В статье проводится анализ динамики развития скоростно-силовых способностей у студенток-волейболисток под воздействием динамического метода с учетом типа телосложения девушек. Анализируются исходные показатели уровня развития скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток. Автором предложен экспериментальный комплекс упражнений для развития скоростно-силовых способностей волейболисток с учетом типа телосложения. При этом автор приводит статистически обоснованные показатели прироста показателей скоростно-силовых способностей в зависимости от типа телосложения.
Ключевые слова: скоростно-силовые способности, динамический метод (метод динамических усилий), тип телосложения (соматотип), астеник, нормостеник, гиперстеник, комплекс упражнений, математико-статистическая обработка, конечные результаты.
Актуальность исследования. Одним из основных методов отбора на различных этапах подготовки является антропометрические методы, включающие изучение и прогнозирование роста — весовых показателей, типа телосложения, показателей деятельности сердечно — сосудистой, дыхательной, мышечной систем организма и т. п.
Поэтому актуальным остается вопрос о выборе адекватных средств и методов тренировки в различных видах спорта в зависимости от типа телосложения спортсмена. Для этого, как показывают исследования, ему необходимо понимать особенности и различия в подготовке лиц с разными типами телосложения (соматотипами) [1–8; 12].
Данные подобных исследований [5–8] свидетельствуют о том, что тип телосложения занимающегося физической культурой и спортом обуславливает его двигательные возможности и индивидуализирует средства и методы физической подготовки. Следовательно, необходим учет соматотипа человека при организации процесса физической подготовки, в частности при развитии скоростно-силовых способностей. При воздействии одними и теми же средствами и методами мы получим, скорее всего, различные показатели уровня развития физических качеств.
Более того, необходимо отметить, что актуальность данного исследования определяется также теми процессами, которые происходят в сфере совершенствования подготовки физкультурно-спортивных кадров [9–11]. Современный учитель физической культуры, педагог, тренер-преподаватель должны владеть технологией организации занятий по отдельному виду спорта, например, в рамках спортивно-видового подхода [11]. А так как на подобных занятиях присутствуют лица с разными типами телосложения, то необходим учет этих особенностей и их изучение.
Проблема исследования заключается в недостаточности знаний о методиках развития специальных физических качеств волейболисток на основе учета типа телосложения игрока.
Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование содержания процесса развития скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток методом динамических усилий на основе учета типа телосложения игроков.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс студенток-волейболисток массовых разрядов.
Предмет исследования: средства развития скоростно-силовых физических качеств волейболисток методом динамических усилий в зависимости от типа телосложения.
Гипотеза исследования: предполагается, что если при подборе средств развития скоростно-силовых качеств методом динамических усилий осуществлять учет типа телосложения волейболисток, то это обеспечит более равномерное повышение уровня специальной физической подготовленности игроков и результативность соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы индивидуализации тренировочного процесса спортсменов в зависимости от типа телосложения;
2. Определить тип телосложения студенток волейболисток педагогического вуза массовых разрядов;
3. Выявить особенности развития физических качеств студенток-волейболисток в зависимости от типа телосложения;
4. Разработать и экспериментально обосновать содержания процесса С. Ф. П. студенток-волейболисток на основе учета типа телосложения игроков.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистические методы обработки результатов исследования.
Новизна исследования состоит в дополнении теории и методики спортивной тренировки волейболисток массовых разрядов новыми знаниями об адекватных средствах развития скоростно-силовых способностей на основе учета типа телосложения игроков с использованием метода динамических усилий.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ антропометрических измерений позволил нам распределить 20 испытуемых на 3 группы: 9 студенток с нормостеническим типом телосложения; 5 — к астеническому типу телосложения; 6 — отнесены к гиперстеническому типу телосложения (табл.1):
Таблица 1
Распределение студенток-волейболисток по типам телосложения
№ |
Тип телосложения |
Количество испытуемых, n |
1 |
Нормостенический |
9 |
2 |
Астенический |
5 |
3 |
Гиперстенический |
6 |
4 |
ВСЕГО |
20 |
Затем мы выявили средний арифметический показатель уровня развития скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток с одинаковым типом телосложения.
Для этого мы провели тестирование специальной физической подготовленности студенток-волейболисток массовых разрядов, а показатели объединили по группам типов телосложения спортсменок (табл.2).
