Ключевые вопросы и проблемы интеграции технологий в процесс обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.06.2015

Статья просмотрена: 765 раз

Библиографическое описание:

Логинова, А. В. Ключевые вопросы и проблемы интеграции технологий в процесс обучения / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1405-1408. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19668/ (дата обращения: 18.12.2024).

Ключевые слова: интеграция технологии, информационно-коммуникационные технологии, подготовка учителей, революционные методы обучения

 

Проблема интеграции технологий в процесс преподавания и обучения актуальна уже много лет. Обычными оправданиями ограниченного использования технологии являются нехватка компьютеров, отсутствие компьютерной квалификации и боязнь. Так как все это может повлиять на успех интеграции технологий, следует признать, что степень успеха преподавателей в использовании технологии для обучения может зависеть отчасти от их способности проработать отношения между педагогикой и технологией. Интеграция технологии узко воспринимается, и такое восприятие может помешать пониманию учителями значения использования технологии в образовательном процессе. Интеграцию технологии следует рассматривать наряду с другими важными вопросами преподавания и обучения, такими как разработка учебных целей, выбор методов обучения, обратной связи и стратегии оценивания. Технологии, используемые для преподавания и обучения должны рассматриваться как неотъемлемая часть обучения, а не как самостоятельный объект.

Образование, как и почти любая другая область нашего общества, кардинально изменилось в последние годы. Традиционные методы обучения, основанные, главным образом, на объяснении темы учителем и конспектировании студентами все еще могут быть полезными в некоторых случаях, но сегодня образование вращается вокруг ученика, чтобы пробудить в нем любопытство и желание учиться.

Традиционный метод «мела и рассказа», который использовался в течение сотен лет, имеет худшие результаты по сравнению с более современными и революционными методами обучения, которые доступны сегодня. Учителям необходимо иметь возможность учить и оставаться привлекательными. Это возлагает более высокий уровень ответственности на создание планов уроков, которые действительно работают.

Использование технологии в классе дало образованию толчок в новую жизнь, позволяя нам подойти к старым идеям по-новому.

Интеграция технологии предполагает использование технологических ресурсов — компьютеров, мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты, цифровых камер, социальных медиа-платформ и сетей, приложений, Интернета и т. д. — в повседневной практике занятий и в управлении обучением. Успешная интеграция технологии достигается тогда, когда использование технологии:

-     регулярное и понятное;

-     доступное и готовое для решения задач;

-     поддерживает учебные цели, и помогает студентам эффективно достигать своих целей.

Если интеграция технологии проходит гладко, ученик или учитель не задумываются о том, использует ли он или она некий инструмент технологии — это вторая натура. В свою очередь, студенты более активно участвуют в работе, когда инструменты технологии являются неотъемлемой частью процесса обучения.

Но, прежде чем мы сможем обсудить, как изменить нашу педагогику или роль учителя в классе, который интегрирует технологии, важно определить, что на самом деле означает термин «интеграция технологии». Интеграция — это, когда студенты не только используют технологии каждый день, но имеют доступ к различным инструментам, которые соответствуют поставленной задаче и обеспечивают им возможность более глубокого понимания содержания. Эффективная интеграция технологии достигается, когда студенты имеют возможность выбрать технологические инструменты, которые помогут им получать информацию своевременно, анализировать и синтезировать информацию и представить ее профессионально. Технология должна стать неотъемлемой частью того, как функционирует класс и максимально доступной, как и другие инструменты в классе.

Но то, как мы определяем интеграцию технологий, может также зависеть от видов доступных технологий, от объема доступа к технологии и от того, кто использует технологию. Например, в классе только с интерактивной доской и одним компьютером, обучение, вероятно, останется ориентированным на учителя, и интеграция будет вращаться вокруг нужд учителя, а не того, что нужно студентам.

Готовность к переменам также является одним из главных требований для успешной интеграции технологий. Технология постоянно и быстро развивается. Это непрерывный процесс, требующий постоянного обучения.

Иногда трудно описать, как технологии могут повлиять на обучение, так как термин «интеграция технологии» является очень широким и охватывает много разнообразных инструментов и методов. Существует много способов, как технология может стать неотъемлемой частью учебного процесса. Некоторые из этих способов приведены ниже, но новые инструменты технологии и идеи появляются ежедневно.

