В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательных интересов и творческой активности учащихся.
Ключевые слова: портфолио, педагогическая диагностика, компетенции, катанотесты, кейс-измерители, проекты, контекстные задачи.
Абсолютно все классификации методик обучения подразумевают периодическую проверку знаний учащихся, оценивание характера и коррекцию их деятельности. Не секрет, что целью любой проверки и оценки уровня знаний является обеспечение качества знаний, повышение уровня развития обучающихся.
«Современные условия требуют рассматривать систему народного образования как единый комплекс всех его звеньев, обеспечивающих... получение общего и специального образования, профессиональной подготовки, духовного и нравственного становления молодых людей как личностей... Для этого необходимо существенно укрепить образовательную школу, систему высшего и среднего специального образования, обновить учебные программы, обогатить их сокровищами мировой культуры». [1]
Создание условий, которые позволяют решать актуальные задачи в рамках образовательных учреждений, дает возможность формированию самостоятельного человека, который способен жить в современном обществе. Сегодня можно с уверенностью сказать, что полностью выявлен набор компетенций, относящийся к школьному образованию, и идет активное формирование набора компетенций, относящихся к высшему образованию. Результатом проводимых реформ системы образования Республики Узбекистан будет подготовка компетентного выпускника в широком смысле данного понятия: человека знающего, умеющего, социально определенного, самодостаточного и активного.
Компетентность представляет собой выраженную способность применять умения и навыки, готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях. Это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника образовательного учреждения для выполнения деятельности в определенной области. Компетенция же — это способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.
Компетенции следует относить к способности, умению, возможностям, навыкам и пониманию. В современных условиях наиболее предпочтительными компетенциями, являются: понятийная, операционная, исследовательская. Что же включается в содержание компетенций? Если говорить кратко — то все, что необходимо для решения конкретной проблемы: знания, умения, интеллектуальные способности, наличие опыта деятельности.
В содержании компетенций следует отнести знаниевую и деятельностную составляющие. Индикаторами сформированности компетенций в этом случае будут выступать прочность знаний, их функциональность, готовность решать возникающие учебные или жизненные проблемы в различных ситуациях, положительная мотивация к саморазвитию. Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка знаний в современной школе не оставалась неизменной.
Оценка — одно из средств воздействия, которое находится в распоряжении педагога, для стимулирования учеников, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у современных школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, а также разнообразие ее функций, несомненно, требуют поиска таких показателей, которые смогли бы отразить все стороны учебной деятельности школьников и в то же время обеспечивали их выявление. С данной точки зрения современная система оценивания знаний, умений, возможно, требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.
Отметка (балл) — это результат процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая — наказанием. Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Важнейшими принципами контролирования обученности учащихся как одного из главных компонентов качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность (гласность).
В целом же, хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она всегда субъективна. В соответствии с этими функциями, выбираются и конкретные методы проверки и оценки знаний учащихся. Своеобразным методом контроля является повседневное, систематическое наблюдение учителя за учащимися. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе методов контроля.
В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг — это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог — обучающийся», позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг — это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Специфический метод проверки и оценки знаний — экзамены, которые являются и средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В современной школе Узбекистана переводные экзамены были введены в 2005 г. методика и система их проведения постоянно менялась. С введением экзаменов заранее готовились специальные вопросники с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
В настоящее время есть острая необходимость выявления основы рейтинговой системы оценки как средства развития самооценки старшеклассника в педагогическом пространстве общеобразовательного учреждения. Основным условием при выборе методов измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и вынес методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе. В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы. В Германии был эксперимент по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые оценки знаний учащихся, мотивов учения, развития мышления, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Они заносились в специальные таблицы. В Англии, подобно этому, имеются так называемые «профили». Они составляют тест и результаты, сведенные в таблицу-матрицу. Российский ученый В. П. Беспалько предлагает в рамках педагогической технологии свою систему объективного контроля и оценки знаний учащихся. Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по двенадцатибалльной системе отметок. Как видно, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом проблем, в том числе организационных и психологических. Известны методы контроля: устный опрос, письменный контроль, диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест. Существуют еще и нетрадиционные методы контроля. За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов оценивания знаний, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов), предлагаются новые: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи. Кейс — это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Кейс-измерители относятся к инновационным оценочным средствам. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе — творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.
Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации: закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения). Кейсы имеют сходство с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные структурированные проблемы. Обучение с помощью кейсов помогает приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Кейс-метод учит решать сложные не структурированные проблемы, которые нельзя решить аналитическим способом. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.
Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее время довольно распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Портфолио не только является современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Следующим методом оценивания является катанотест. Известно, что обычный тест содержит задания закрытого типа (часть а — нужно выбрать только один номер правильного ответа) и открытого типа (часть В — расчетные задачи, цепочки превращений, нужно найти ответ самостоятельно в виде числа, формулы или набора их — до 15 знаков — и записать его без пробелов в окошках бланка). Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания. В катанотесте текст заданий составлен так, что пока ученик не ответит на вопрос, следующий не открывается. Один из современных методов оценивания знаний — контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предположить ситуацию, которая может произойти. К контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации. их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем способных возникать в реальной жизни. Поэтому следует составлять такие задания, которые развивают интеллектуальные способности учащихся. Однако практика показывает, что ребята часто не испытывают интереса к предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение научных знаний, шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и развивают его личностные качества. Очевидна современная позиция учителя, преподавателя: мы перестаем быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое пытались передать ему. нашей главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.
Литература:
1. Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. — Ташкент: Узбекистан, 1995. -С.39.
2. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. №
3. Бобиенко О. М., Сафина З. Н. Компетентностно-ориентированный подход в образовании. Казань: изд. Центр. Академии управления «ТИСБИ», 2004.
4. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПКиППРО, 2005.
5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.