Правовые основания и методические рекомендации по разработке программы обучения и проверки знания требований охраны труда руководителей и специалистов предприятий и организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.06.2015

Статья просмотрена: 739 раз

Библиографическое описание:

Ольшевский, В. А. Правовые основания и методические рекомендации по разработке программы обучения и проверки знания требований охраны труда руководителей и специалистов предприятий и организаций / В. А. Ольшевский, Н. А. Ольшевский, О. И. Козак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 941-944. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19657/ (дата обращения: 18.12.2024).

Рассмотрены правовые основания разработки программы обучения и проверки знания требований охраны труда руководителей и специалистов предприятий и организаций, даны методические рекомендации

Ключевые слова: обучение безопасности труда, система управления охраной труда, профилактика производственного травматизма.

 

В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в Российской Федерации в 2013 году, 75,5 % несчастных случаев обусловлены типичными причинами организационного характера и, так называемым, «человеческим фактором»: неудовлетворительная организация производства работ, нарушения требований безопасности, недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины. Так, только по причине неудовлетворительной организации производства работ в 2013 году произошел почти каждый третий (30,7 %) несчастный случай. Технологические и технические (техногенные) факторы послужили причинами 8,0 % несчастных случаев с тяжелыми последствиями [6]. В этой связи оценка значимости обучения работников безопасности труда как важной предупредительной меры по сокращению производственного травматизма представляется актуальной.

Целью настоящего исследования является изучение правовых оснований разработки программы обучения и проверки знания требований охраны труда руководителей и специалистов предприятий и организаций.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [1] безопасность труда — это состояние защищенности работников, обеспеченное комплексом мероприятий, исключающих воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов на работников в процессе трудовой деятельности.

Рассмотрим Трудовой кодекс Российской Федерации в части, затрагивающей обучение работников безопасности труда. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, охрана труда — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-эпидемиологические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Можно рассмотреть отдельные статьи Трудового кодекса Российской Федерации, содержащие правовые нормы, касающиеся обучения работников безопасности труда.

В части 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

В частях 7 и 8 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлены обязанности работодателя обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знания требований охраны труда, соответственно.

В части 2 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работника проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знания требований охраны труда.

В статье 216 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в целях государственного управления охраной труда уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают порядок обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей, индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

В части 6 статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации установлено право каждого работника на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

В статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что все работники обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Базовые положения об организации порядке обучения работников безопасности труда содержатся в стандартах системы стандартов безопасности труда, в частности в ГОСТ 12.0.004–90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения [2]. В соответствии с пунктом 5.4 ГОСТ 12.0.004–90 проверка знания требований охраны труда руководителей и специалистов осуществляется в соответствии с программой, разработанной на предприятии.

В настоящее время порядок обучения безопасным методам и приемам труда регламентируется Постановлением Минтруда Российской Федерации N 1 и Министерства образования Российской Федерации N 29 от 13 января 2003 года «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» [3] (далее — Постановление N 1/29) и приложением к нему, которое так и называется «Порядок обучения по охране труда проверки знаний требований охраны труда работников организаций», и статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации. Этот нормативный акт разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников. Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с п.1.5 Постановления N 1/29 и частью 1 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель, работодатели — индивидуальные предприниматели, а также все организации, вне зависимости от форм собственности.

Обучение по охране труда в системе управления охраной труда в организации является одним из направлений профилактической работы в системе охраны труда. Наличие квалифицированного, компетентного в вопросах охраны труда и обученного безопасным методам и приемам выполнения работ персонала в организации — важнейшее условие безопасности труда. Одновременно с обучением по охране труда и проверкой знания требований охраны труда, могут проводиться обучение и аттестация работников организаций по другим направлениям безопасности труда, организуемые органами государственного надзора и контроля и федеральными органами исполнительной власти.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда. В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводят лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т. д., допускается использовать элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, компьютерные программы, а также дистанционное обучение.

