В статье анализируются процессы трансформации общественных отношений, все изменения социальных приоритетов, образ жизни людей, который воздействует на семейные отношения и положение в них женщины. Назначение семьи и уровень ее благополучия и стабильности являются важнейшими сферами, определяющими жизнестойкость общества. Новая модель семейных отношений предполагает равноправие женщин и мужчин. Новые условия приведут к ликвидации феминизации, бедности и патриархальной политики.
Ключевые слова: социальный статус женщины, семейный кодекс, государственная идеология, новая модель семейных отношений, патернализм.
По данным Всероссийской переписи населения в 2014 году доля женщин составляет 53,4 % от всего населения РФ [1]. Их деятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы модальности в обществе. Женщины отличаются особенными чертами характера, духовным обликом, они выполняют множество образов: труженицы, матери, домохозяйки. В целом исследование социального статуса женщины имеет свои причины. Прежде всего, это новые социально-экономические отношения, возникшие в результате реформирования общества, когда упадок, охвативший Россию, в первую очередь проявил себя на женщине и на семье. Действующая в наше время Конституция РФ 1993 г. (статья 19) также предусматривает равные права и возможности как мужчин, так и женщин. Важно обратить внимание на то, что в наши дни женщина выполняет двойной стандарт и имеет от этого очень негативные последствия. Отражение социального статуса как интегрального показателя создает между собой несколько элементов и функций. Статус показывает возникшее положение социальной категории (женщин), ее представительство в обществе, восприятие в системе социальных связей и отношений. Многозначительной ценностью обладают отношения индивида с определенной социальной группой. Наиболее ярким представляется социальное бытие, система воспитания, характер деятельности, внутренние идеалы к миру, ценности и цели индивида, требования общества к индивиду, характер проводимой государственной политики и существующей государственной идеологии. Женщина определяется значимыми признаками, такими, как: пол, возраст, зависимость от воспитания, уровня духовной культуры и определенных материальных ценностей. Все эти категории складываются от существующих мер в обществе. Женщина в процессе своей жизнедеятельности определяет все стороны жизни, все факторы общественного бытия, а также уже на данный момент формирует четкую линию содержания и характер отражения социальных качеств, присущих определенным социальным группам.
Во многом это обусловлено общественным мнением и оказывает разного рода воздействие на сознательность различных категорий женщин, а также влияет на уровень их образования, характер мировоззрения, отношение к жизненным приоритетам, профессиональный уровень подготовки, потому что она находится в прямой зависимости от всех этих сфер.
Социальный статус женщины как представительницы пола нужно отличать от личной модальности, то есть положение, которое занимает человек в определенной группе или в семье, как он оценивается с точки зрения значимых человеческих качеств. Оказывается, что с одной стороны, женщина занимает определенное место в общественной иерархии, с другой — символическое значение как матери, жены, руководителя, профессионала в конкретной сфере. Поэтому это понятие связано с понятием “социальная роль”, передает отношение и функцию социального статуса. Личность, наделенная определенными индивидуальными качествами, подразумевается не как механический элемент звена социальной системы, хотя эта система и действует на личность [2, с.102], а как результат сложившейся в человеческом осмыслении, в поступках, действиях существующей социальной системы. Следует также помнить, что эта деятельность связана с другими личностями или с группой индивидов, имеющих общие цели и стремящихся к их реализации.
Таким образом, человек является не только объектом воздействия окружающего мира, но и субъектом, то есть созидательной силой, которая влияет на состояние окружающей среды, общества и сознания в соответствии с целями и задачами, обеспечивающими полную социальную жизнь. Если женщина находится в обществе, то она представляет собой обособленную от природы часть материального мира, включающую форму и способ объединения, взаимодействия людей, которые находятся в многогранной зависимости друг от друга.
Если говорить о новой модели семейных отношений, то она предполагает не только обеспечение условий для общественно-производственной деятельности женщины, но и возвращение мужчины в семью как непосредственного равноправного ее члена. Все эти воплощения предполагают необходимость изменить и улучшить экономические условия в стране, создать такие возможности для реализации себя в трудовой сфере с такой заработной платой, которая обеспечивала бы прожиточный минимум. Может быть, новые условия приведут к ликвидации феминизации бедности и патриархальной политики. Но государство должно принять ряд таких законов об использовании труда женщин в соответствии с их образованием и квалификацией. Если взять средства массовой информации как объект, то он должен изменить отношение к женщине, обеспечить ее объективное видение о деятельности не только в семье, но и в обществе и даже в политике. Были утверждены “Основные стороны государственной семейной политики”, которые предусматривали реализацию и обеспечение необходимых условий для состоянии семьи, то есть функций и улучшения качества жизни для всех членов семьи [4, с.51].
Государственная семейная политика предполагала соблюдение:
- принципа суверенитета семьи, что означало минимализацию вмешательства в дела семьи (влиять на поведение ее членов, ограничивать свободу аборта или развода, изменить отношение к незарегистрированным бракам или внебрачным детям);
- принципа суверенитета личности, то есть ограничение свободы волеизъявления одного члена семьи в пользу другого, искусственно собранного стереотипа женского и мужского поведения;
- принципа опоры на собственные силы, можно сказать, что это несовместимость семейной политики с социальным и государственным патернализмом.