Таблица 2
Показатели развития скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток с учетом типа телосложения
№ |
Тип телосложения |
Прыжок вверх с места, см |
Прыжок в длину с места, см |
Бег 6 м, с |
1 |
Нормостенический |
34,3±2,4 |
186±11,4 |
1,80±0,11 |
2 |
Астенический |
31,6±2,8 |
173±7,6 |
1,63±0,12 |
3 |
Гиперстенический |
33,8±3,7 |
175±5,4 |
1,84±0,12 |
Данные, полученные на первом этапе эксперимента, подтверждаются результатами предыдущих исследований автора [11]. Результаты тестирования свидетельствуют о неодинаковых показателях скоростно-силовых качеств у игроков с разными типами телосложения. Так, у нормостеников результаты в прыжковых тестах выше, чем в двух других группах, однако, слабее результат в беге на 6 м. Данный факт мы связываем со слабым развитием мышечного компонента у последних, что не позволяет реактивно разгонять тело при перемещениях его в горизонтальной плоскости. Полученные нами данные не противоречат результатам, полученным другими исследователями [3;4]. Астеники уступают двум другим группам испытуемых в показателе прыжка вверх, что можно трактовать как недостаток быстрой силы для вертикального перемещения тела спортсмена.
По этой же причине, мы считаем, что и в тесте прыжок вверх с места лица с астеническим типом телосложения уступают «нормостеникам». Низкий показатель в этом тесте у «гиперстеников» здесь, на наш взгляд, легко объясняется преобладанием жирового компонента у данного соматотипа, т. е. наличием лишнего веса занимающихся, что не позволяет проявлять высокую прыгучесть в вертикальном перемещении.
Результаты теста в беге на 6 м не выявили существенных различий между группами испытуемых. Данный показатель одинаков у всех групп испытуемых, что объясняется, на наш взгляд, спецификой тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе.
После получения первоначальных результатов, мы внедрили в учебно-тренировочный процесс студенток волейболисток комплекс упражнений на развитие скоростно-силовых способностей с учетом типа телосложения, основанных на применение метода динамических усилий.
По результатам констатирующего этапа эксперимента нами разработан комплекс для развития скоростно-силовых качеств в зависимости от типа телосложения. С учетом данных расчетов, нами разработан комплекс упражнений развития прыгучести на основе комплексного сочетания методов — ударного и непредельных динамических усилий с отягощениями [1;2;5;6], в том числе с использованием тренажеров для девушек массовых разрядов, занимающихся в волейбольной студенческой секции.
Комплекс упражнений для астеников направлен на развитие отстающего качества прыгучести с преобладанием упражнений на вертикальный и горизонтальный прыжок: прыжковые упражнения на тренажере «лестница», в том числе с набивным мячом, грифом штанги, «блинами»; «разножка» со штангой; напрыгивание и спрыгивание с тумбы высотой 45–50 см и «блином» весом 5–10 кг; выполнение передач в прыжке с отягощением на поясе или ногах весом до 5 кг.
Комплекс упражнений для гиперстеников направлен на развитие прыгучести в горизонтальном перемещении и стартовый рывок: прыжковые упражнения на тренажере «лестница»; «разножка» со штангой; выполнение передач в прыжке с отягощением на поясе или ногах весом до 5–10 кг; непрерывная имитация блокирования у сетки после спрыгивания со скамьи с отягощением на ногах; совершенствование нападающего удара с отягощениями на ногах.
Комплекс упражнений для нормостеников преимущественно направлен на развитие стартового рывка, взрывной силы в горизонтальном перемещении: совершенствование нападающего удара с отягощениями на ногах; комплексное круговое упражнение с прыжками от скамьи, последующим рывком на 9 м, имитацией блокирования у сетки, имитацией нападающего удара и приема мяча с доведением в определенную зону площадки, последующим падением и перекатом, всё выполняется с утяжелителем на ногах; рывки «елочка» (9+3+6+3+9 м).
Разработанные комплексы упражнений для различных типов телосложения внедрены в тренировочный процесс студенток-волейболисток, направлены на развитие отстающих скоростно-силовых способностей.