Программа обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда руководителей и специалистов организации должна содержать следующие основные характеристики: объем, содержание, планируемые результаты, организационные условия обучения, форма проверки знания требований охраны труда. Предприятиям и организациям, приступающим к разработке программы обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда руководителей и специалистов, можно дать следующие методические рекомендации. Программа разрабатывается с учетом потребностей организации, профессиональных стандартов, квалификационных требований по соответствующим должностям руководителей и специалистов, требований государственных образовательных стандартов среднего профессионального или высшего образования. В результате реализации программы должен повышаться уровень знаний обучаемых, должны совершенствоваться умения, навыки и компетенции, характеризующие подготовленность обучаемых к деятельности в сфере охраны труда. Разработчикам программы обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда следует использовать Примерную программу обучения по охране труда и проверке знания требований охраны труда, изложенную в Приложении 11 к проекту приказа Минздравсоцразвития РФ от 18 октября 2011 года «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» [4]

При самостоятельной разработке предприятием(организацией) программы обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда важно полнее использовать разработанный Минздравсоцразвития России типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков [5], включающий мероприятия, содействующие обучению работников по охране труда: приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами по охране труда, организацию в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников, организацию обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

Выводы:

1. Выполнение в полной мере принимаемых нормативных правовых актов в области охраны труда и реализация поставленных целей по улучшению условий труда и сокращение производственного травматизма могут быть достигнуты в порядке обучения работников безопасности труда.

2. Основным направлением повышения эффективности обучения работников безопасности труда как меры по снижению производственного травматизма является самостоятельная разработка предприятием(организацией) программы обучения по охране труда на принципах законности, соответствия профессиональным стандартам, квалификационным требованиям должностей руководителей и специалистов, образовательным стандартам высшего и (или) среднего профессионального образования.

 

Литература:

 

1.                  Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

2.                  ГОСТ 12.0.004–90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

3.                  Постановление Минтруда Российской Федерации N 1 и Министерства образования Российской Федерации N 29 от 13 января 2003 года «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» — Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

4.                  Проект приказа Минздравсоцразвития РФ от 18 октября 2011 года «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» — Режим доступа: www.minzdravsoc.ru, свободный.

5.                  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»- Режим доступа: http://base.consultant.ru, свободный.

6.                  Доклад «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2013 году». — Режим доступа: http://rspb.ru/media/uploads/userfiles/2014/07/30/Doklad_mintr_2013.pdf, свободный.

Основные термины (генерируются автоматически): охрана труда, Российская Федерация, Трудовой кодекс, проверка знания требований охраны труда, проверка знания требований охраны труда руководителей, производственный травматизм, обучение, исполнительная власть, Порядок обучения, проверка знаний требований охраны труда.


Ключевые слова

система управления охраной труда, обучение безопасности труда, профилактика производственного травматизма

Похожие статьи

Обязанности работодателя по безопасности и охране труда

Рассмотрены основные обязанности работодателя по безопасности и охране труда. Охарактеризовано отличие оценки условий безопасного труда от аттестации рабочих мест. Проанализированы задачи разных уровней осуществления контроля в сфере безопасности и о...

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе

В статье показаны возможности реализации задач ФГОС ООО в области безопасности жизнедеятельности в условиях дефицита учебного времени на обучение основам безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы организации и методики подготовки бакалавров...

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Похожие статьи

Обязанности работодателя по безопасности и охране труда

Рассмотрены основные обязанности работодателя по безопасности и охране труда. Охарактеризовано отличие оценки условий безопасного труда от аттестации рабочих мест. Проанализированы задачи разных уровней осуществления контроля в сфере безопасности и о...

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к инновационной деятельности

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с подготовкой и переподготовкой педагогических кадров к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Определены основные факторы, обеспечивающие успешность подготовки и переподготовки уч...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе

В статье показаны возможности реализации задач ФГОС ООО в области безопасности жизнедеятельности в условиях дефицита учебного времени на обучение основам безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы организации и методики подготовки бакалавров...

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Задать вопрос