Ключевые слова: информационный век, smart-образование, электронное обучение.
Необходимость изменений в образовательном пространстве признается всеми участниками учебного процесса. За последние десять лет изменились технологии, эволюционировали студенты, и весь мир продолжает меняться с огромной скоростью. Данные преобразования означают, что преподаватели и методы обучения должны подвергнуться анализу и адаптироваться к существующей реальности. Возможность студентов найти и оценить информацию, а затем на основе этой информации сформировать новое знание усиливается через общение с внешним миром за пределами учебной аудитории и открывает новые перспективы для обучения в зависимости от потребностей и стилей обучения студентов. Эти фундаментальные изменения имеют сильное влияние на то, чему учить, как учить и где учить.
Возникает необходимость трансформирующей стратегии, обеспечивающей плавный переход от традиционного обучения к новым видам работы в электронной среде (Рис.1). Проблема заключается в переходе от преподавания и обучения ИКТ к преподаванию и обучению с помощью ИКТ. Суть не в том, чтобы обучить чему-то старому новыми методами, задача состоит в том, чтобы создавать новое в помощью инновационных технологий.
Рис. 1. Стратегия преобразований
Использование технологий в обучении позволяет трансформировать процесс обучения в новых экономических условиях, когда ценятся знания и потребность их постоянного обновления. Таким образом, электронное обучение можно считать ответом информационному веку. Профессор Индианского университета Чарльз Рейглут описал ключевые маркеры, которые помогают понять окружающую среду, в которой функционирует электронное обучение (Рис.2) [1].
Рис. 2. Ключевые маркеры парадигмы информационного века
Электронное обучение, оснащенное различными мультимедиа ресурсами, открывает новые измерения в проектировании содержания онлайн курсов [2]. Обучающая электронная среда сделала возможным появление новых моделей обучения, таких как, саморегулируемое обучение, интерактивное обучение, обучение в сотрудничестве и виртуальные классы. Обучение в электронной среде может вестись как синхронно, так и асинхронно.
Философия электронного обучения в системе smart-образования заключается в том, что студентам предоставляется возможность развить свои способности, а преподавателям воспользоваться smart-технологиями для подготовки и ведения курса в электронной среде. Оно ориентирует студентов на использование интеллекта и знаний, а не на то, чтобы с помощью знаний и интеллекта направлять процесс обучения [3]. Идея состоит в том, чтобы помочь студентам:
- научиться учиться;
- поставить когнитивные цели;
- облегчить понимание проблемы;
- развить навыки самостоятельного мониторинга и организации знаний.
Исходя из опыта электронного обучения, с точки зрения обучающихся электронное обучение осуществляется через комбинацию следующих элементов:
- процесс входа в систему;
- процесс регистрации;
- личный профиль;
- предварительная оценка навыков и компетенций;
- процесс записи на курс;
- запрограммированная траектория обучения;
- индивидуальная траектория обучения;
- настраиваемая домашняя страница;
- онлайн курсы, содержащие следующие элементы:
· предварительное тестирование;
· текст;
· графика, фотографии;
· потоковая анимация, аудио, видео;
· симуляторы;
· интерактивные упражнения;
· онлайновые и загружаемые инструменты;
· тесты;
· закладки;
· итоговое тестирование;
· формы обратной связи.
- загружаемые курсы и элементы курса;
- система электронного обеспечения производительности;
- доски объявлений, управляемые модератором (официальное общение обучающихся);
- равноправные доски объявлений (неформальное общение обучающихся);
- виртуальные классы;
- онлайн наставничество;
- коллаборативные электронные приложения, например Lotus Anytime, Webex, Groove;
- интернет-вещание;
- ссылки на вебсайты;
- доступ к сторонним базам данных с системами управления знаниями;
- файлы онлайн-справки;
- встроенная справочная система.
Личностно-ориентированный подход в электронном обучении является основным фактором успеха его интеграции в образовательный процесс. Рассмотрим процесс получения знаний в традиционной модели обучения (Рис. 3) и в электронном обучении (Рис.4).
Рис. 3. Модель транслирования знаний в традиционном обучении
Рис. 3. Модель извлечения знаний в электронном обучении
Исторически сложилось так, что традиционная модель обучения основывалась на централизованном хранилище знаний в лице преподавателя, который транслировал эти знания студентам. Ко всем обучающимся в классе относились одинаково, преподавался единый курс за одинаковый для всех промежуток времени. В информационный век, когда знания постоянно меняются, и когда технологии предоставляют возможность индивидуального подхода к каждому участнику образовательного процесса, модель транслирования знаний становится непригодной. Электронное обучение предлагает поместить студента в центре этого процесса и позаботиться о его потребностях.
Использование электронного обучения предоставляет качественно новые возможности для интенсификации образовательного процесса. Определить новую концепция образования возможно лишь через конструктивную критику устаревшей модели образования и тщательный анализ современных инноваций в сфере образования.
Литература:
1. Reigeluth Ch. (1996) CM IT Forum Paper № 17: What Is the New Paradigm of Instructional Theory Indiana University. URL: http://itech1.coe.uga.edu/itforum/paper17/paper17.html
2. Morrison D. (2003) E-learning strategies. How to get implementation and delivery right first time, John Wiley and Sons Ltd., p.3–5.
3. Shehab A. Gamalel-Din, Smart e-Learning: A greater perspective; from the fourth to the fifth generation e-learning // Egyptian Informatics Journal. 2010. № 11, p.39–48