В статье автор рассматривает инновационную программу годичной тренировки студентов-гиревиков на основе этапного построение тренировочного процесса и варьирования нагрузок по 3–4 недельным циклам. Автором получен достоверный прирост результатов физической подготовки студентов-гиревиков массовых разрядов, а также существенный прирост результатов соревновательной деятельности.
Ключевые слова: гиревой спорт, физическая подготовка, соревновательная деятельность, спортивный результат.
Актуальность исследования. Гиревой спорт в последние несколько лет получил широкое признание во многих странах Европы и США [1; 3]. Важно, что гири вызывают не только практический, но и научный интерес в виду его многогранности и доступности, о чем свидетельствуют научно-практические конференции, посвященные решению проблем, которые возникают в процессе подготовки спортсменов, уточнению правил проведения соревнований и прочим вопросам прямо или косвенно касающихся гиревого спорта. Постоянно совершенствуются подходы к физической и технической подготовке спортсменов-гиревиков, так как она является основным результативным фактором в соревновательной деятельности [2; 4].
Также важное внимание и интерес ученых в последние десятилетия уделяется совершенствованию процесса подготовки физкультурно-спортивных кадров, в том числе для сферы гиревого спорта [5–7].
В связи с тем, что гиревой спорт выходит на более высокий уровень и претендует на включение в программу олимпийских игр, большинство учёных, тренеров и практиков, находятся в поиске наиболее эффективных подходов повышения результативности тренировочного и соревновательного процессов подготовки гиревиков, в связи с этим выбранная нами тема является актуальной [1–4].
Проблема исследования состоит в недостаточности экспериментально обоснованных данных об эффективных программах годичной тренировки студентов-гиревиков массовых разрядов.
Цель исследования: Разработка и экспериментальное обоснование программы годичной подготовки студентов-гиревиков массовых разрядов и изучение ее влияния на спортивный результат.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс и соревновательная деятельность студентов-гиревиков массовых разрядов.
Предмет исследования: программа подготовки студентов-гиревиков массовых разрядов, на основе этапности тренировочного процесса и варьирования динамики нагрузок.
Задачи исследования:
1. Изучить современные теоретические подходы к организации процесса физической и технической подготовки студентов гиревиков массовых разрядов.
2. Определить исходный уровень развития физической подготовки студентов гиревиков массовых разрядов.
3. Разработать и экспериментально обосновать программу подготовки студентов — гиревиков массовых разрядов на основе этапности тренировочного процесса и варьирования динамики нагрузок.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что существенное повышение уровня спортивной подготовленности спортсменов и результативности соревновательной деятельности произойдет в случае:
- если будет разработана программа тренировки на основе поэтапного построения тренировочного процесса и варьирования динамики нагрузки;
- если будет выявлено наиболее оптимальное соотношение средств физической и технической подготовки в тренировочном процессе студентов-гиревиков.
Практическая значимость исследования: теория дополнена информацией о комплексном воздействии средств физической культуры на повышение уровня физической и технической подготовки студентов — гиревиков массовых разрядов. Результаты исследования могут быть использованы тренерами по гиревому спорту в тренировочной деятельности.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; метод математико-статистической обработки данных.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе студенческой секции по гиревому спорту с сентября 2014 по май 2015 г. В исследовании приняли участие 9 спортсменов — 5 юношей и 4 девушки в возрасте от 18 до 22 лет, имеющих юношеские и 1–3 взрослые разряды.
Спортсмены занимались по предложенной нами программе годичной тренировки гиревой спорта. Комплексы для повышения уровня физической подготовленности применялись 3 раза в неделю — понедельник, среда, пятница.
С целью выявления воздействия комплексов упражнений гиревого спорта на спортсменах проводилось педагогическое тестирование физического состояния: в начале педагогического эксперимента и в конце, в течение которых применялись разработанные комплексы упражнений.
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе эксперимента нами были изучены показатели тестов по прыгучести, общей силе и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса. Данные физические качества являются специфичными для гиревого спорта и несут основную ответственность за результат в соревнованиях.