Конечные результаты скоростно-силовых способностей студенток — волейболисток массовых разрядов с учетом типа телосложения
После внедрения в учебно-воспитательный процесс комплекс для развития скоростно-силовых способностей волейболисток, массовых разрядов с учетом типа телосложения, мы провели тестирования конечного уровня развития способностей. При выполнении прыжковых упражнений внимание уделялось не на скорость прыжка, а на его длину и высоту.
В конце эксперимента для определения уровня скоростно-силовой подготовленности нами было проведено повторное тестирование,
Таблица 3
Показатели развития скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток с учетом типа телосложения
№ |
Тип телосложения |
Прыжок вверх с места, см |
Прыжок в длину с места, см |
Бег 6 м, с |
1 |
Нормостенический |
36,7±3,7 |
185±11,4 |
1,60±0,14 |
2 |
Астенический |
31,8±5,1 |
173,6±17,6 |
1,45±0,14 |
3 |
Гиперстенический |
37,6±3,9 |
195±15,1 |
1,68±0,20 |
После проведения тестирования конечного уровня развития способностей мы выяснили, что во всех показателях наблюдается прирост. Это говорит о том, что подобранный комплекс повлиял на улучшение результатов скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток. Наибольший прирост наблюдается у гиперстеничсекого типа по показателям в прыжках в длину и в высоту, в беге же они уступают, самый лучший показатель в беге на 6 м. показал астенический тип. Полученные данные говорят о том, что у испытуемых неодинаковые показатели скоростно-силовых качеств, с разным типом телосложения.
Именно результаты теста в беге на 6 м выявили существенное различие между группами испытуемых.
Полученные данные позволяют нам составить и обосновать содержание комплекса упражнений для развития отстающих скоростно-силовых способностей студенток волейболисток в зависимости от типа телосложения.
Проведя тестирования скоростно-силовых способностей испытуемых в начале и в конце эксперимента, мы можем сравнить их результаты и судить об эффективности предложенной методики развития скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток с учетом типа телосложения (табл.4).
Таблица 4
Сравнение показателей развития скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток в начале и в конце эксперимента
№ |
Тип телосложения |
Прыжок вверх с места, см |
Прыжок в длину с места, см |
Бег 6 м, с |
|||
Этапы эксперимента |
1 этап |
2 этап |
1 этап |
2 этап |
1 этап |
2 этап |
|
1 |
Нормостеник |
34,3±2,4 |
36,7±3,7 |
186±11,4 |
185±11,4 |
1,80±0,11 |
1,60±0,14 |
2 |
Астеник |
31,6±2,8 |
31,8±5,1 |
173±7,6 |
173,6±17,6 |
1,63±0,12 |
1,45±0,14 |
3 |
Гиперстеник |
33,8±3,7 |
37,6±3,9 |
175±5,4 |
195±15,1 |
1,84±0,12 |
1,68±0,20 |
В ходе полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что результаты улучшились почти по всем показателям, особенно в прыжке в длину улучшили показатели гиперстеники. Если в начале эксперимента показатели составляли 175 см, то в конце эксперимента 195 см. Единственный показатель, который упал, это у нормостеников в прыжке в длину: в начале эксперимента составлял 186 см, то в конце стал 185 см. Это может говорить о том, что внимание ими уделялось на скорость в беге, а также на прыжок вверх.
Так же мы можем увидеть, что существенный прирост наблюдается в беге на 6 м. у всех типов, особенно большой прирост наблюдается у гиперстеников, если до начала эксперимента показатель составлял 1,84 с, то в конце эксперимента 1,68(±0,20) с, что говорит об эффективности составленного комплекса.
Проведенный математико-статистический анализ результатов с помощью t-критерия Стьюдента для попарно-зависимых выборок показал (табл.5), что разработанная методика развития скоростно-силовых способностей с учетом типа телосложения наиболее эффективна для лиц с нормостеническим типом, т. к. мы получили достоверный прирост по всем 3-м показателям на уровне значимости p<0,01. Это значит, что для данных лиц были подобраны наиболее подходящие средства на основе метода динамических усилий.
