Ключевые слова: обучающая среда Moodle, синхронное и асинхронное обучение, электронное обучение.
В современном обществе формируется новый вид общественного устройства — информационное общество, которое характеризуется внедрением компьютерных технологий во все сферы деятельности, в том числе и в образовательный процесс. Новое поколение студентов высших учебных заведений в силу возросших требований работодателей стремится к получению знаний, информации, навыков и умений, так как профессиональная деятельность с каждым годом становится все более интеллектуальной и многоплановой, требующей нестандартности мышления [1]. На рынке труда особую ценность приобретают специалисты, которые на основе имеющихся знаний и приобретенного опыта совершенствуют свои навыки и умения на протяжении всей жизни, то есть, ориентированы на непрерывное образование (lifelong learning) [2]. Концепция непрерывного образования особенно эффективно реализуется в условиях электронного обучения, которая существенно способствует самореализации, саморазвитию и стремлению к постоянному самосовершенствованию.
В связи с общей тенденцией сокращения аудиторных часов и смещением акцентов на познавательную самостоятельную деятельность активизация работы в электронной среде призвана повысить качество обучения за счет реализации потенциала электронного обучения, где очень высока доля самостоятельной работы студентов за счет электронного компонента курса, размещенного в обучающей электронной среде. Студенты получают неограниченный доступ к образовательным ресурсам в любое удобное им время [3].
Организация электронного обучения осуществляется в электронных обучающих средах, созданных на основе систем управления обучением. В российских вузах самой успешной и востребованной обучающей средой стала платформа Moodle, которая в силу своей простоты и функциональности по праву является лучшей системой управления обучением. В качестве бесспорных преимуществ можно отметить то, что она бесплатна и имеет много различных возможностей, которые учителя и администраторы могут использовать для обучения [4].
Обучающая среда Moodle предлагает две модели электронного обучения — синхронное и асинхронное обучение. Под синхронным обучением обычно понимают обучение в реальном времени, что реализуется через видеоконференции, чаты и вебинары. При асинхронном обучении обучающийся получает всю необходимую информацию из онлайн источников или с электронных носителей информации и самостоятельно регулирует темп и график освоения материала [5]. Таким образом, асинхронное обучение — это многообразие гибких индивидуализированных подходов и способов нелинейного построения учебного процесса. Принимая во внимание тот факт, что преимущественно асинхронное обучение лежит в основе большинства электронных курсов в российских вузах, в данной статье мы рассмотрим основные аспекты асинхронного взаимодействия субъектов электронного обучения, а также определим условия его успешной реализации.
Своей популярностью асинхронное обучение обязано, в первую очередь, определённой степенью свободы и гибкости, позволяющей студентам выполнять задания в подходящее для них время и в удобном месте. Но в тоже время, его главным недостатком является чувство «изолированности», которое могут ощущать студенты, работая в электронной среде. И лишь непрерывный контакт с тьютором через различные сервисы Moodle может создать «эффект присутствия» преподавателя и, тем самым, решить данную проблему. Активизация взаимодействия обучающихся в малых группах, основанного на обучении в сотрудничестве, также позволяет не терять социальных контакт и способствует приобретению навыков виртуального общения и принятия коллективных решений. Многие исследователи признают, что эффективность асинхронного обучения существенно повышается при организации совместной деятельности. Студенты имеют возможность обучаться и делиться своими знаниями с другими. Подобный вид совместного обучения увеличивает темпы обучения и развивает не только когнитивные, но и психомоторные и эмоциональные способности [6].
Профессор Стариченко выделяет следующие требования к результатам обучения любой дисциплины:
- полное усвоение обязательного минимума всеми обучаемыми;
- самостоятельность, активная учебно-познавательная деятельность, развитие исследовательских и творческих способностей обучаемых;
- максимальная для заданных условий индивидуальная результативность обучения;
- максимально комфортные с психологической и физиологической точек зрения условия обучения [7].