Так, у юношей наблюдается средний показатель прыгучести, достаточно высокий показатель в тесте «подтягивание» (табл.1). Силовой тест «жим штанги лежа» свидетельствует о незначительном развитии силовых качеств, но в данном аспекте низкий уровень не влияет на спортивный результат, т. к. основным (ведущим) физическим качеством является не максимальная сила, а силовая выносливость.
У девушек наблюдается низкие показатели прыгучести, общей силы и силовой выносливости, что, скорее всего, лимитирует их соревновательный результат. Поэтому при построении тренировочного процесса необходимо обратить внимание на целенаправленную работу по совершенствованию данных физических качеств (табл.1). Низкие показатели также могут быть обусловлены тем, что девушки занимаются гиревым спортом от 1 до 3 лет и не имеют спортивных разрядов.
Таблица 1
Исходные результаты по физической подготовке спортсменов-гиревиков массовых разрядов
|
Ф. И. О. спортсмена |
Контрольные нормативы |
|||
Прыжок в длину с места, см |
Подтягивание, кол-во раз |
Отжимание, кол-во раз |
Жим штанги лежа (повторный максимум), кг |
||
Юноши |
|||||
1 |
Г.А. |
220 |
15 |
|
70 |
2 |
М.В. |
250 |
13 |
|
90 |
3 |
У.Г. |
215 |
13 |
|
80 |
4 |
О.Е. |
230 |
20 |
|
65 |
5 |
Л.Д. |
240 |
12 |
|
80 |
|
В среднем |
231,0±15,0 |
14,4±3,4 |
|
77,0±10,7 |
Девушки |
|||||
1 |
Е.Т. |
140 |
|
3 |
33 |
2 |
Б.А. |
120 |
|
5 |
20 |
3 |
М.А. |
140 |
|
10 |
26 |
4 |
Б.М. |
200 |
|
30 |
30 |
|
В среднем |
150,0±38,8 |
|
12,0±9,1 |
25,2±6,3 |
В результате проведения исследования по физической подготовке, мы выяснили, что как у девушек, так и у мальчиков средние или низкие показатели подготовки. При помощи применения нашей поэтапной тренировки, мы повысим уровень тренированности и улучшим физическую подготовку студентов-гиревиков.
Пример макроциклического планирования приведён ниже, на графике. Здесь представлен вариант несколько форсированной подготовки гиревика, который сейчас продолжает внедряться в тренировочный процесс студентов-гиревиков «ТюмГУ филиал в г.Ишим».
Рис. 1. Планируемая динамика нагрузок и тренированности студентов-гиревиков
На оси абсцисс на приведённом выше графике отложены месяцы тренировок, а на оси ординат — условные единицы, которые отражают степень тренированности гиревика. «Ноль» на осях координат означает начало тренировочных занятий и соответствует уровню «новичок». Данный график построен таким образом, что первые три недели месяца здесь соответствует сентябрю, а 24-ые, соответственно, маю. Величины условных единиц 2; 7,5; 10; 13,75; 15 соответствуют уровням спортивной подготовки «норматив I»; I-ый взрослый разряд (с гирями 24 кг); разряд КМС (с гирями 24 кг); «норматив II»; разряд КМС (с гирями 32 кг) соответственно. Жирными точками на графике обозначено участие в соревнованиях различного ранга.
Распишем (кратко) по этапам подготовки гиревика основную тренировочную нагрузку и цели каждого этапа:
I ЭТАП: ОФП; закладывание технических основ классических упражнений гиревого спорта; малые и средние нагрузки в толчке и рывке с гирями 16 кг. Цель этапа: выполнение «норматива I» в условиях местных соревнований — первенство школы, села, города, района. («Норматив I» придуман нами с целью проверки уровня специальной физической подготовки начинающих гиревиков. Он представляет собой следующие нормативные требования: весовым категориям до 55 кг, до 60 кг, до 65 кг, до 70 кг, до 75 кг, до 80 кг, свыше 80 кг соответствуют суммы, набранные в двоеборье (толчок двух гирь + рывок гири (по слабейшей руке) с гирями 16 кг и с учётом лимита времени на каждое упражнение в 10 минут), 125 очков, 150 оч., 170 оч., 200 оч., 220 оч., 240 оч., 260 оч. соответственно).
