Начавшийся в 2014 году финансовый кризис в России спровоцировал ухудшение экономической обстановки, которая вызвана введением в отношении России экономических санкций и резким снижением цен на энергоресурсы, реализация которых составляет основную часть доходов бюджета страны. В сочетании внешние и внутренние факторы придают кризису известную уникальность. Мировой финансовый кризис приводит к оттоку иностранного капитала из страны, к истощению фондовых рынков, к проблемам на межбанковском рынке, к затруднению с ликвидностью и платежеспособностью, к увеличению инфляции, к значительному ухудшению ситуации в ряде отраслей российской экономики и к уменьшению реальных доходов населения страны.
В связи с кардинальным затруднением доступа российского крупного, среднего и малого бизнеса к финансированию, резко сокращаются инвестиционные программы большинства компаний. Происходит снижение инвестиционной привлекательности в ряде отраслей. Для бизнеса, который ориентирован на экспорт, эта проблема усугубляется осложнением внешнеэкономической конъюнктуры. Из-за того, что спрос на продукцию данных компаний сокращается, уменьшается и промежуточный спрос с их стороны на продукцию других отраслей экономики. Одновременно с этим объемы потребительского кредитования уменьшаются, что ограничивает спрос на недвижимость и отечественные автомобили.
Нарушение баланса отношений между бюджетами характеризуется, изменением условий, законодательных норм и отношений между федеральными, региональными, местными и муниципальными органами власти по вопросам расформирования, распределения и контроля финансовых ресурсов, а также перераспределения полномочий и ответственности по их использованию. В отличие от многих других экономико-управленческих процессов, эти процессы сопровождаются соответствующими программными документами, схемами, планами и проектами. Дефицит федерального бюджета страны стремительно растет, что обуславливается усилением дифференциации регионов по уровню благосостояния, в результате наблюдается слабое влияние федерального центра на субъекты Федерации. Активные меры, направленные одновременно на поддержку валютного курса, уменьшение долговых обязательств компаний, изменение ставки рефинансирование, внесение денежных ресурсов в банковский сектор, поддержку фондового рынка и т. д., неизбежно ведут к резкому сокращению международных резервов страны.
Последствия кризиса для государства заключаются в следующем.
- Девальвация рубля — это падение стоимости валюты относительно стоимости золота и зарубежных валют. Задача девальвации состоит в том, чтобы снизить цены на экспортные товары, а импортные товары сделать более дорогими, хотя, несомненно, здесь негативным моментом является потеря доверия к стране, которая вынуждена девальвировать свою валюту.
- Банковская система и сбережения граждан. Что касается банковской системы, то можно отметить ужесточение требований банков к потенциальным заемщикам, повышение ставок по выдаваемым кредитам, свертывание по многих ипотечным и потребительским программам.
- Промышленность и занятость населения. Практически все предприятия ощутили влияние финансового кризиса на Россию, особенно компании, работающие на экспорт.
- Земля и недвижимость. Анализируя ситуацию на рынке недвижимости можно проследить закономерность, что цены на землю и недвижимость претерпели изменения в сторону уменьшения, именно в этой сфере финансовый кризис сыграл для России положительную роль, избавив рынок недвижимости от искусственного увеличения стоимости объектов и беспрерывного роста цен в данной сфере.
На состояние практически всех сфер российской экономики кризис повлиял негативно. Об этом говорит нестабильная экономическая обстановка в России, она оказывает отрицательный эффект на экономику многих стран ближнего и дальнего зарубежья, которые имеют тесные и непосредственные экономические связи с Российской Федерацией.
Последствия для отдельных отраслей российской экономики.
Автомобильная промышленность. Почти все автопроизводители повышают цены на свои автомобили из-за ослабления курса рубля. Это вызвало ажиотаж на рынке автомобилей, в результате чего стал наблюдаться их дефицит.
Оборонная промышленность. Под угрозой оказались планы на перевооружение Вооруженных сил России и оснащение Вооруженных сил России в полномасштабном объёме, это произошло из-за роста цен на оборонную продукцию, он связан с кризисом и «внешним давлением» зарубежными странами, которое оказывается на Россию.
Рынок розничной торговли. В данный момент мониторинг состояния рынка продуктов питания, техники, мебели, косметики, ювелирных изделий и т.д. выявил критические тенденции: большинство экспертов негативно оценивают перспективы развития своих сегментов.
Стратегия развития торговли до 2020 года делает ставку на активное развитие крупного, среднего и малого бизнеса. Созданные при поддержке государства логистические центры должны связать фермеров и продавцов, что приведет к формированию объективной цены и положительно повлияет на увеличение спроса товаров местного производства.