Для лиц с астеническим типом телосложения также можно считать, что методика эффективна, т. к. по двум тестам из 3 получен достоверный прирост на уровне значимости p<0,05, а по одному тесту (прыжок вверх с места) показатель t не дотянул небольшое значение (t=2,65 против tкрит=2,78). Данный факт можно объяснить слишком малой мышечной массой, необходимой для разгона тела в вертикальном перемещении. Следовательно, больший упор в корректировки методики необходимо сделать на данный компонент скоростно-силовых способностей.
Таблица 5
Математико-статистическая обработка результатов эксперимента
№ |
Тесты |
Этапы |
Типы телосложения |
||
Нормостен. |
Гиперстен. |
Астен. |
|||
1 |
Прыжок вверх с места, см |
До |
34,3±2,4 |
33,8±3,7 |
31,6±2,8 |
После |
36,7±3,7 |
37,6±3,9 |
31,8±5,1 |
||
Sd |
4,49 |
2,82 |
2,19 |
||
t |
3,48 |
0 |
2,65 |
||
tгр (p=0,05) |
3,36 |
2,57 |
2,78 |
||
p |
<0,01 |
>0,05 |
>0,05 |
||
2 |
Прыжок в длину с места, см |
До |
186±11,4 |
175±5,4 |
173±7,6 |
После |
185±11,4 |
195±15,1 |
173,6±17,6 |
||
Sd |
2,0 |
9,16 |
3,81 |
||
t |
3,5 |
1,69 |
2,93 |
||
tгр (p=0,05) |
3,36 |
2,57 |
2,78 |
||
p |
<0,01 |
>0,05 |
<0,05 |
||
3 |
Бег 6 м, с |
До |
1,80±0,11 |
1,84±0,12 |
1,63±0,12 |
После |
1,60±0,14 |
1,68±0,20 |
1,45±0,14 |
||
Sd |
0,19 |
0,17 |
0,23 |
||
t |
3,42 |
3,35 |
3,20 |
||
tгр |
3,36 |
2,57 |
2,78 |
||
p |
<0,01 |
<0,05 |
<0,05 |
Можно утверждать, что методика развития скоростно-силовых способностей на основе метода динамических усилий является эффективной и требует учета типа телосложения при организации процесса развития скоростно-силовых способностей. При этом, лицам с астеническим типом необходимо увеличить объем упражнений на проявление прыгучести в вертикальном перемещении (прыжки вверх), а гиперстеникам — проявление прыгучести в целом.
Выводы. По результатам проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы:
1. Анализ литературы подтвердил тот факт, что в физкультурно-спортивной деятельности, в том числе в сфере подготовки спортсменов массовых разрядов, достаточно подробно обоснована индивидуализация спортивной подготовки спортсменов с учетом типа телосложения. Многие авторы указывают на то, что необходим учет типа телосложения занимающегося для повышения результативности тренировочного и соревновательного процессов.
Открытым остается вопрос о применении тех или иных методов тренировки, наиболее адекватных для занимающихся с разным типом телосложения. Тем более наблюдается недостаток знаний о возможностях развития специальных физических качеств волейболисток методом динамических усилий в зависимости от типа телосложения игроков, остается не изученным вопрос влияния этого метода на развитие скоростно-силовых способностей волейболисток с разными типами телосложения.
2. Проведенные наблюдения свидетельствуют, что большинство испытуемых, занимающихся в волейбольной секции, имеют нормостенический и астенический типы телосложения, что обусловлено спецификой вида спорта и особенностями двигательной активности в волейболе. При этом наиболее рекомендуемыми видами спорта для нормостеников являются игровые виды спорта, в том числе волейбол. Однако, как и в большинстве секций любительских студенческих команд массовых разрядов, в экспериментальной группе присутствуют игроки с разными типами телосложения, в том числе с астеническим и гиперстеническим. Данный факт актуализирует проблему индивидуализации тренировочного процесса с учетом типа телосложения студенток-волейболисток.
3. Результаты первичного тестирования свидетельствуют о неравномерных показателях различных скоростно-силовых способностей в зависимости от типа телосложения студенток-волейболисток. Так, у астеников отстает показатель прыгучести в вертикальном и горизонтальном перемещении (прыжок вверх и в длину). Гиперстеники отстают в показателях прыжка в длину и рывках. Нормостеники незначимо отстают от астеников в показателях стартовой быстроты. Данные результаты лягут в основу содержания комплекса упражнений для развития отстающих скоростно-силовых способностей волейболисток.
