Ключевые слова: общение, личность, социум, дошкольник, игра, социум, социализация, индивидуализация, потребность, общение, педагог, ученик
Поведение человека представляет собой систему действий сознательной личности, в которых проявляются его взаимоотношения с социальной средой. Человек познает себя и совершенствуется только в общении с другими людьми. В психологии и педагогике общение людей чаще всего определяется как обмен мыслями, чувствами, переживаниями человека. Общение характеризуется следующими основными признаками: взаимопонимание людей друг с другом, под которым подразумевается как проникновение в суть получаемой информации одним человеком от другого, так и ответная реакция на содержание этой информации.
Взаимопонимание в этом отношении может рассматриваться как фактор организации поведения индивида, как выбор тактики действий в отношениях его с другими индивидами [4]. Общение — это взаимовлияние людей друг на друга, воздействие с целью изменить поведение другого в желаемом направлении. Взаимовлияние в обязательном порядке предусматривает ответную реакцию индивида и носит социальный характер, т. е. отражает субъективные цели и мотивы действующих лиц. В общении всегда проявляются отношения людей друг к другу. Индивидуальные связи людей имеют чисто человеческие черты: желание, цель, мотив, эмоциональный настрой, т. е. личностное отношение одного индивида к другому.
В литературе общение рассматривается как особая деятельность индивида, связанная с удовлетворением своих потребностей [5]. А. Н. Леонтьев определяет деятельность как такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей ей потребности [1]. Любая деятельность складывается из мотива, целей и действий, направленных на их достижение. В этом плане «реально существующее общение не может быть ничем иным, как жизненно важной деятельностью индивидов, стороной их жизни, регуляцией поведения и отношений, важным фактором достижения ими своих целей, удовлетворения своих потребностей [8]. Общение охватывает все стороны жизни людей и имеет нормативный характер во всех сферах деятельности человека. Содержанием общения является общественно-исторический опыт, накопленный предшествующими поколениями. Этот опыт не закрепляется в наследственной форме, а усваивается каждым новым поколением в деятельности. Без усвоения этого опыта невозможно развитие личности. Общение играет решающую роль в приобретении знаний и умений, в развитии сознания. Но общение индивида с окружающими не только необходимое условие его развития: в общении с другими человек проявляет себя как личность, раскрывает свое отношение к другим, к явлениям общественной жизни. «Личность — совокупность общественных отношений, поэтому центральной задачей является изучение человека в его отношениях с коллективом в деятельности [3]».
Потребность ребенка в общении проявляется и формируется с первых дней его жизни и реализуется через систему отношений с окружающими. Процесс общения непрерывен: с развитием ребенка изменяются его формы и содержание. А. В. Запорожец и М. И. Лисина отмечают, что основной и исходной формой общения как в общественно-исторической практике, так и в индивидуальном развитии человека является материальное, предметное общение, неразрывно связанное с совместной практической деятельностью людей [2]. У маленького ребенка общение с родителями или лицами, заменяющими их, начинается с материальной его формы (кормление, пеленание), затем возникает непосредственно-эмоциональное общение. Общение со взрослыми — первая форма общения, которая развивается и совершенствуется в продолжение первого периода дошкольного и школьного детства. Ребенок постоянно нуждается в помощи и направлении взрослых. Действия взрослых являются ориентиром для поведения детей. Дошкольники в своих играх отражают жизнь взрослых, их отношения с окружающими и тем самым усваивают нормы поведения в обществе. Под руководством взрослых дети учатся оценивать свои поступки и поступки окружающих. Родители, педагоги направляют поведение ребенка в коллективе, помогают разобраться в возникших конфликтах со сверстниками. Постоянное общение со взрослыми не только расширяется, но и наполняется новым содержанием, принимая познавательный характер; ребенок желает получить от взрослых разъяснения по поводу общественных явлений, оценку своих поступков с точки зрения существующих правил. Дошкольник постоянно испытывает потребность в общении со взрослыми [13]. Он стремится участвовать в их жизни, выполнять ту же деятельность, что и они. Однако психические и физические силы ребенка не позволяют ему реализовать свои стремления. Возникает противоречие между потребностью действия у ребенка с одной стороны и невозможностью осуществить требуемые операции — с другой. Это противоречие разрешается в основном для дошкольников виде деятельности — игре. В мир игр входят не только предметы, которые окружают ребенка и с которыми он может непосредственно действовать, но также предметы действия взрослых, с которыми ребенок не в состоянии действовать, т. к. они для него еще физически недоступны. И тогда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, в игре. «Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется» [6].
