В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессогенный фактор. Раскрыт интегративный характер стрессоустойчивости. Проведено исследование, подтвердившее наличие проявлений стресса в студенческой среде. Сделан вывод о необходимости развития стрессоустойчивости, еще на этапе обучения в вузе, как важного качества для специалиста в сфере психолого-педагогической деятельности.
Ключевые слова: стресс, стрессогенный фактор, стрессоустойчивость, эмоциональное состояние, подготовка специалистов, профессиональное качество, студент.
In article various definitions of the concept «stress resistance» and its components are considered. It is reported about the need of differentiation of the concept «stress» as scientific term and not identical modern meaning designating any stress-factor. Disclosed integrative character of stress. The research which confirmed existence of manifestations of a stress among students was conducted. Conclusions are drawn about need of development of stress resistance as professionally important quality in the course of preparation of the specialist in the sphere of psychologycal and pedagogical activity.
Keywords:stress, emotional state, stress factor, student, professional quality, stress resistance, training specialists.
Ускорение темпа жизни, увеличение объема информации, экономическая нестабильность, эмоциональные перегрузки — это малая часть негативного воздействия, которое ощущает ежедневно каждый человек. На современном рынке труда наиболее востребованным является специалист способный осуществлять профессиональную деятельность на максимуме своих возможностей, умеющий регулировать свое эмоциональное состояние, противостоять воздействию стрессогенных факторов и сохранять способность к эффективному выполнению работы в стрессовых ситуациях. Отсюда следует, что работодателям не нужна просто квалификация, подразумевающая наличие определенных умений и навыков, на первый план выходит компетентность как сочетание квалификации, личностных качеств и умение использовать их в конкретной ситуации.
Для сотрудников, работающих в сфере «человек — человек» (учителя, врачи, психологи, социальные работники и др.), особую значимость приобретает такое качество как стрессоустойчивость. Эти профессии наиболее подвержены влиянию стресс-факторов (необходимость быстро ориентироваться в коммуникативной среде; интенсивное общение; повышенная ответственность за разрешение проблем клиентов; сдерживание внешнего проявления эмоций; неизбежность быть объектом наблюдения и оценивания и др.). Присутствие стрессоров в профессиональной деятельности может привести к возникновению пагубного функционального состояния - стресса.
В настоящее время в научной литературе довольно трудно обнаружить термин, который употреблялся бы так часто как «стресс». Впервые данное понятие было введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье, который определял его как феномен нетрадиционной реакции организма в ответ на всевозможные повреждающие воздействия, или адаптационный синдром, который помогает приспособиться к возникающим трудностям, справляться с ними. Согласно первоначальной концепции стресса, реакция возникает вне зависимости от того какую информацию, приятную или неприятную, несет в себе ситуация с которой сталкивается индивид. Рассматривая проблему стресса, Г. Селье отмечал, что стресс является обязательным компонентом жизни, который оказывает влияние на устойчивость организма к негативным факторам, и может не только понизить ее, но и повысить. Это послужило основанием различать эустресс, как стресс полезный и дистресс — как приносящий вред [7, с.104–109]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на отрицательные воздействия внешней среды.
Любое событие, сообщение, действия, оказывающие влияние на эмоциональную сферу человека, могут вызвать стресс, т. е. стать стрессорами. Среди личностных качеств, способствующих снижению вероятности трансформации стресса в дистресс, особое место занимает стрессоустойчивость.
Проблема стрессоустойчивости стала предметом изучения таких ученых, как Л. М. Аболин, А. П. Акимова, А. А. Баранов, В. А. Бодров, Б. X. Варданян, А. В. Махнач, Л. А. Китаев-Смык, А. Рейковский и др., однако единого определения данного феномена не существует.
Разные авторы отождествляют стрессоустойчивость с эмоциональной устойчивостью, нервно-психической устойчивостью, психологической устойчивостью, эмоционально-волевой устойчивостью, психологической стойкостью к стрессу и многими другими.
