Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 1042 раза

Библиографическое описание:

Парняков, Д. М. Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена / Д. М. Парняков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 604-608. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19776/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассматривается вопрос организации контроля и учета в образовательной среде, в частности, на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется автоматизированным системам учета, которые повышают качество, эффективность и оперативность управления учебно-образовательным процессом в школах.

Ключевые слова:педагогический контроль и учет, автоматизированные системы, информационные технологии, физическое развитие, физическая подготовленность.

 

Деятельность учителя физической культуры в условиях современных требований общеобразовательной практики стала настолько разнообразной, что вузы должны готовить разносторонне подготовленного специалиста [1], соответствующего требованиям современной образовательной практики; современными образовательными и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) [2;4;5;10;11;14]; различными концептуальными подходами в физкультурном образовании обучающихся [3;7;9].

Важнейшим разделом в деятельности современного учителя являются такие взаимосвязанные между собой компоненты — контроль и учет успеваемости учащихся. Высокий уровень функционирования этих компонентов, контроля и учета, позволяет наиболее целесообразно построить занятия физической культурой, а также эффективно управлять педагогическим процессом и его результатами [3;12;13;14;15].

Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.

Несмотря на бесспорную значимость этого аспекта педагогического контроля, методические проблемы, связанные с ним, разработаны пока недостаточно. Здесь есть свои трудности, обусловленные, в частности, сложностью педагогической деятельности и крайним дефицитом времени, которое удается выделять педагогу по ходу занятий для контроля своих действий. Однако возможности совершенствования педагогического контроля не исчерпаны и в настоящее время значительно возрастают. Один из путей к этому — использование современной информационной техники, точнее, автоматизация системы учета и контроля [4–6; 8; 10–15].

В педагогическом лексиконе теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, система воспитания, система методов и средств и т. п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл.

Система — выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.

Систематизированный контроль с использованием технологий нового поколения, информационных технологий, позволяет качественно повысить уровень функции контроля в образовательном учреждении, т. к. процесс контроля с использованием вычислительной техники снижает затраты во времени и качество анализа учитываемых показателей подготовленности и развития [11; 14].

В современной практике вопрос об автоматизации системы контроля и учета является актуальным и не до конца разработанным в связи с активным внедрением и развитием ИКТ в образовательном процессе школ, вузов и т. п. [10;11;12;13;14;15].

Цель исследования: разработка электронной системы автоматизированного учета физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена для образовательного процесса в школах.

Объект исследования: процесс контроля за физической подготовленностью и физическим развитием обучающихся в образовательных учреждениях по предмету «физическая культура».

Предмет исследования: электронная система автоматизированного учета физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

-        применение автоматизированной системы учета физической подготовленности и физического развития повысит уровень управления образовательным процессом в школе по предмету физическая культура;

-        разработанная автоматизированная программа для учёта индивидуальной многолетней динамики комплекса показателей подготовленности и развития позволит дифференцировать педагогические воздействие, что приведет к более качественному повышению уровня физической подготовленности, активности и заинтересованности учащихся.

Для того чтобы работа преподавателя по физическому воспитанию была продуктивной, приносила положительные плоды труда за короткий срок необходимо систематизировать функцию контроля и подчинить четкой логике систему её функционирования.

Чтобы создать автоматизированную систему учета показателей физической подготовленности и физического развития, на первом этапе исследования нами был разработан методологический аппарат исследования и была выбрана программа Microsoft Office Excel, которая является широко распространенной компьютерной программой, с помощью которой производятся расчеты, составляются таблицы и диаграммы, вычисляются простые и сложные функции.

Особенность программы заключается в том, что она позволяет осуществлять сложные расчеты. То есть в процессе вычисления одновременно можно оперировать данными, которые располагаются в разных зонах электронной таблицы и при этом связаны определенной зависимостью. Выполнение таких расчетов осуществляется благодаря возможности введения различных формул в ячейки таблицы. После выполнения вычисления результат будет отображаться в ячейке с формулой. В доступном диапазоне формул находятся разные функции — от сложения и вычитания до вычислений, связанных с финансами или статистикой.

