Проблема гениальной личности в романе Дэниела Киза «Flowers for Algernon» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 20300 раз

Библиографическое описание:

Прохорова, О. Н. Проблема гениальной личности в романе Дэниела Киза «Flowers for Algernon» / О. Н. Прохорова, Е. И. Близнюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1671-1674. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19784/ (дата обращения: 18.12.2024).

Идеи романа формировались Дэниелом Кизом в течение 14 лет, начиная с 1945 года (началом зарождения психолингвистики) с его конфликта с родителями, которые настояли на прохождении им курсов для поступающих в медицинские вузы, вопреки его желанию стать писателем. Основные события произошли в 1957 г., когда Киз преподавал английский язык в школе для детей с ограниченными интеллектуальными способностями; один из учеников спросил у него, сможет ли он перевестись в обычную школу, если будет старательно заниматься и станет умным. Этот ученик стал прототипом главного персонажа рассказа — Чарли Гордона. Другие персонажи из книги так же основаны на людях из жизни Киза. Элджернон был вдохновлён занятиями по препарированию в университете, а его имя было взято от поэта Алджернона Чарльза Суинберна. Образы Неймура и Штраусса — учёных, которые разработали хирургию повышения интеллекта, основаны на профессорах, которых Киз встретил, изучая психоанализ [3, с. 97].

Примечателен тот факт, что именно начало 60-х гг. XX столетия ознаменовано изменением роли и функции литературоведения и, как следствие этого, изменением специфики самой литературы. Мировоззренческие установки Д.Киза являются протестом против ставших уже традиционными критериями оценки действительности. Во главу угла ставится необходимость многовариантных форм человеческого существования, конечность и безысходность человеческого бытия и необходимость преодолевать и принимать данное знание. Разработка вопроса и проблема адаптации человека с умственными отклонениями породила многочисленный интерес не только читателей, но и литературных критиков, людей науки и деятелей искусства.

В 60-е годы XX столетия в развитии художественной прозы вырисовывается тенденция к совершенствованию приемов и методов психологического анализа. Интерес создателей художественной прозы к личной жизни человека способствовал усиленной разработке ими средств психологического анализа внутреннего мира героев. В эти годы интерес к человеческой личности усиливается, человек становится главным объектом авторского внимания. Также этот период отмечен сложными противоречивыми процессами переосмысления возможностей и границ человеческой индивидуальности. Учения об истинности прошлых десятилетий превращаются в закрытую самодостаточную структуру, не способную критически осмыслить свою ограниченность и относительность [1, с. 673].

Таким образом, актуальность темы статьи обусловлена не только социальной остротой материла исследования, но и внутренним переживаниям и поискам самого себя в этом мире. Проблема образов в филологии сложна и требует дополнительного раскрытия, особенно в ситуации, когда автор или произведения мало изучены или когда создан необычный персонаж.

Цель нашего исследования — выявление художественных инструментов, позволяющих создать образ гениальной личности, а также обращение к теме познания человеческой сущности литературном произведении (романе Д. Киза «Flowers for Algernon» (1966) и одноименном рассказе (1959)).

Перед началом исследования темы гениальности в романе Д.Киза обратимся к этимологии слова «гений» в культурно-историческом аспекте.

При рассмотрении личности стоит учитывать некоторые особенности данного понятия. С. И. Ожегов так дает определение данного понятия в толковом словаре: «Гений, -я, м. 1. Высшая творческая способность. 2. Человек, обладающий такой способностью. 3. В древнеримской мифологии: дух — покровитель человека, позже — вообще олицетворение добрых или злых сил [2, с. 128]. Словом «герой» древние греки первоначально называли дух умершего, влияющего на живых. Героями считались души выдающихся предков, вождей. Затем понятие расширилось к героям стали причислять некоторых людей, родившихся от союза богов со смертными. Герои — благодетели людей, истребители чудовищ, разбойников, борцы с враждебными демонами. Как уже было сказано выше, гений представляет собой не просто высшую степень одаренности, он связан с созданием качественно новых творений. Его внутренняя сущность всецело подчиняется творчеству для достижения намеченной цели и решения поставленной задачи. Легко заметить, что гении постоянно прибегают к особым стратегиям мышления, отличительной особенностью которых является образность и метафоричность [6].

В романе «Flowers for Algernon» главный герой Чарли Гордон стремился стать умным. Это заявление мы встречаем уже в его самом первом отчете: “I want to be smart” [4, с. 1]. Также Чарли часто использует профессиональные (медицинские) термины: «science», «psychology laboratory», «thematic apperception test», «inkblot», «subconscious and conscious». Это вновь характеризует его огромное желание стать умным, он узнает значения сложных для него слов, учится их правильно писать.

Важным для него становится цель завоевать уважение и признание его родителей:

«Then I was gone to try and find my mom and dad. They woud be serprised to see how smart I got because my mom always wanted me too be smart to. Mabey they woudnt send me away no more if they see how smart I am» [5].

