры виртуальных рабочих столов VDI в образовании

Статья посвящена анализу преимуществ применения инфраструктуры виртуальных рабочих столов VDI в образовании.

Проектирование информационной системы интернет-магазина

В данной работе представлены этапы и методы разработки информационной системы интернет-магазина. Определены функциональные требования к информационной системе и разработаны модели на языке моделирования UML, которые в дальнейшем будут использованы дл...

Задать вопрос