Данные требования в полной мере реализуются в асинхронном обучении. За счет компенсации нехватки аудиторных часов электронным курсом, студенты получают возможность обращения к учебным материалам в любое время, что способствует усвоению базового минимума всеми обучающимися, который является обязательным условием их дальнейшего обучения по индивидуальной траектории. Индивидуализация достигается путем вариативности заданий в электронной среде с учетом психофизиологических особенностей студентов и их возможностей. Следует принимать во внимание неоднородность обучающихся по уровню знаний, индивидуальному стилю учебной деятельности, степени восприятия информации и самоорганизации. Вариативность учебного материала должна, в первую очередь, быть направлена на разную степень сложности, начиная с базового уровня и заканчивая дополнительными заданиями повышенной сложности. Таким образом, при выборе заданий студенты не могут опуститься ниже обязательного минимума, но могут выполнять задания с нарастающим уровнем сложности.
Свобода выбора сложности заданий способствует повышению индивидуальной результативности, так как критерием успешности является академический рейтинг, который создает первичную конкурентную среду и отражает потенциал обучающихся. Обучающая среда Moodle обеспечивает доступ всех подключенных пользователей к ресурсам курса и обладает системой автоматизированного контроля, а также отражает статистику текущей успеваемости студентов, стимулирующую учебную деятельность. Moodle аккумулирует в одном месте все справочные материалы, тестовые задания и другие компоненты, необходимые для полноценного педагогического процесса.
Асинхронное обучение в электронной среде ориентировано на познавательную и исследовательскую учебную деятельность, максимально приближенную к будущей профессиональной деятельности. Активизация самостоятельной работы заключается в повышении ее значимости в достижении новых образовательных целей за счет придания ей проблемного характера, мотивирующего обучающихся на восприятие ее как ведущего средства формирования профессиональной компетенции. Выполнение данной работы требует от студентов высокой степени самоорганизации, самопланирования и самоконтроля. Развитие данных качеств будет способствовать независимости и мобильности человека в организации собственной жизненной траектории, профессиональной деятельности [8]. Но развитие самостоятельности никоим образом не должно редуцировать роль и функции преподавателя; именно педагог организует такую учебную деятельность студентов, в которой познавательный процесс связан с интересом и вниманием к результатам своего труда [9]. Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы передать глубокие фундаментальные знания, а, прежде всего, развить навыки самостоятельного приобретения и применения знаний, т. е. научить успешно учиться, ориентироваться в потоке информации [10]. В электронном обучении его роль трансформируется в наставника, посредника и фасилитатора в познавательной деятельности студентов.
Асинхронное обучение на платформе Moodle может строиться на основе технологий Веб 2.0, что способствует развитию творческого потенциала обучающихся. Коллективное взаимодействие студентов в таких видах деятельности как вики, глоссарий и форумы ведут к построению новой модели электронного обучения, в центре которой находится студент, приобретающий высокий уровень автономии. Работа с технологиями Веб 2.0 воспринимается обучающимися с интересом, повышая мотивацию к данному виду деятельности, что, несомненно, важно. Ведь от мотивации будет зависеть фактор результативности и качество обучающей деятельности в целом.
Таким образом, при асинхронном обучении, которое требует разработки новых, нетрадиционных приемов и структуризации содержания обучения, создаются условия для развития познавательной активности студентов. Динамический, вариативный электронный курс позволяет индивидуализировать процесс обучения, что является необходимым требованием к современному образованию. Применение асинхронного обучения позволяет существенно увеличить активную роль студента не только в процессе обучения, но и в жизни, и в профессиональной деятельности.
Литература:
1. Краснова Т. И. Перспективы использования смешанного обучения при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). c. 486–488.
2. Краснова Т. И. Возможности электронного обучения в непрерывном образовании // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). c. 634–636.
3. Краснова Т. И. Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). c. 484–486.
4. Логинова А. В. Модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle): эффективная или несовершенная форма организации обучения? // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). c. 1112–1114.
5. Маркова Н. А. К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения в техническом вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). c. 1126–1129.
6. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — № 7. c. 809–811.
7. Стариченко Б. Е. Синхронная и асинхронная организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 3. с. 23–31.
8. Петухова Т. П. Содержательные аспекты асинхронной самостоятельной работы студентов // Гуманизация образования. — 2011. –№ 7. с.25–32.
9. Маркова Н. А. Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Молодой ученый. –2015. — № 5 (85). c. 493–496.
10. Голышева М. Д., Диденко А. В., Власова М. В., Асадуллина Л. И. E-learning и дистанционное образование в России и за рубежом: проблемы и пути решения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2011. — № 4. с. 46–50.