Баранов А. А. отмечает, что «степень и мера устойчивости стрессу опосредована особенностями личностной организации (темперамент, характер, мотивация, установки, ценности) и уровнем развития операциональных характеристик как субъекта (стиль деятельности и поведения, познавательная активность, профессиональные способности и умения) [1, с.13].
Эмоциональную устойчивость Митина Л. М. определяет как свойство психики, опираясь на которое человек способен достаточно успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях, а также в условиях, вызывающих переживания отрицательных эмоций. При этом автор обращает внимание на то, что кроме контроля над отрицательными эмоциями, конкурентоспособной личности необходимо уметь создавать у себя оптимальное эмоциональное состояние, так как при хорошем настроении работоспособность значительно увеличивается [4, с.117].
Плахтиенко В. А. и Блудов Ю. М. надежность деятельности связывают с эмоциональной устойчивостью: «Эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента... позволяющее надежно выполнять целевые задачи… деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии» [6, с.78]. В своих исследованиях они выдвигают предположение о том, что эмоциональная устойчивость базируется на оптимальном использовании резервов нервно-психической эмоциональной энергии.
Под стрессоустойчивостью В. А. Бодров понимает «…стабильность функций организма и психики при воздействии стресс-факторов, их резистентность (сопротивляемость) и толерантность (выносливость) к экстремальным воздействиям, функциональную приспособляемость (адаптированность) человека к жизни и деятельности в конкретных экстремальных условиях и, наконец, способность компенсировать чрезмерные функциональные сдвиги (нарушения) при воздействии стрессоров» [2, с.98].
Ряд исследователей рассматривает стрессоустойчивость через общие свойства нервной системы и темперамент (Б. А. Вяткин, С. Л. Макаренко, В. Д. Небылицин, Б. М. Теплов).
По мнению П. Б. Зильбермана стрессоустойчивость является сложным личностным качеством, и определяется как - «интегративное свойство личности, характеризующееся … взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают … успешное достижение цели … в сложной эмотивной обстановке» [3, с.152].
Обратившись к проблеме определения стрессоустойчивости А. В. Михеева характеризует ее как «… интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности, которое в сложной эмотивной обстановке обеспечивает человеку способность руководить своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, адекватное функционирование и определенную направленность своих действий» [5, с.86].
Анализ современных научных исследований позволил сделать вывод о многообразии подходов к определению стрессоустойчивости личности, однако интегративный подход к данному феномену кажется нам наиболее содержательным и емким, так как учитывает всю совокупность компонентов личности, обеспечивающих успешность деятельности в эмоционально напряженной обстановке и способствующих сохранению психологического здоровья.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что субъективные факторы оказывают большее влияние на возникновение и переживание стресса, чем объективные. От личностных особенностей самого человека, его уверенности в себе, умения оценить ситуацию, способности сопоставить свои силы и возможности с тем, что от него требуется, и т. д., зависит, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет. То есть, развивая свои адаптационные способности, человек в состоянии выдержать самые тяжелые жизненные испытания.
Ряд ученых (Аминов Н. А., Дубровина И. В., Молоканов М. В., Романова Е. С., Стасенко В. Г. и др.) среди профессионально важных качеств личности специалиста в сфере психолого-педагогической деятельности выделяют умение управлять своими эмоциями, терпеливость, способность к самоконтролю, стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение больших объемов информации, т. е. качества, характеризующие профессиональную пригодность и обеспечивающие высокий уровень профессиональной адаптации.
В условиях современной модернизации образования и реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования компетентностный подход ориентирован на подготовку специалистов, готовых сразу после окончания учебного заведения приступить к выполнению профессиональных обязанностей, минуя адаптационный период. В связи с чем, необходимым становится не только формирование знаниевого компонента, но и развитие личностных качеств специалиста еще на этапе его обучения в вузе. На основании требований образовательного стандарта по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата выпускник должен быть способен качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики и контролировать стабильность своего эмоционального состояния в работе с детьми.