Цель патернализма государства по отношению к семье предполагает замену принципов партнерства и разделения ответственности как мужчины, так и женщины, так как оба равноправны в своих действиях самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности. В настоящее время утвержден Национальный план улучшения положения женщин и повышения их роли в обществе. А также принят Трудовой кодекс Российской Федерации, который содержит новые гендерные подходы к распределению и равноправию семейных обязанностей работающих мужчин и женщин, в том числе и по воспитанию детей.
Новые способы изменения проблемы совмещения профессиональных и семейных обязанностей членов семьи заложены в Конвенции МОТ № 156 “О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями”, которую Российская Федерация ратифицировала в октябре 1997 г. [4, с.81]. С 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ вступил в силу Семейный кодекс Российской Федерации. Основной его целью явилось укрепление семьи, защита прав каждого ее члена в усовершенствованных социально-экономических условиях развития нашего общества. Если установлены правовые механизмы, которые нужно выполнять как семейные обязанности, то нужно и обеспечить гарантии осуществления семейных прав граждан.
Принятый Семейный кодекс следует употреблять, так как это обеспечит соблюдение закона о браке и семье и будет способствовать созданию более качественного отличного от прежнего общественного мнения. В большей степени хотелось бы использовать опыт западных стран, где проблема равенства уже приобрела и создала новое видение на данную ситуацию. Во всех сферах становления рыночных отношений широкое значение приобретает систематизирование модели социального обслуживания населения, так как есть спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых услуг лицам, которые оказались в сложных жизненных ситуациях.
В последние годы сеть учреждений, предоставляющих социальные услуги семьям и детям, быстро развивается. В 1994 г. в стране насчитывалось всего 7 центров социальной помощи семье и детям, 14 учреждений помощи безнадзорным и беспризорным детям, 5 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. В 2014 г. функционировали уже 682 центра помощи семье и детям, 1274 социозащитных учреждения и 353 центра реабилитации детей-инвалидов. Более 3,5 млн семей в год получают помощь и поддержку в различных учреждениях социального обслуживания населения страны. В целях предупреждения всех видов семейного неблагополучия более 0,5 млн семей в России взяты на социальный патронаж и контроль [5, с.122]. Вся деятельность указанных учреждений социального назначения обеспечивается квалифицированными специалистами, кадровое обеспечение связано с развитием социального образования, результатом которого является Российский государственный социальный университет.
Нужно усовершенствовать программу подготовки социальных работников, чтобы с каждым годом работа по социальной помощи расширялась и обогащалась не только благодаря инвалидам, престарелым, детям, но и работающим женщинам, которые несут двойную нагрузку. Государственная семейная политика должна согласовываться с новыми социально-экономическими и политическими условиями российского общества, направлена на реализацию и выполнение международных документов, таких как Конвенция ООН, посвященная женщинам. Должны быть приняты долгосрочные программы, направленные на развитие и укрепление семьи, обеспечение формирования равенства и уважения в семье.
Необходимость соблюдения и расширения принципов семейной политики всеми институтами общества – вот залог успеха и стабильности семьи. Кроме того, повышение нравственного и воспитательного потенциала уровня семьи зависит не только от активности женщины, но и от мужчины как отца детей. Поэтому необходим поиск здравого решения в данной проблеме.
Общество всегда интересовалось женщинами только с научной точки зрения. Но даже еще в 20-м веке все еще оставался стереотип, что общество в большей степени является «мужским обществом», то есть обществом, в котором право действует на принцип и приоритет мужчины. В современных развитых государствах такой порядок уже устарел и практически устранен, так как с юридической точки зрения женщина поставлена в равные условия с мужчиной. Во многих странах это уже приносит даже наглядные плоды: в прибалтийских и скандинавских странах, например, большой процент женщин участвуют в общественной и государственной жизни, в политике. Есть и такие случаи, когда женщина является в своей стране президентом и очень даже хорошо и достойно справляется со своими обязанностями. Но в то же время во многих государствах и развивающихся странах положение женщины остается тяжелым, женщина продолжает подвергаться дискриминации и остается бесправной. И только активное вмешательство общества как соответствующих ассоциаций может обеспечить укрепление семьи и развитие новых семейных отношений.
Литература:
1. Всероссийская перепись населения 2014 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. рус.
2. Григорьева Н. С., Чубарова Т. В. Социальная политика: Гендерный аспект. М.: Олита, 2004. — с. 116.
3. Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. — 2003. — № 7. — С. 48–54.
4. Сажина Л. В. Современная гендерная культура: кросскультурный анализ брачно-семейного сегмента. Ростов н/Д: Изд-во ИПО ПИ УФУ, 2010г. 81–82 с.
5. Статистический ежегодник 2014: Стат.сб., 2014г. 244 с.