В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования комплексной оценки спортивной деятельности студентов-мини-футболистов. Автором разработана система комплексной оценки, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах различных показателей деятельности игрока (тренировочной, соревновательной деятельности и функционального состояния)
Ключевые слова: комплексная оценка, спортивная подготовленность, тест, комплексная оценка игрока (КОИ), функциональное состояние, соревновательная деятельность.
В настоящее время тренировочный процесс, направленный на достижение лучшего результата спортсменов, не существует без планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, профессионально подготовленных тренеров и хорошего отбора в виды спорта. Также важным компонентом системы подготовки в спорте является наличие высококвалифицированных кадров, к которым современная практика предъявляет новые требования [8;10]. Но для более точной информации о спортсмене, о его подготовленности к соревнованиям используют комплексную оценку спортивной подготовленности [1–5;7;9;13]. На основе комплексной оценки можно грамотно оценить эффективность тренировки, узнать сильные и слабые стороны подготовленности занимающихся, внести коррективы в систему тренировки, оценить эффективность выбранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера [12].
Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием методов и приёмов комплексной оценки как средство управления, позволяющего реализовать обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе улучшать уровень задач при подготовке спортсменов. Важным критерием оценки подготовленности футболистов является результативность технико-тактических действий. Для управления тренировочным процессом тренеру необходимо иметь данные, характеризующие степень реализации функциональных и технико-тактических возможностей игроков, поскольку счет матча не всегда отражает истинный уровень индивидуальной и командной подготовленности [2;6;8;9;10;11].
Это выявило проблему нашего исследования, которая заключается в выявлении и разработке комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом.
Объект исследования: спортивная деятельность студентов, занимающихся мини-футболом.
Предмет исследования: методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом
Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование методики комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты и подходы к комплексной оценки спортивной подготовленности в игровых видах спорта.
2. Определить традиционные методики комплексной оценки спортивной подготовленности спортсменов-игровиков.
3. Разработать и экспериментально проверить методику комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом позволит объективно оценивать текущее состояние спортивной формы и подготовленности спортсменов-игровиков и повысит результативность соревновательной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в практическом использовании результатов исследования тренерами по мини-футболу для оценки качества подготовки игроков и комплексной оценки подготовленности мини-футболистов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; контрольные испытания; математико-статистические методы обработки данных.
База исследования: исследование проводилось на базе студенческой мини-футбольной команды ИГПИ в составе 12 игроков в возрасте 18–22 лет, имеющих 2–3 спортивные разряды.
Спортивная подготовленность — это комплексный результат физической (степени развития физических качеств), технической (уровня совершенствования двигательных навыков), тактической (степени развития тактического мышления), психической (уровня совершенствования моральных и волевых качеств) подготовок.
Методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом включает в себя три критерия оценки: соревновательную деятельность, физическую подготовленность и функциональное состояние.
Оценка соревновательной деятельности. На данном этапе оцениваются технические, тактические способности в условиях соревновательной деятельности (СД).
Таблица 1
Показатели технико-тактических действий мини-футболистов в улсовиях СД
№ |
Ф.И. игрока |
Потери, Кол-во |
Успешные обводки, Кол-во |
Удары в створ, Кол-во |
Голы, Кол-во |
Отборы, Кол-во |
Голевые передачи, Кол-во |
Точные передачи, % |
Удары, Кол-во |
1 |
Г. А. |
12 |
8 |
4 |
4 |
17 |
2 |
88 |
7 |
2 |
Г. В. |
14 |
5 |
8 |
2 |
12 |
2 |
93 |
20 |
3 |
Е. Р. |
14 |
10 |
13 |
10 |
21 |
4 |
94 |
25 |
4 |
К.М. |
21 |
27 |
31 |
11 |
27 |
10 |
85 |
77 |
5 |
М. Д. |
16 |
14 |
11 |
8 |
22 |
5 |
88 |
22 |
6 |
Ф. А. |
18 |
13 |
21 |
7 |
27 |
6 |
90 |
59 |
Оценка физического состояния и подготовленности определялась с помощью батареи тестов. Для оценки физического состояния испытуемых использовались специфические тесты для мини-футболистов:
- Бег 6 метров;
- Бег 20 метров;
- Бег 2 серии по 40 м с минутным отдыхом между ними;
- Слалом с ведением 4 отрезка по 9 м.
