Ключевые слова: Веб 2.0, вики технологии, обучающая среда Moodle, электронное обучение.
Информационная парадигма общества меняет требования к современному выпускнику вуза. Особую значимость для работодателей приобретают специалисты, обладающие информационной компетенцией, владеющие новыми компьютерными технологиями, мобильные в принятии решений, способные при необходимости менять свои функции, демонстрирующие готовность самостоятельно выявлять проблемы и искать пути их решения. Современный выпускник вуза должен учиться в течение всей жизни и быть постоянно готовым к освоению новых навыков и умений. Он должен уметь самостоятельно добывать знания, необходимые для его профессиональной деятельности, так как знания, полученные в процессе обучения в вузе, быстро устаревают и не позволяют адекватно оценивать жизненные и профессиональные ситуации. По сути, сейчас знания ценятся меньше, чем обучаемость, поэтому на первый план выходят навыки и умения самообразования, что требует обновления подходов в организации обучения в вузе.
Стратегии системных изменений в образовательном процессе современного вуза можно определить следующим образом:
- нелинейность образовательного процесса, позволяющая осуществить персонификацию учебной деятельности;
- ориентация на развитие познавательной компетентности студента как базиса профессиональной компетентности будущего специалиста, которому предстоит жить и работать в обществе, перенасыщенном информацией;
- интерактивность взаимодействия участников образовательного процесса, их вовлеченность в познавательную деятельность, сопричастность, самостоятельность и ответственность при реализации в обучении потребности в смысле [1].
Для создания новой образовательной среды вузы все чаще используют потенциал современных интернет-технологий, способствующих раскрытию творческих способностей обучающихся, развитию дивергентного мышления и построению собственной индивидуальной траектории обучения. Расширение коммуникационный сервисов сети Интернет, основанных на активном участии пользователей в формировании контента привело к появлению нового поколения интернет-технологий — Веб 2.0. Многие сервисы Веб 2.0 имеют огромные перспективы использования в сфере образования.
Информатизация образования эволюционировала от простейших электронных учебников и систем тестирования до сложных систем управления обучением (англ. LMS — Learning Management System), использующих сервисы Веб 2.0: вики, блоги и социальные службы закладок. Данные системы обеспечивают серьезный технический уровень внедрения электронных технологий в образовательный процесс и стимулируют взаимодействие всех участников обучения.
В самой популярной, свободно распространяемой системе управления обучением Moodle технология вики используется для совместной работы студентов над документом, который они могут создавать, расширять и изменять его содержание. “Wiki wiki” с гавайского языка переводится как «очень быстро», что передает суть технологии вики, где страницы создаются и обновляются быстро и легко. Для написания совместного документа в Moodle используется простой язык разметки. Создание вики начинается с одной страницы, но участники могут создавать новые страницы и ссылки на них.
Вики технологии содержат элементы обучения в сотрудничестве, что является гуманистическим направлением в педагогике. Сотрудничество — это основная черта будущей профессиональной деятельности и должна быть отражена в аутентичных заданиях. Такие задания способствуют быстрому решению когнитивных задач, снимают трудности понимания и восприятия нового материала. Основными особенностями сотрудничества являются целеустремленность, стремление к общей цели, мотивация, интерес, целостность, взаимосвязь участников, эффективное распределение ролей, функций и обязанностей, согласованность, низкий уровень конфликтности, самодисциплина и возможность достижения результата. Но сотрудничество не должно рассматриваться в качестве самоцели, оно лишь средство для приобретения знаний и навыков, коммуникативного опыта и опыта социального взаимодействия. Когда студенты ощущают себя частью команды и понимают, что общий успех зависит от индивидуального вклада каждого участника, они вынуждены проявлять инициативу и самостоятельность.
Обучение в сотрудничестве представляет особую ценность при изучении иностранных языков, так как помогает обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений [2]. Не так давно обучение в сотрудничестве практиковалось лишь на аудиторных занятиях по иностранному языку, но как уже было сказано ранее платформа Moodle создает виртуальное пространство для совместного обучения, в котором вики являются основным средством асинхронной коммуникации. С помощью данного инструмента преподаватели могут создавать письменные задания для совместной работы студентов, которые обеспечивают скорость обновления, легкость редактирования и сотрудничества. Вики улучшают процесс коммуникации, став средством обмена информацией и построения базы знаний других студентов.