Для Чарли Гордона стать гением — значить доказать всему обществу, а главное, самому себе и своей семье, что он достиг своих целей и им могут гордиться. Чарли пытается излечить душевные раны самореализацией в различных областях науки. Ведь с детства ему четко дали понять, что он не такой как все, и ему никогда не стать нормальным членом общества. Обращение к матери, просьба дать второй шанс на материнскую любовь и ласку является своеобразным криком души: “I'm normal now. I'm not retarded any more. I'm not a moron. I'm just like anyone else. I'm normal-just like you and Matt and Norma. I'm smart now, smarter than Norma, or Uncle Herman, or Matt. I know things even college professors don't know. Talk to me! You can be proud of me now and tell all the neighbors. You don't have to hide me in the cellar when company comes” [4, c. 184].

И одним из наиболее значимых становится желание превзойти в интеллектуальном испытании мышь по имени Элджернон, которой уже сделали операцию по возвращению интеллекта: «…I hate that mouse. He always beets me… I never new before that I was dumber than a mouse… Maybe someday Ill beat Algernon» [5].

По мере того, как эволюционирует главный герой, мы видим признание его гениальности другими персонажами романа: “… but you're a genius. You'll keep going up and up, and see more and more. And each step will reveal worlds you never even knew existed” [4, с. 55].

Ученые, которые провели операцию по созданию искусственного интеллекта Чарли, также признают его гениальность: “You've got a superb mind now, intelligence that can't really be calculated, more knowledge absorbed by now than most people pick up in a long lifetime. But you're lopsided. You know things. You see things. But you haven't developed understanding, or-I have to use the word-tolerance. You call them phonies, but when did either of them ever claim to be perfect, or superhuman? They're ordinary people. You're the genius” [4, c. 106].

Таким образом, к главному герою приходит понимание того, насколько он превзошел в интеллектуальном плане окружающих его людей, в том числе многих видных ученых: “Am I a genius? I don't think so. Not yet anyway.

As Burt would put it, mocking the euphemisms of educational jargon, I'm exceptional — a democratic term used to avoid the damning labels of gifted and deprived (which used to mean bright and retarded) and as soon as exceptional begins to mean anything to anyone they'll change it. The idea seems to be: use an expression only as long as it doesn't mean anything to anybody. Exceptional refers to both ends of the spectrum, so all my life I've been exceptional” [4, с. 47].

Однако, в погоне за гениальностью, признанием и самоутверждением Чарли теряет самого себя. Он уже не тот открытый, добрый, доверчивый человек. По мере развития умственных способностей впечатлительность человека растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником страданий и славы. Гениальность обрекает Чарли на одиночество и непонимание. Если в первом случае одиночество было вызвано жестоким и насмешливым обращением окружающих с Чарли, то после достижения цели на пути к гениальности, главный герой сам отворачивается от общества, замечая изъяны и несовершенство каждого человека.

В связи с выше сказанным, на главный план выходит следующий вопрос: может ли гениальность сделать человека счастливым в полной мере? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Действительно, после операции Чарли стремительно выходит на совершенно новый интеллектуальный уровень, превышающий норму, и закономерно становится тщеславнее. Гений не может быть лишен эгоизма и тщеславия полностью. В характере Чарли стало меньше легкости, открытости, детскости, которой так не хватает «нормальным» взрослым. Один лишь разум, даже сверхгениальный, не способен дать человеку возможность почувствовать и увидеть все краски жизни. Однако опыт, полученный главным героем, позволяет ему приблизиться к совершенству, к своеобразной вершине собственного развития и взглянуть на мир с другого ракурса. Более того, обращение к столь новой проблеме в литературе дает читателю возможность задуматься над всеми проявлениями человеческого разума — от несостоятельности понимать устройство жизни до полного его постижения. Чарли Гордону не удалось совершить чудо, но его намерения были поистине человеческими. Дэниелу Кизу удалось достучаться до читателей, заставив каждого на миг задуматься о гуманности, научив задумываться не только о собственных проблемах, но и о проблемах общества, жизнь и гармония в котором зависит от каждого из нас.

 

Литература:

 

1.         Грицанов, А. А. Постмодернизм. Энциклопедия / А. А. Грицанов. — Минск: Интерпресссервис; Книжный дом, 2001. — 1040 с.

2.         Ожегов,С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — 944 с.

3.         Keyes Daniel Flowers for Algernon. Harvest Books, 2004. — 320 c.

4.         Keyes D. Flowers for Algernon / D. Keyes. Mariner Books, 2004. — 311 с.

5.         Keyes D. Flowers for Algernon (short story):. 1959. [Электронный ресурс] Режим доступа. — URL: http://www.oglethorpe.edu/faculty/~m_rulison/Honors/SpeculativeFiction/Documents/Keyes, %20Daniel %20- %20Flowers %20for %20Algernon.pdf

6.         Пасхалов, А. Удивительная этимология. [Электронный ресурс] Режим доступа. — URL: http://readr.ru/anatoliy-pashalov-udivitelnaya-etimologiya.html?page=4

Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, гениальность, гений, психологический анализ, стать, уж, художественная проза, Чарль Гордона.


Задать вопрос