В статье рассматриваются вопросы воздействия картин природы на душевное состояние лирического героя.
Ключевые слова: природа, лирический герой, зима, снег, осень, разлука, скорбь.
Человек и природа, человек и литература, литература и пейзаж — все эти понятия настолько тесно переплелись, что представить их в разрозненном состоянии практически невозможно. Если говорить о человеке как о неотделимой части природы, то и в его формировании как личности роль общества велика.
Лирика, являясь продуктом взаимосвязи природы и общества, нежнейшей трелью соловья затрагивает самые сокровенные уголки души человека. И появляется вопрос: о чем она? Взаимосвязь человека и природы вопрос не столько философский, сколько экологический, эстетический и этический. Этот последний приближает проблему к художественной литературе, в частности, поэзии. Человек сам часть природы и живет в стихии природы. «Когда творческая личность начинает творить свои произведения, она вдохновляется природными явлениями, получает импульс от их чарующих красот, но здесь все — таки первенствует душа и дух творческой личности, ибо и объект соответствующей поэзии, есть бесконечное царство духа», [1] — писал Гегель. Здесь же он подчеркивает, что «подлинный предмет поэзии составляют не солнце, не горы, не лес, не пейзаж и не внешний облик человека, кровь, нервы, мускулы, а духовные интересы…. Поэтому весь этот круг только в той мере входит в поэзию, в какой дух обнаруживает в них стимул или материал для своей деятельности…». Естественно, что все это индивидуально и зависит от художника, его мастерства, его видения мира. «Человек, будучи неотделимой частью природы, независимо от своих желаний, живет во взаимосвязи с ней. В пейзажной лирике герой, восхищаясь красотой природы, ее богатством, разнообразием и мощью, передает всю эту гамму чувств».
Если обратиться к классической литературе, то можно пронаблюдать что явления природы, либо какие — то ее детали, либо сравнения, либо символы были использованы в пейзажной лирике для воссоздания душевных переживаний героя. Общеизвестно, что природа каждого края индивидуальна, своеобразна. Ее воздействие на поэта и его творения мы решили проследить на творчестве русской поэтессы Анны Ахматовой (1889–1966) и народной поэтессы Узбекистана Зульфии (1915–1997). Следует отметить, что судьбы этих двух великих женщин объединяет горечь разлуки, тоска по любимому. И естественно, что это отразилось на творчестве.
Сила поэзии Анны Ахматовой, прежде всего в том, что перед читателем воспроизводятся картины природы и все, что связано с ней. Но если добраться до самой сути, то можно наблюдать как в действительности силы природы и все, что связано с ними, находят полную гармонию с внутренними переживаниями героев. Например, в ее поэзии часто встречаются образы осени, зимы, весны, неба, солнца, луны, звезд, рассвета, ночи, сада, полей, снега, деревьев, льда, холода, мороза, птиц и т. д.
Возьмем для примера следующее стихотворение поэтессы:
Память о солнце в сердце слабеет,
Желтеет трава.
Ветер снежинками ранними веет,
Едва — едва.
В узких каналах уже не струится, стынет вода.
Здесь никогда ничего не случиться,
О, никогда!
Ива на небе пустом распластала
Ветер сквозной.
Может быть, лучше что я не стала
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть!... За ночь придти успеет Зима.
(Анализ стихотворения Анны Ахматовой проведен на узбекском переводе)
Стихотворение, являясь изображением природы в конце осени и начале зимы, только дважды делает намек на то, что в сердце героя господствует осень. В первый раз мы это ощущаем, когда поэтесса говорит о памяти, где солнце слабеет. Образ солнца не олицетворяет физическое явление, распространяющее вокруг свет, а напротив — оно стынет. А это значит, что в душе поэта также происходит угасание чувств. Во второй строке «трава желтеет» душа сравнивается с полем, где жизнь постепенно угасает, она сродни природе, где трава желтеет неумолимо. Обычно в лирике желтый цвет олицетворяет лицо, пожелтевшее от горя и глубоких переживаний. «Угасли красные оттенки, остались на лице шафрановые краски…» (А.Навои «Чудеса молодости», — 394 с.). А.Ахматова для полного раскрытия этого качества, углубляя его значение использует его как символ души.