Но как именно работают вики в системе Moodle? Каждая страница вики имеет вверху ссылку “Edit”, при нажатии которой появляется возможность написать свои идеи. Используя панель инструментов редактирования, студенты могут сделать базовое форматирование текста, добавить фотографии и мультимедиа. При нажатии ссылки “History” можно отслеживать изменения и видеть, кто принимал участие в создании общего документа. Функция “History” позволяет вернуться к предыдущей версии, если кто-то испортил текст или случайно что-то удалил. Ссылка «Comments» может быть использована в качестве инструмента для обсуждения. В случае необходимости в вики могут быть загружены файлы. Рис.1 показывает, как выглядит типичный вики в Moodle.
Рис.1. Внешний вид вики
Одним из лучших способов использования вики может быть библиотека ресурсов для студентов и преподавателей. Вики могли бы служить в качестве депозитария для разных ресурсов, ссылок, мультимедиа, а также инструкций и другой необходимой информации по курсу. Каждый участник вики может сделать вклад в эту общую коллекцию. Студенты могут делиться интересными веб-сайтами, фотографиями, видео; вики могут стать хранилищем для групповых подкастов, созданных на аудиторных занятиях, а также для различных инструкций и методических рекомендаций по выполнению заданий.
Другим видом сотрудничества является совместное вики, которое стимулирует студентов к участию в выполнении общего задания, составлению списков, сбору документации, мозговому штурму и обмену идеями [3]. Вики может стать практикумом для групповых проектов или помочь организовать совместную письменную деятельность. Основное преимущество данного вида вики в том, что в вики среде, учащиеся сами принимают участие в собственном обучении, а не пассивно получают знания. А, как известно, активное участие в процессе обучения может привести к повышению успеваемости.
Третьим видом вики являются, так называемые, студенческие вики, которые можно сравнить с упрощенными версиями веб-сайтов, созданных студентами для обмена своими мыслями, идеями и мнениями. Здесь они могут также компилировать свои собственные тематические списки иностранных слов, собирать грамматические правила и даже создавать опросы для других студентов.
В Институте кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета проходит апробацию курс “General English Blended Course”. Участники курса часто работают вместе в групповых проектах в форме вики. Обычно этот вид деятельности не отнимает много времени и имеет творческий характер. Асинхронная природа вики обеспечивает студентам гибкость, они могут участвовать в любое удобное время, но обязаны придерживаться крайнего срока выполнения задания. Для успешного выполнения задачи студенты должны иметь простые и точные инструкции.
Каждый модуль курса содержит вики, которые иногда можно назвать «мини-вики» заданиями, как, например, в вики по теме “Health” студентам необходимо было сравнить здоровый и нездоровый образ жизни и описать последствия каждого образа жизни на здоровье человека (Рис.2). Это задание вики должно было сделано в виде таблицы, заполненной студентами.
Рис. 2. Вики «Healthy and Unhealthy lifestyle»
Еще одним примером может являться вики проблемного характера “Packing a suitcase” (Рис.3).
Рис.3. Вики “Packing a suitcase”
Задание было сформулировано следующим образом:
You are a teacher in Zimbabwe. Your partner disappears and is later found murdered. Your name appears in a newspaper article listing suspected subversives. Later you receive a letter threatening your life for your alleged political activity. You decide you must flee. Pack your bag: you can only take five categories of things and only what you can carry. List what you would take. Each student should write 5 categories of things or just items.
Судя по записям вики, студенты получили большое удовольствие от выполнения данного задания. В типичном чемодане студента можно было обнаружить деньги, документы, продукты питания, одежду и телефон, но некоторые особенно творческие студенты взяли с собой поддельные документы, ружье отца, динамитный пояс, пуленепробиваемый жилет, парик, небольшого плюшевого медведя, косметичку, аптечку и даже классическую черную шляпу.
Следующим заданием вики стало совместное написание истории (Рис.4). В распоряжении студентов было лишь первое предложение, записанное преподавателем.
По заданию каждый студент должен был написать одно предложение, но на самом деле они увлекались и писали больше, чем требовалось, а некоторые даже возвращались по несколько раз, чтобы снова сделать свой вклад в развитие сюжета. История имела несколько сюжетных поворотов, поэтому студенты регулярно заходили в курс, чтобы почитать, как развиваются события.
При интеграции вики в образовательный процесс возрастает мотивация студентов к изучению иностранного языка. Обучение в сотрудничестве при помощи вики учит студентов совместной работе в команде, показывает, как создавать сообщества и как действовать в мире, где получение знаний и информации достигается совместными усилиями [4].
Литература:
1. Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе: монография. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. — 300 с.
2. Товбаева М. М. Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения неродному языку // Вестник института языков. — 2014. — № 3(15). С. 55–58.
3. Teehan, K. (2010). Wikis: The Educator's Power Tool. ABC-CLIO.
4. Richardson, W. (2010). Blogs, wikis, podcasts and other powerful web tools for classrooms. Corvin.