Онлайн и смешанное обучение

В то время как онлайн обучение наращивает обороты во всем мире, многие преподаватели также практикуют смешанное обучение — сочетание обучения онлайн и лицом к лицу.

Проектная деятельность на основе технологии

Многие из самых фундаментальных проектов переплетаются с технологией от начала до конца. Подобная деятельность становится более увлекательной и привлекательной для студентов.

Обучение и оценивание на основе игры

Педагоги много спорят о преимуществах включения моделирования и учебной деятельности на основе игры в обучение.

Об обучении ориентированном на игру много говорится в настоящее время. Это инновационная практика, которая работает, чтобы привить детям в процессе обучения важные навыки 21 века. Существуют неврологические преимущества и обоснования использования игры для обучения.

Обучение с помощью мобильных и карманных устройств

Сначала, как такие устройства, как мобильные телефоны, mp3-плееры, планшетные компьютеры были удалены из класса как развлечения, в настоящее время они используются в качестве инструментов обучения. Широкое использование iPADs или мобильных телефонов для образовательных целей в классе становится все более популярным т. к. появляется огромное количество мобильных обучающих приложений.

Учебные инструменты, такие как интерактивные доски и системы быстрых ответов

Во многих школах, дни классных досок закончились. Всё больше учителей используют интерактивные доски для лучшей подачи и восприятия материала.

Создание подкастов, видео, слайд-шоу

Одной из центральных идей цифровой или медиа грамотности является то, что студенты должны стать создателями и критиками, а не только потребителями средств массовой информации.

Совместные онлайн инструменты: вики или Google Docs

Общение с другими онлайн может быть мощным опытом, как для преподавателей, так и для студентов. С развитием информационно-коммуникационных технологий и глобализацией навыки общения онлайн приобретают все большую актуальность.

Социальные сети для вовлечения студентов

Хотя социальные сети по-прежнему заблокированы во многих учебных заведениях, студенты по всему миру тратят огромное количество времени на общение в социальных сетях. Нужно умело использовать популярные ресурсы в образовательном процессе.

Когда технологические средства эффективно интегрированы в учебный процесс, они могут расширить границы обучения и предоставить студентам и преподавателям:

-                   доступ к современным, исходным материалам;

-                   методы сбора и записи данных;

-                   способы сотрудничества со студентами, преподавателями и специалистами по всему миру;

-                   возможности для демонстрации понимания с помощью мультимедиа;

-                   обучение публикации и представлению новых знаний.

Существует модель интеграции технологий известная как SAMR (замещение, расширение, изменение и переоценка).

Рис.1. SAMR

 

SAMR (Рис.1) — модель, созданная доктором Рубеном Пуентудура, демонстрирует процесс того, как мы интегрируем технологии в наших классах. Конечная цель интеграции технологий — это полный пересмотр того, как мы обучаем и учимся, и реализация того, что мы никогда не могли делать до появления технологии.

Данная модель соотносится с уровнями интеграции технологии, которые выделяет Мэри Бет Герц:

-                   Редко: Технология используется редко или почти не доступна. Студенты редко используют технологии для выполнения задания или проекта.

-                   В основном: Технология применяется или доступна от случая к случаю, часто не в классе. Студенты чувствуют себя комфортно, пользуясь одним или двумя инструментами, и иногда использует эти инструменты для создания проектов, демонстрирующих понимание содержания.

-                   Удобно: Технология применяется в классе на достаточно регулярной основе. Студенты знакомы с различными инструментами и часто используют эти инструменты для создания проектов.

-                   Непрерывно: Студенты используют технологии каждый день в классе, используя различные инструменты для выполнения заданий и создания проектов, которые показывают глубокое понимание содержания.

Несмотря на кардинальные различия в ресурсах и способностях от класса к классу, от школы к школе, можно интегрировать технологические инструменты таким образом, чтобы повлиять на взаимодействие и обучение всех студентов.