Таблица 2
Протокол сдачи нормативов мини-футболистов
№ |
ФИ |
Бег 6 м, с |
балл |
Бег 20 м,с |
балл |
Бег 2х40 с, м |
балл |
Слалом 4х9 |
балл |
Средний балл |
ранг |
1 |
Ф. А. |
1.11 |
9 |
3.1 |
9 |
453 |
10 |
14.9 |
8 |
9.0 |
1 |
2 |
Е. Р. |
1.3 |
6 |
3.22 |
7 |
433 |
10 |
15.4 |
7 |
7.5 |
4 |
3 |
Г. В. |
1.17 |
8 |
3.17 |
8 |
423 |
10 |
13.9 |
10 |
9.0 |
1 |
4 |
К.М. |
1.24 |
7 |
3.21 |
7 |
414 |
5 |
14.6 |
9 |
7.0 |
5 |
5 |
М.Д. |
1.15 |
8 |
3.05 |
10 |
443 |
10 |
15.5 |
7 |
8.8 |
3 |
6 |
Ч.А. |
1.16 |
8 |
2.95 |
10 |
415 |
5 |
16.8 |
5 |
7.0 |
5 |
7 |
Г. А. |
1.24 |
7 |
3.18 |
8 |
417 |
4 |
16.4 |
6 |
6.3 |
7 |
8 |
М.И. |
1.42 |
4 |
3.24 |
7 |
407 |
4 |
19.7 |
0 |
3.8 |
8 |
|
Средние |
1.2 |
7.1 |
3.1 |
8.3 |
425.6 |
7.3 |
15.9 |
6.5 |
7.3 |
|
Информацию о состоянии тренированности спортсменов можно получить с помощью функциональной пробы. Функциональная проба — это нагрузка, задаваемая обследуемому для определения функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом.
В практике спортивной медицины используются различные функциональные пробы — с переменой положения тела в пространстве, задержкой дыхания на вдохе и выдохе, изменением барометрических условий, пищевыми и фармакологическими нагрузками и др. Но в данном разделе мы коснемся лишь основных проб с физическими нагрузками, обязательных при обследовании занимающихся физическими упражнениями [25].
Оценка функционального состояния. Главным критерием оценки являлось определение работоспособности сердца после. Для данной оценки мы использовали пробу Руфье. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют ЧСС за 15 с., затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 глубоких приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывают ЧСС за первые 15 с, а потом за последние 15 с первой минуты периода восстановления.
Индекс Руфье считается по формуле: (4×(Р1+Р2+Р3)-200)/10
Таблица 3
Оценка функционального состояния организма
№ |
Ф.И Испытуемого |
Индекс Руфье |
1 |
Г.А. |
7.8 |
2 |
Г.В. |
8.4 |
3 |
Е.Р. |
6.0 |
4 |
К.М. |
7.8 |
5 |
М.Д. |
5.4 |
6 |
Ф.А. |
4.8 |
7 |
М.И. |
10.1 |
8 |
Ч. А. |
7.1 |
Оценка работоспособности сердца.
Индекс Руфье:
Менее 0 — атлетическое сердце
0.1–5 — «отлично» (очень хорошее сердце)
5.1–10 — «хорошо» (хорошее сердце)
10.1–15 — «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени)
15.1–20 — «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени)
Таким образом, мы можем предложить комплексную оценку деятельности игрока (КОИ), которую можно выразить следующей формулой:
КПИ=
где: Уд — удары; УдвСт — удары в створ ворот; ПрП — процент точных передач; ЭО — эффективные обводки; ГП — голевые передачи; От — отборы; Пот — потери мяча; ВрИ — время игрока в игре; 6м — бег 6 м; 20м — бег 20 м; 2по40 — челночный бег 2 серии по 40 сек; СЛ — слалом с ведением и обводкой фишек 4х9 м; Руф — проба Руфье.
Для подведения результатов к единице, результаты тестов были умножены на 0.1.
Разработанная комплексная оценка спортивной деятельности игрока КОИ включает 3 группы параметров: показатели соревновательной деятельности, показатели тренировочной деятельности и функциональное состояние спортсмена.
Мы считаем, что данный подход позволит системно и объективно проводить комплексную оценку спортивной деятельности в мини-футболе, давать объективные данные о готовности того или иного мини-футболиста на различных этапах подготовки.
Литература:
1. Букуев, М. О. Методика этапного программирования тренировочных нагрузок у высококвалифицированных футболистов в годичном цикле: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1988. — 24 с.
2. Головков В. В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе [Текст]:автореф. дис. канд. пед. наук/ В. В. Головков. — СПб., 2002–24 с.
3. Ержанов Р. А. Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом [Текст] / Р. А. Ержанов // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 71–74.
4. Левин В. С. Значение и оценка соревновательной деятельности в информационном обеспечении подготовки футболистов [Текст]: Средства и методы информационного обеспечения в спортивных и подвижных играх / В. С. Левин. — Малаховка, 1988. — 70–76 с.
5. Лукин Ю. К., Кашичин А. И., Герасименко А. П. Методика оценки эффективности технико-тактических действий футболистов в процессе соревнований [Текст]: Помехоустойчивость движений спортсмена/ Ю. К. Лукин. — Волгоград, 1981.-С. 75–78.
6. Парняков, Д. М. О возможностях применения автоматизированных систем учета показателей физической подготовленности и физического развития учащихся старших классов на базе программ MicrosoftOffice [Текст] / Д. М. Парняков // Наука и современность. — 2013. — № 26–1. — С. 144–148.
7. Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.
8. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.
9. Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.
10. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.
11. Шестаков М. М. Футбол. Структура соревновательной деятельности и критерии ее эффективности в футболе [Текст]: Учеб.-метод. пособие/ М. М. Шестаков. -Краснодар, 1993. — 28 с.
12. Современная система спортивной подготовки [текст] / под ред. В. Л. Сыча, Ф. Л. Суслова, Б. Н. Шустина. — М.: Физкультура и спорт, 1995. — 320 с.
13. Фисунов, А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта [Текст] / А. В. Фисунов // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 3 (21). — С. 113–118.