II ЭТАП: ОФП; СФП с периодическим подключением толчка пудовых гирь по длинному циклу; иногда практиковать толчок и рывок гирь по 24 кг — на технику исполнения; часто использовать в тренировках продолжительные стояния с гирями по 24 кг на груди и вверху, на выпрямленных руках. Цель этапа: интенсификация общей и специальной физической подготовки; доведение стояния с гирями по 24 кг на груди до 11 минут (в одном подходе); подготовка к участию в местных соревнованиях по классическому двоеборью (с гирями 16 кг) и выступление на них.
III ЭТАП: ОФП; преимущественная работа с гирями по 24 кг (на количество подъёмов). Цель этапа: выполнение в условиях соревнований нормативов I-го взрослого разряда в двоеборье с гирями 24 кг.
IV ЭТАП: СФП; преимущественная работа с гирями по 24 кг (по временным отрезкам). Цель этапа: выполнение в условиях соревнований нормативов разряда КМС в двоеборье с гирями 24 кг.
V ЭТАП: ОФП; повышение уровня общей выносливости — тренировка в продолжительном беге, плавании и т. п. Цель этапа: повышение уровня общей выносливости; активный отдых; поддержание спортивной формы на уровне, превышающем I-ый взрослый разряд в двоеборье (с гирями 24 кг).
VI ЭТАП: активный отдых. Цель этапа: полноценное физическое и психологическое восстановление от тренировочных нагрузок.
VII ЭТАП: ОФП; СФП; повышение уровня общей выносливости. Цель этапа: повышение уровня общей выносливости; подведение уровня физических кондиций к нормативам I-го взрослого разряда в двоеборье (с гирями 24 кг).
VIII ЭТАП: ОФП; СФП; преимущественная работа с гирями по 24 кг (на количество подъёмов). Цель этапа: достижение уровня специальной выносливости, соответствующего IV-му этапу; выступление на местных соревнованиях с целью превысить нормативы разряда КМС с гирями 24 кг в двоеборье.
IX ЭТАП: СФП с периодическим подключением толчка 24-килограммовых гирь по длинному циклу; часто использовать в тренировках продолжительные стояния с гирями по 32 кг на груди и вверху, на выпрямленных руках. Цель этапа: выступление на местных соревнованиях с целью существенно превысить нормативы разряда КМС с гирями 24 кг в двоеборье и с целью отобраться в сборную команду учебного заведения или региона для выступления на региональных или российских соревнованиях по гиревому спорту; доведение стояния с гирями по 32 кг на груди до 11 минут (в одном подходе).
X ЭТАП: СФП; преимущественная работа с гирями по 24 кг (по временным отрезкам) с периодическим подключением упражнений с гирями по 28 кг и 32 кг (на количество подъёмов). Цель этапа: успешное выступление на российских, региональных или ведомственных соревнованиях (в двоеборье с гирями 24 кг).
XI ЭТАП: СФП; преимущественная работа с гирями по 24 кг и 28 кг (по временным отрезкам) с периодическим подключением упражнений с гирями по 32 кг (на количество подъёмов). Цель этапа: выполнение «норматива II» в условиях местных соревнований — первенство школы, ДЮСШ, села, города, района. («Норматив II» придуман нами с целью проверки уровня специальной физической подготовки квалифицированных гиревиков. Он представляет собой следующие нормативные требования: весовым категориям до 55 кг, до 60 кг, до 65 кг, до 70 кг, до 75 кг, до 80 кг, свыше 80 кг соответствуют суммы, набранные в двоеборье (толчок двух гирь + рывок гири (по слабейшей руке) с гирями 24 кг и с учётом лимита времени на каждое упражнение в 10 минут), 110 очков, 135 оч., 160 оч., 185 оч., 210 оч., 225 оч., 235 оч. соответственно).
XII ЭТАП: СФП; преимущественная работа с гирями по 28 кг и 32 кг (по временным отрезкам). Цель этапа: выполнение в условиях соревнований нормативов разряда КМС в двоеборье с гирями 32 кг.