Интеграция технологии в учебный план является приоритетом в большинстве учебных заведений сегодня. Большинство экспертов соглашаются, однако, что технология должна быть интегрирована не как отдельный предмет, а в качестве инструмента для стимулирования и расширения обучения студентов на ежедневной основе. Проблема заключается, конечно, в поиске путей использования технологии и помощи студентам в её использовании.

Для многих учителей, отсутствие личного опыта работы с технологией представляет дополнительную проблему. Для того чтобы внедрить виды деятельности, основанные на использовании технологии в их учебную программу, учителя сначала должны найти время, чтобы научиться использовать инструменты и понимать терминологию, необходимую для участия в этой деятельности.

Иногда встречаются педагоги, которые хотят знать, почему студенты проводят так много времени, используя технологические новинки, а не занимаются хорошим старомодным чтением и ведением записей. Для этих скептиков, можно перечислить весь список причин, почему мы интегрируем технологии: мультимодальное обучение, дополнительные материалы для восстановления или обогащения знаний, формирование навыков 21-го века, формирование связи текстового материала с миром, сотрудничество, повышение мотивации студентов, не говоря о заметном улучшении в написании эссе и понимании прочитанного. Мы смотрим современным взглядом на то, что было создано много лет назад.

Возникает вопрос, почему мы не развиваемся более быстрыми темпами, если количество технических средств в классах увеличивается?

Ответ далек от оптимистичного: учителя сами замедляют эту эволюцию, когда они не достаточно обучены использовать технологию или сопротивляются идее изменения вообще. По данным опроса, проведенного центром статистики в сфере образования, 89 % учителей государственных школ имеют доступ к компьютерам в течение дня, в то время как только 29 % из них используют компьютеры «часто» во время обучения. Такая упущенная возможность!

Технологии, безусловно, стоит использовать и продвигать, но это останется пустыми словами, если учителя не обучены эффективно использовать их и не на столько воодушевлены и развиты в этой сфере, как их студенты. Эта ситуация напоминает игру в догонялки.

 

Литература:

 

1.                  Асадуллина Л. И. Глог как интерактивное средство представления информации в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 2–1 (32). С. 34–36

2.                  Голышева М. Д., Диденко А. В., Власова М. В., Асадуллина Л. И. E-learning и дистанционное образование в России и за рубежом: проблемы и пути решения. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4. С. 46–50

3.                  Лесникова Е. С. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам. Вестник КемГУ. 2012. № 4 (52). Т.4. С. 266–270

4.                  Мирошникова Г. М. Интеграция в образовании: путь к успеху. URL: http://pedsovet.su/load/252–1-0–23167. (дата обращения: 05.05.2015)

5.                  SAMR. URL: https://sites.google.com/a/msad60.org/technology-is-learning/samr-model. (дата обращения: 01.05.2015)

Основные термины (генерируются автоматически): SAMR, интеграция технологии, студент, класс, обучение, инструмент, использование технологии, создание проектов, учитель, образовательный процесс.


Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии, интеграция технологии, подготовка учителей, революционные методы обучения

Похожие статьи

Перспективы использования смешанного обучения при обучении иностранному языку

Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию

В статье авторы исследуют инновационные подходы в образовательном процессе.

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Современные информационно-коммуникационные технологии в инженерном образовании

В работе содержится анализ применения современных информационных технологий при обучении студентов инженерного профиля.

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе

В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.

Повышение профессиональной компетентности будущих специалистов медицины средствами информационно-телекоммуникационных технологий

В статье рассматриваются педагогические условия для внедрения инновационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности.

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в обучении биологии

В данной статье описываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии.

Похожие статьи

Перспективы использования смешанного обучения при обучении иностранному языку

Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию

В статье авторы исследуют инновационные подходы в образовательном процессе.

Дистанционное обучение как современное средство интегрирования информационных технологий в образовательный процесс

В статье автор исследует применение дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе средней общеобразовательной школы.

Современные информационно-коммуникационные технологии в инженерном образовании

В работе содержится анализ применения современных информационных технологий при обучении студентов инженерного профиля.

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе

В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.

Повышение профессиональной компетентности будущих специалистов медицины средствами информационно-телекоммуникационных технологий

В статье рассматриваются педагогические условия для внедрения инновационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности.

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в обучении биологии

В данной статье описываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии.

Задать вопрос