На втором этапе исследования нами была разработана экспериментальная автоматизированная система, которая, как предполагается, позволит эффективно следить за физической подготовленностью и физическим развитием школьников среднего звена. Для проверки эффективности данной методики мы внедрили электронную систему в учебный процесс школьников среднего звена 5а класса МАОУ СОШ № 5 г. Ишима.

Рис. 1. Рейтинг-журнал по физической культуре для учащихся 5 классов

 

Структура нашей разработки предполагает внесение в поля ячеек результаты сдачи практических нормативов по физическому воспитанию. Данные ячейки будут привязаны к таблицам нормативных результатов сдачи практических нормативов по перечисленным тестам на выявление уровня физической подготовленности, что позволит за короткие сроки получить результаты оценки и процентное соотношение выполнения норматива в определенном классе (рис.1).

Так же нами предусмотрена сводная ведомость, в которой мы сможем проследить динамику физической подготовленности и развития по четвертям класса (рис.2).

Рис. 2. Сводный рейтинг учащихся по физической культуре

 

Разработанная автоматизированная программа с учётом многолетней динамики комплекса показателей подготовленности и развития привела к следующим результатам.

На третьем этапе эксперимента на протяжении всей 4 четверти ребята сдавали практические нормативы, участвовали в соревнованиях, в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, что привело в итоге, практически у 70 % класса к хорошей оценке.

Для проверки эффективности применения электронной системы мы сравнили результаты физической подготовленности начальные, которые принимались в первом полугодии (1,2 четверти) с конечными, итоговыми по окончанию 4 учебной четверти, которые и являются результатом сдачи практических нормативов. В батарею тестов вошли следующие:

-        прыжок в длину с места;

-        бег 60 м;

-        наклон вперед из положения сидя;

-        подтягивание в висе/ в висе лежа.

После получения конечных результатов, был проведена математическая обработка данных и сравнение средних показателей по каждому тесту у мальчиков и девочек. Результаты обработки представлены в табл.1.

Таблица 1

Результаты достоверности различий тестирования физической подготовленности учащихся 5 а класса в начале и в конце эксперимента

Тесты

Пол

Sd

t

p

1

Бег 60 м

д

0,35

0,63

2,15

p≤0,05

м

0,52

0,88

1,86

p>0,05

2

Наклон вперед из положения сидя

д

1,3

1,29

3,88

p≤0,05

м

1,2

2,04

1,85

p>0,05

3

Прыжок в длину с места

д

2,93

5,46

2,07

p>0,05

м

7,4

7,51

3,11

p≤0,05

4

Подтягивание в висе/ в висе лежа

д

0,93

2,73

1,31

p>0,05

м

0,9

0,73

23,89

p≤0,05

 

Результаты эксперимента показали, что произошел прирост по показателям в беге на 60 метров и в наклоне вперед из положения сидя у девочек, прыжке в длину с места и в подтягивании в висе у мальчиков, эти данные можно считать достоверными при P<0.05. Не произошел прирост в таких тестах как: бег 60 м и наклон вперед из положения сидя у мальчиков. У девочек — прыжок в длину с места и подтягивание в висе лежа. Мы считаем, что прирост не по всем показателям связан с малым сроком проведения эксперимента.

Так же нами был проведен опрос, где мы выяснили как поменялось отношение к физической культуре с использованием электронной системы и каким образом повлияло на активность детей.

Нами было установлено, что в 80 % случаев (в классе 25 человек) использование в электронной системе рейтинга значительно повлияло на активность детей на занятии. 16 % опрошенных утверждают, что никаким образом на их активность на занятиях рейтинговая система не повлияла.

Так же 72 % детей отметили, что новая система учета показателей физической подготовленности и развития лучше. Она позволяет им отслеживать свои баллы и быть оперативно в курсе итогов сдачи практических нормативов, а рейтинговая система позволяет соперничать с товарищами, что приводит к хорошим результатам.