Приданном подходе к организации тренировочного процесса, в отличии от традиционного, меняется соотношение физической и технической подготовки:
- по традиционной программе данное соотношение составляло 60 % средств ОФП и 40 % ТП;
- по экспериментальной программе соотношение составляет 74 % средств ОФП и 26 % ТП.
Мы считаем, что при таком построении тренировочного процесса возможен существенный прирост уровня развития физических качеств спортсменов, а, следовательно, повышение результативности соревновательной деятельности.
Разработанное планирование тренировочного процесса внедрено в учебно-тренировочный процесс студентов-гиревиков. Эксперимент по изучению влияния силовой подготовки на результативность СД продолжается до мая 2015 г.
На заключительном этапе эксперимента нами были изучены показатели тестов по прыгучести, общей силе и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса, после подготовленности студентов по предложенной нами методики. Данные физические качества являются специфичными для гиревого спорта и несут основную ответственность за результат в соревнованиях.
Таблица 3
Конечные результаты по физической подготовке спортсменов-гиревиков массовых разрядов
|
Ф. И. О. спортсмена |
Контрольные нормативы |
|||
Прыжок в длину с места, см |
Подтягивание, кол-во раз |
Отжимание, кол-во раз |
Жим штанги лежа (повторный максимум), кг |
||
Юноши |
|||||
1 |
Г.А. |
230 |
17 |
|
75 |
2 |
М.В. |
255 |
15 |
|
95 |
3 |
У.Г. |
225 |
16 |
|
85 |
4 |
О.Е. |
240 |
22 |
|
75 |
5 |
Л.Д. |
245 |
15 |
|
90 |
|
В среднем |
239,0±15,0 |
17,0±3,4 |
|
84,0±10,7 |
Девушки |
|||||
1 |
Е.Т. |
145 |
|
6 |
40 |
2 |
Б.А. |
135 |
|
8 |
30 |
3 |
М.А. |
150 |
|
17 |
35 |
4 |
Б.М. |
225 |
|
36 |
45 |
|
В среднем |
163,7±38,8 |
|
16,7±9,1 |
37,5±6,3 |
Обработка результатов с использованием методов математической статистики свидетельствует о том, что у испытуемых наблюдается значимый прирост результатов под воздействием экспериментальной методики тренировки. По всем показателям наблюдается статистически достоверный прирост результатов. У юношей данный прирост наблюдается на уровне значимости p<0,01. У девушек по двум показателям (прыжок в длину и отжимания) прирост значим на уровне p<0,05, а по одному показателю (жим штанги лежа) — на уровне p<0,01(табл.4):
Таблица 4
Сравнение показателей развития физических качеств студентов-гиревиков под воздействием экспериментальной методики до и после эксперимента
№ |
Тесты |
Этапы |
Юноши |
Девушки |
1 |
Прыжок в длину с места, см |
До |
231,0±15,0 |
150,0±38,8 |
После |
239,0±15,0 |
163,7±38,8 |
||
Sd |
2,74 |
8,53 |
||
t |
6,53 |
3,22 |
||
tгр (р=0,01) |
4,60 |
3,18 |
||
p |
<0,01 |
<0,05 |
||
2 |
Подтягивание / Отжимание, кол-во раз |
До |
14,4±3,4 |
12,0±9,1 |
После |
17,0±3,4 |
16,7±9,1 |
||
Sd |
0,54 |
2,06 |
||
t |
9,79 |
4,50 |
||
tгр (р=0,01) |
4,60 |
3,18 |
||
p |
<0,01 |
<0,05 |
||
3 |
Жим штанги лежа (повторный максимум), кг |
До |
77,0±10,7 |
25,2±6,3 |
После |
84,0±10,7 |
37,5±6,3 |
||
Sd |
2,73 |
3,40 |
||
t |
5,71 |
6,02 |
||
tгр (р=0,01) |
4,60 |
5,84 |
||
p |
<0,01 |
<0,01 |
Таким образом, можно утверждать, что экспериментальная методика тренировки, основанная на основе учета динамики нагрузок и этапности подготовки, существенно влияет на результативность тренировочного процесса.