Однако развитие стрессоустойчивости еще на этапе обучения в вузе связано не только с требованием ФГОС ВПО, но и с необходимостью обучения студентов способам правильного использования резервов психики, приемам саморегуляции и снижения эмоционального напряжения, так как учебный процесс, особенно экзаменационные сессии, являются для большинства из них стрессом. Щербатых Ю. В. делит проявления стресса на четыре группы: поведенческие (стремление заниматься чем угодно, лишь бы не готовиться к экзамену; ухудшение сна и снижение аппетита; избегание малейшего напоминания об экзаменах и т. д.); интеллектуальные (ухудшение сна, кошмары; снижение показателей памяти; рассеянность и т. д.); эмоциональные (чувство общего недомогания; страх; неуверенность; тревога; раздражительность и т. д.); физиологические (головные боли; тошнота; напряжение мышц; углубление и учащение дыхания и т. д.) [8, с.35–44].
Проведенное нами исследование, базой которого послужил психолого-педагогический факультет Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, подтвердило наличие проявлений стресса в студенческой среде. В эксперименте приняли участие 34 студента 2 курса направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование. Экспериментальную группу составили девушки в возрасте 19–20 лет, большинство из них проживает в сельской местности. В ходе диагностического исследования нами использовались следующие психодиагностические методики: тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона; опросник «Степень хронического утомления» А. Б. Леоновой; тест на учебный стресс, разработанный Ю. В. Щербатых.
Данные полученные с помощью теста самооценки стрессоустойчивости свидетельствуют об адекватном восприятии своей стрессоустойчивости студентами, так как большинство из них оценивают ее как хорошую (38,2 %) и удовлетворительную (58,8 %), вместе с тем, анализ результатов опросника А. Б. Леоновой дает картину сформированности начальной степени хронического утомления у 15 человек (44,1 %) и выраженного утомления у 10 студентов (29,4 %). Исследование учебного стресса студентов, проведенное с использованием методики Ю. В. Щербатых, дало следующие результаты. Среди проблем, которые оказывают наибольшее влияние на развитие стресса, студенты выделяют большую учебную нагрузку, излишне серьезное отношение к учебе, неумение распорядиться финансами и организовать свой режим дня, страх перед будущим. Стресс, связанный с учебой, для большинства обучающихся проявляется через невозможность избавиться от посторонних мыслей и спешку, ощущение постоянной нехватки времени. Волнение перед экзаменом нашими респондентами оценивается в 8,64 балла из 10 возможных, что является очень высоким показателем и проявляется через учащенное сердцебиение, скованность, дрожание мышц, головные или иные боли. В качестве основных приемов снятия стресса 85 % студентов выбирают сон и общение с друзьями, и хотя в выборах отсутствуют алкоголь, сигареты и наркотики, физическую активность и хобби отмечают только 23 % респондентов.
Таким образом, в связи с тем, что стрессоустойчивость является профессионально важным качеством специалиста в психолого-педагогической сфере деятельности, а так же свойством способствующим преодолению учебного стресса студентами, работа по ее развитию на этапе обучения в вузе является необходимой. Учитывая интегративный характер стрессоустойчивости, работа по ее развитию должна вестись на всех уровнях развития личности.
Литература:
1. Баранов А. А. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис. … д-ра психол. наук / А. А. Баранов. — СПб., 2002. — 48 с.
2. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов /В. А. Бодров. — М.: ПЕРСЭ, 2000. — 352 с. — (Современное образование).
3. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда / Под ред. Е. А. Милеряна. — М.: Наука, 1974. — 308 с.: рис.
4. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 400 с.
5. Михеева А. В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А. В. Михеева // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность - 2010 - № 2 — С. 82–87
6. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов // Физкультура и спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — 176 с.
7. Селье Г. Стресс без дистресса /Г.Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 128 с.
8. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции /Ю. В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.: ил.