4. Нами разработана методика развития скоростно-силовых способностей с учетом типа телосложения спортсменок, которая позволяет нивелировать различия в приросте данных показателей и обеспечить одинаково значимый прирост уровня развития скоростно-силовых способностей. При это, нагрузка дифференцирована также с учетом типа телосложения игроков. Разработанные комплексы упражнений для различных типов телосложения внедрены в тренировочный процесс студенток-волейболисток, направлены на развитие отстающих скоростно-силовых способностей.
5. По результатам эксперимента можно утверждать, что результаты улучшились почти по всем показателям, особенно в прыжке в длину улучшили показатели гиперстеники. Также существенный прирост мы наблюдаем в беге на 6 м. у всех типов, но самый большой прирост наблюдается у гиперстеников, если до начала эксперимента показатель составлял 1,84 с, то в конце эксперимента 1,68(±0,20) с, это говорит об эффективности составленного комплекса.
Проведенный математико-статистический анализ результатов с помощью t-критерия Стьюдента для попарно-зависимых выборок показал, что разработанная методика развития скоростно-силовых способностей с учетом типа телосложения наиболее эффективна для лиц с нормостеническим типом, т. к. мы получили достоверный прирост по всем 3-м показателям на уровне значимости p<0,01. Это значит, что для данных лиц были подобраны наиболее подходящие средства на основе метода динамических усилий.
Для лиц с астеническим типом телосложения также можно считать, что методика эффективна, т. к. по двум тестам из 3 получен достоверный прирост на уровне значимости p<0,05, а по одному тесту (прыжок вверх с места) показатель t не дотянул небольшое значение (t=2,65 против tкрит=2,78). Данный факт можно объяснить слишком малой мышечной массой, необходимой для разгона тела в вертикальном перемещении. Следовательно, больший упор в корректировки методики необходимо сделать на данный компонент скоростно-силовых способностей. У гиперстеников значимый прирост наблюдается лишь в показателе бега на 6 м, а в прыжковых показателях — прирост либо отсутствует, либо недостоверен.
Таким образом, можно утверждать об эффективности предложенной методики и осуществлять учет типа телосложения при подборе средств развития скоростно-силовых способностей волейболисток на основе метода динамических усилий.
Литература:
1. Беляев, А. В. Волейбол. Методы, средства и контроль за развитием у волейболистов общей и специальной выносливости, прыгучести и гибкости [Текст]: метод. рекомендации для студентов ин-тов физ. культуры / А. В. Беляев, — М.: б.и., 2008. — 19 с.
2. Беляев, А. В. Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности [Текст] / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 3. — С. 37–38
3. Верхошанский, Ю.В. «Ударный» метод развития «взрывной» силы [Текст] / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физкультуры. — 1968. — № 8. — С. 59.
4. Верхошанский, Ю. В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биологическими особенностями скоростных упражнений [Текст]: Автореф. дисс. канд.пед.наук / Ю. В. Верхошанский. — М., 1963. — 25 с.
5. Гетманова, Т.В Обоснование необходимости учета типа телосложения студенток-волейболисток при развитии скоростно-силовых способностей [Текст] / Т. В. Гетманова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — 37. — С. 152–156.
6. Гетманова Т. В. Особенности влияния метода динамических усилий на развитие скоростно-силовых способностей студенток-волейболисток массовых разрядов с разными типами телосложения [Текст] / Т. В. Гетманова // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 637–639.
7. Гетманова, Т.В Теоретическое обоснование содержания процесса специальной физической подготовки студенток- волейболисток массовых разрядов в зависимости от типа телосложения [Текст] / Т. В. Гетманова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — 38. — С. 145–149.
8. Лазарева, Э. А. Взаимоотношения между типами телосложения и особенностями энергообеспечения мышечной деятельности легкоатлетов спринтеров и стайеров [текст] / Э. А. Лазарева // Физиология человека. — 2004. — Т. 30. — № 5. — С. 121–126.
9. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.
10. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.
11. Поливаев, А. Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / А. Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. — 2012. — № 5–3(5). — С.47–49.
12. Селивѐрстов, В. С. Особенности развития скоростно-силовых способностей волейболисток 16–18 лет на основе динамического метода [текст] / В. С. Селивѐрстов // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2014. — № 26. — С. 109–113.