Для определения эффективности нашей программы тренировки, мы провели также анализ показателей соревновательной деятельности студентов-гиревиков. Первые соревнования, мы провели до начала нашего эксперимента в сентябре 2014 года. После проведения нашего исследования мы провели итоговые соревнования среди этих же спортсменов в мае 2015года (табл.5).
В результате проведения исследования мы выяснили, что внедренная нами экспериментальная методика организации тренировочного процесса эффективно влияет как на физическую, так и на техническую подготовку студентов-гиревиков, при помощи этого мы повысили показатели соревновательной деятельности.
Так, практически у всех студентов, повысились результаты в два раза, это свидетельствует о правильности построения тренировочного процесса (табл.5).
Таблица 5
Результаты соревновательной деятельности спортсменов-гиревиков массовых разрядов
|
Ф. И. О. спортсмена |
Вес гири |
Количество подъемов |
Sd |
t |
p |
||
Сентябрь |
Май |
|||||||
Юноши |
||||||||
1 |
Г.А. |
32 |
20 |
45 |
|
|
|
|
2 |
М.В. |
32 |
20 |
50 |
|
|
|
|
3 |
У.Г. |
32 |
30 |
55 |
|
|
|
|
4 |
О.Е. |
32 |
20 |
45 |
|
|
|
|
5 |
Л.Д. |
32 |
25 |
42 |
|
|
|
|
|
В среднем |
23,0 |
52,0 |
4,66 |
11,7 |
<0,01 |
||
Девушки |
||||||||
1 |
Л.С. |
16 |
15 |
60 |
|
|
|
|
2 |
Б.А. |
16 |
10 |
45 |
|
|
|
|
3 |
М.А. |
14 |
60 |
120 |
|
|
|
|
4 |
Б.М. |
16 |
170 |
200 |
|
|
|
|
|
В среднем |
63,8 |
106,3 |
13,23 |
6,43 |
<0,01 |
||
Так, например, у девушек прирост показателей в абсолютных величинах составил от 30 до 60 повторов, а математико-статистическая обработка показала достоверность различий между начальными и конечными результатами на уровне p<0,01. Особо стоит отметить испытуемого М. А., которая превысила свой исходный результат в 2 раза.
В группе юношей также наблюдается прирост показателей от 17 до 30 повторов. При этом подтверждается достоверность различий между исходными и кончеными данными на уровне значимости p<0,01. Данный факт по обеим группам испытуемых возможно, объясняется тем, что экспериментальная методика изучалась на начинающих спортсменах, где прирост более выражен, чем у подготовленных спортсменов.
Выводы. Достоверность различий на высоком уровне значимости (p<0,01) позволяет нам утверждать, что предложенная инновационная программа тренировки гиревиков эффективна, может использоваться в тренировочном процессе студентов-гиревиков массовых разрядов. Таким образом, гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась.
Литература:
1. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. [Текст]/ Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 2008. — 330 с.
2. Воропаев В. И. Гиревой спорт. Программа для ДЮСШ, секций коллективов физической культуры и спортивных клубов: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В. И. Воропаев. — Воронеж: Изд-во ВГАУ, 2006. — 122 с.
3. Борисевич, С. А. Построение тренировочного процесса спортсменов-гиревиков высокой квалификации: Автореф. дис…канд. пед. наук. [Текст]/ С. А. Борисевич — Омск: СибГАФК, 2007. — 22 с.
4. Бурмистров А. П. Тренировка силы и силовой выносливости. Методика подготовки военнослужащих в упражнении с гирями. [Текст]/ А. П. Бурмистров, Ю. А. Ромашин. — М.: Воениздат, 2006. — 84 с.
5. Поливаев, А. Г. Совершенствование системы подготовки учителя физической культуры в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Высшее образование в России. — 2013. — № 11. — С.134–137.
6. Поливаев, А. Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / А. Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. — 2012. — № 5–3(5). — С.47–49.
7. Фомичёва, Н. В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [Текст] / Н. В. Фомичёва, А. Г. Поливаев, Н. А. Волохина, А. Н. Родионов // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 6. — С.61–64.