Выводы. В ходе проведенного нами эксперимента было установлено, что внедрение электронной системы учета показателей физической подготовленности и развития школьников среднего звена оказалось эффективным, что отразилось:

-        на достоверности различий при сдаче нормативов по показателям в беге на 60 метров и в наклоне вперед из положения сидя у девочек, прыжке в длину с места и в подтягивании в висе у мальчиков, эти данные можно считать достоверными при P<0.05.

-        на повышении сознательности и активности на занятиях учащимися и в самостоятельной работе по физической культуре (участие в дополнительных соревнованиях, спортивно — массовых мероприятиях, тренировках).

 

Литература:

 

1.         Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные подходы к повышению качества образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14.

2.         Жбанков, О. В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 6. — 98 с.

3.         Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. — М.; Физкультура и Спорт, 1991. — 543 с.

4.         Парняков, Д. М. О возможностях применения автоматизированных систем учета показателей физической подготовленности и физического развития учащихся старших классов на базе программ Microsoft Office [Текст] / Д. М. Парняков // Наука и современность. — 2013. — № 26–1. — С. 144–148.

5.         Парняков Д. М. Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников [Текст] / Д. М. Парняков // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 94–98.

6.         Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.

7.         Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.

8.         Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.

9.         Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.

10.     Самсонова, А. В. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте [Текст] / А. В. Самсонова, И. М. Козлов, В. А. Таймазов // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 9. — 99с.

11.     Свечкарёв, В. Г. Совершенствование двигательных возможностей человека посредством автоматизированных систем управления [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 5. — С.41–43.

12.     Соколов, А. А. Комплексный контроль и управление физическим статусом студентов вуза [Текст] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2007. — № 9. — С. 87–92.

13.     Фисунов, А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта [Текст] / А. В. Фисунов // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 3 (21). — С. 113–118.

14.     Фураев, А. Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 11. — С.50–52.

15.     Юхно, Ю.А. Инновационные подходы к организации мониторинга физического состояния школьников в процессе физического воспитания [Текст] / Ю.А. Юхно, Н.Н. Гончарова,  Г.В. Лукьянцева // Физическое воспитание студентов. — 2012. — № 5. — С. 44–47.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовленность, физическая культура, электронная система, педагогический контроль, физическое развитие, физическое развитие школьников среднего звена, образовательный процесс, Разработанная автоматизированная программа, рейтинговая система, физическое воспитание.


Похожие статьи

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Мониторинг управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях

В данной статье рассматривается вопрос организации мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Контроль знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий

В статье описана характеристика контроля знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий. Рассматриваются плюсы этого метода контроля в использовании на уроках географии.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Фитнес-аэробика как средство физического воспитания в начальной школе

Актуальность исследования связана с повышением востребованности качественно проводимых организационно-методических форм занятий физическими упражнениями, которые позволяли бы достигнуть комплексного результата за счет оптимального распределения двига...

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Похожие статьи

Значение физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы

Данная работа рассматривает важные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке программы физической подготовки для сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Исходя из специфики профессиональной деятельности сотрудников УИС, автор ра...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Мониторинг управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях

В данной статье рассматривается вопрос организации мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

В статье приведены основные характеристики программы внеурочной деятельности по повышению информационной культуры младших школьников. Автор в ходе проведенного эксперимента показал эффективность внеурочной деятельности и повышения уровня информационн...

Контроль знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий

В статье описана характеристика контроля знаний и умений обучающихся на уроках начального курса географии с помощью карточек-заданий. Рассматриваются плюсы этого метода контроля в использовании на уроках географии.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Фитнес-аэробика как средство физического воспитания в начальной школе

Актуальность исследования связана с повышением востребованности качественно проводимых организационно-методических форм занятий физическими упражнениями, которые позволяли бы достигнуть комплексного результата за счет оптимального распределения двига...

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Задать вопрос