Банковская система. Многие банки временно приостанавливали выдачу кредитов после резкого ослабления рубля и поднятия ключевой ставки в декабре 2014 г. с 9,5 % до 17 %. Банковская система страны находится в состоянии застоя и неподвижности.
Средства массовой информации. Российские печатные СМИ были вынуждены сократить печатные тиражи и уменьшить периодичность выхода газет и журналов. Причиной стало падение курса рубля, которое вызвавало ощутимое подорожание некоторых видов бумаги, а также стремительное падение рекламного рынка.
В связи со сложившейся ситуацией в стране руководители предприятий готовы снижать издержки обращения, заработные платы работникам, цены и объемы выпуска продукции, перейти на бартерные сделки, взаимозачеты, векселя, начать искать новые рынки сбыта.
Глобальные проблемы связаны с задержкой оплаты заказов, нехваткой оборотных фондов, задержкой выплат заработной платы работникам и регулярным ростом задолженности компаний поставщикам и подрядчикам. Выросли процентные ставки по всем видам кредитования. Высоки ожидания высвобождения кадров. С целью выживания компаний в сложившихся кризисных условиях, предприятия вынуждены пересматривать свои долговые обязательства перед партнерами, и придерживать ликвидные активы.
Государственная поддержка реального сектора экономики России.
Целью экономической политики государства является достижение экономического роста реального сектора экономики. Самые динамичные и результативные усилия государства необходимы, чтобы вытащить реальный сектор из застоявшегося состояния депрессии, приостановить разрушение инфраструктуры, предостеречь устаревание технологических мощностей и растрату накапливаемого бесценного “человеческого капитала”. Целесообразно дополнить или ужесточить те меры, которые уже применяются по ряду направлений для восстановления экономики. Нет надежды на достойную жизнь и нет перспектив развития России, если не стабилизировать экономический рост в реальном секторе. Государственная политика поддержки, которая направлена на смягчение негативного воздействия кризисных явлений, может следовать только одному из трех существующих базовых сценариев:
Дирижистский сценарий (табл. 1).
Таблица 1
Ожидаемые результаты от использования Дирижистского сценария
Позитивные |
Негативные (риски) |
Сокращение по времени актуальной фазы кризиса; |
Сохранение докризисной неэффективной структуры экономики, отсутствие позитивных изменений в конкурентоспособности предприятий; |
Ограничение отрицательных социальных последствий. |
Длительный и медленный выход из кризиса, усиливающий отставание от развитых стран. |
Либеральный сценарий (табл. 2).
Таблица 2
Ожидаемые результаты от использования Либерального сценария
Позитивные |
Негативные (риски) |
Выживают наиболее квалифицированные, результативные и быстро адаптирующиеся компании; |
Массовые банкротства компаний и исчезновение некоторых отраслей российской экономики |
Снижаются затраты на осуществление государственного воздействия на экономику страны; |
Стремительный и глубокий спад в промышленности с дальнейшим частичным восстановлением. |
Либерально-дирижистский сценарий (табл. 3).
Таблица 3
Ожидаемые результаты от использования Либерально-дирижистского сценария
Позитивные |
Негативные (риски) |
Поддержка уровня производства в период кризиса для смягчения социальных последствий и уменьшение издержек обращения производства на последующее его восстановление, а также активизирование конечного спроса; |
Высокий уровень требования к компетентности государственных антикризисных управляющих; |
Улучшение производственной базы наиболее важных отраслей экономики и инфраструктуры; |
Риск коррупционности принимаемых решений в отсутствие должной прозрачности этого процесса. |
Создание системы стимулов для формирования экономики с характерными признаками, либерально-дирижистсткого сценария позволит пройти кризис с наименьшими потерями и выйти из него с более плодотворной экономикой.
Борьба с инфляцией исключительно монетаристскими способами привели к недостатку кредитования реального сектора экономики и промышленного производства. Результатом такой финансовой политики является исчезновение и сокращение производства, рост импорта и зависимость финансовой системы от иностранных кредитов, товары местного производства являются невостребованными на рынке спроса.
Финансовый кризис считается ситуацией существенного и мгновенного снижения стоимости организаций или мировых финансовых активов. Сложность строения финансовой системы обуславливается рядом проблем, таких как, всевозможные валютные обвалы, банковские банкротства, сложность управления ликвидными активами, а также суверенные дефолты.
Взаимосвязь стратегических действий и антикризисных мер правительства остаются немаловажным моментом, так же как и их дифференцирование.
Только своевременно разработанные и реализованные меры позволят преодолеть последствия мирового финансового кризиса и минимизировать потери в экономической и социальной сферах России.
Литература:
1. Григорьев Л.Г. Внешние и внутренние факторы финансового кризиса в России. — М., 2008.
2. http://www.itctraining.ru/? type=library&id=335
3. http://www.finance-live.ru/info/crisis.html