Следующие строки стихотворения еще больше обостряют это состояние: не только снег, но и ветер, бушующий в сердце, обещает сильный буран. Очевиден вопрос: откуда, в только, что пожелтевшей душе снег? Мы уже отмечали, что речь идет о последних днях осени. Поэтесса употребляет сочетание «первый снег». Наступает зима. Переживания души идут в унисон с погодными условиями. Небо заволакивают тучи. Это намек, что весь внутренний мир героя обволакивается темными предчувствиями. Речка покрылась льдом, заглохли песни птиц, оголились деревья. Все говорит об омертвелой душе. Следующие слова: «Может быть лучше, что я не стала Вашей женой» проясняют, что увядание природы — это не столько относится к осеннему пейзажу, сколько к внутреннему состоянию героя. С самого начала стих навевает тоску. Но внутри этой грусти пробивается маленький лучик надежды — света. Лирический герой старается успокоить себя тем, что «не стала вашей женой». То есть, говоря словами Миркарима Осима «ищет луч света во тьме». За следующей строкой повторяется первая, и взволнованный голос поэтессы восклицает: «Что это? Тьма?» Лирический герой вроде спокоен, так как приход зимы констатирует очень спокойно. Образ холодной, заснеженной зимы у Ахматовой проходит как символ тоски, разлуки, грусти. Это наблюдается во многих стихотворениях поэтессы. Как отмечает поэт Хуршид Даврон: «В ее характере в состоянии покоя скрыты волны сильной бури» Действительно, какое бы стихотворение Ахматовой мы не читали нас, окутывает грусть, покой и тишина. Но в какое — то мгновение нас пронзает мысль, возбуждающая сердце. Словно это именно та буря, о которой говорил Х.Даврон.
Обратимся к поэзии узбекской поэтессы Зульфии. При чтении ее стихов нас одолевает страсть и сила. Появляется чувство борьбы и сопереживания. За этим кроется едва уловимое чувство грусти и печали. В творчестве этих двух великих женщин можно найти общность, схожесть в описании природы, времен года, рассвета, дня, вечера.
Остановимся на вопросе о роли природы в творчестве Зульфии. В отличие от Анны Ахматовой в ее поэзии времена года описываются последовательно, в приподнятом настроении. Например, проанализируем следующий отрывок из ее стихотворения «Твой рассвет»:
На снегу гарцует январь,
На снегу серебро луны.
Ты спишь, на твоем широком лбу
Сверкает улыбка судьбы
Ты спишь, январский мороз
В ход пустил умелые руки
Приветствуя тебя, на окне
Нарисовал нежнейшие нарциссы.
Поэтесса изящным рисунком создает образ зимы, находя в нем наслаждение и упоение счастьем. Если в поэзии Анна Ахматова олицетворяются грусть (Сердце мучает разлука, печаль и снег всю зиму давил тяжестью большой), а в поэзии Зульфии снег — это символ чистоты и надежды. Цветок, нарисованный январским морозом на окне, говорит о светлом мировидении поэтессы. Увидеть в лютом морозе нечто удивительно прекрасное — это талант.
В стихотворении поэтессы «Разлука» она описывает осенний холодный вечер. Название — разлука, объект изображения — осень, тема — разлука с любимым. Но лирический герой горд как созданный им образ. Он верит, после разлуки будет встреча, что у лютой зимы есть жаркое лето. Это стихотворение было написано в 1942 году, и для женщин, проводивших на войну мужей, оно было большой опорой. «Тает снег» — это стихотворение из пейзажной лирики. В стихотворении «Золотая осень» воспеваются и золотые дни. Лирический герой, признаваясь в любви к осени дает пояснение этому великому чувству. Поэта привлекают и дождливый вечер, и солнечное утро, бархатная природа, разноцветная одежда деревьев, покрытые золотом сады, желтеющая трава, переливы серебряного хлопчатника, танцы белых журавлей. Несмотря на то что в поэзии не только А.Ахматовой но и других талантливых писателей осень олицетворяет увядание, безверие. В поэзии Зульфии — это время года изображается совершенно по-другому. Она писала:
Я не смотрю печально-
В душе моей весна,
И не устаю глядеть
На желтую листву…
«Стремление к свету — это самое большое желание сильной личности и литературные герои так же используют этот источник» — отмечает литературовед Улугбек Хамдам. Или вспомним слова поэта Миртимира: «Свет для глаз моих, свет для слов моих, душе своей прощу с рассвета…»
В большинстве своих произведениях Зульфия придерживается этой тенденции, но из всего вышеуказанного не надо делать скоротечных выводов, что поэзия Анны Ахматовой соткана из духа пессимизма. В ее поэзии невидимая луна проливает лучи надежды, это чувствуется в каждом душевном переживании поэтессы:
Например, в стихотворениях, где центральным объектом является сердце:
«Да ты очень устало,
Мою душу пронзила печаль
Знаешь я читала –
Душа не умирает никогда»
Обе поэтессы умели передать самые тонкие душевные переживания в соответствии с природой.
Литература:
1. Гегель В. П. Эстетика. В 4-х, Т. 1, — М., 1971. — С. 355.
2. Навои А. «Чудеса молодости», — 394 с.
3. Зульфия. «Твой рассвет».