В игровых ситуациях ребенок не только «повторяет» действия взрослых. В процессе развития игр в них все более ясно выступают человеческие отношения, отношения людей друг к другу. «Развернутая предметная воображаемая ситуация — это всегда также и ситуация развернутых в ней человеческих отношений» [7]. Подтверждение этого положения мы находим у других известных психологов и педагогов: Б. Д. Эльконин отмечает, что ролевая игра есть форма моделирования социальных отношений взрослых: игра есть арифметика социальных отношений. Отношения между людьми впервые открываются ребенку в игре. А. П. Усова, автор ряда работ по теории игры дошкольников, указывает на существование реальных общественных отношений, складывающихся между играющими. По ее мнению, эти реальные отношения — главное, что создается в процессе игры [9]. Игра учит ребенка проникаться мыслями и чувствами воображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
Реально существующие отношения, складывающиеся в процессе игры, не должны развиваться стихийно. Задача взрослых — руководить развитием этих отношений, направлять и контролировать действия детей, разрешать возникающие сомнения. А. Н. Леонтьев [11] так характеризует общение дошкольников со взрослыми: ребенок испытывает зависимость от окружающих его людей, которые предъявляют определенные требования к его поведению. От отношений ребенка со взрослыми зависят его успехи и неудачи; в них заключаются его радости и огорченияОн часто прибегает к посредничеству воспитателя в своих отношениях со сверстниками.
Итак, первая форма общения детей с окружающими — общение со взрослыми. Она возникает с первых дней рождения ребенка и развивается в процессе основного вида деятельности — игры. Общение ребенка со взрослыми (родители в семье, воспитатели в детском саду) является определяющим в отношениях детей с другими людьми.
На определенном этапе развития ребенка, наряду с имеющейся уже формой общения со взрослыми, возникает общение ребенка с другими людьми. Возникновение новой формы общения связано с некоторыми достижениями ребенка в психическом и физическом развитии, прежде всего: интенсивном формировании способностей воспринимать других детей как себе подобных, а также с развитием речи, движений. В результате развития движений ребенок освобождается от полной зависимости от взрослых. Развитие общения ребенка с другими детьми происходит также в игре. Характеризуя детские игры, А. П. Усова говорит, что в условиях общественного воспитания каждому ребенку надо войти в общество играющих. Без этого нет слаженной игры, а значит и жизни детей. Для того, чтобы ребенок мог это сделать, необходимо наличие у него особой группы качеств, которые называются качествами «общественности». Это особенность входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, устанавливать связи с другими детьми и т. д. [10].
На каждом возрастном этапе взросления ребенка развитие качеств «общественности» имеет свои этапы, связанные с овладением способностью жить в коллективе. От этой индивидуальной формы поведения ребенок переходит к более сложным формам общения со своими сверстниками. Руководящая роль в формировании «языка общения» принадлежит педагогу. Он так строит педагогический процесс, что игровая деятельность детей становится фактором, организующим их жизнь в соответствии с нормами морали.
Общение ребенка с другими детьми в основном направляется и контролируется педагогом, поэтому эти группы общения были определены следующим образом: «ребенок — педагог — ребенок» и «ребенок — педагог — группа». В процессе игровой деятельности ребенок вступает в отношения, которые реализуются в трех формах общения: ребенка с педагогом, ребенка с товарищем и ребенка с группой. Общение ребенка с педагогом — главное, здесь формируется познание правил поведения в коллективе. Это основа формирования всех последующих отношений в коллективе. Спецификой общения в группе «ребенок — педагог» является то, что педагог выступает перед ребенком как личность, несущая своей деятельностью авторитарность. Требования педагога по осуществлению общения ребенка с другими детьми имеют характер обязательного долженствования.
Общение детей с окружающими по своей структуре остается постоянным, тогда как его содержание изменяется. Качественная стороны общения определяется той деятельностью, которая является ведущей для определенного этапа развития ребенка. В младшем школьном возрасте все большее место в жизни детей занимает учебная деятельность, которая отличается от игры и имеет свои специфические особенности как по содержанию, так и по форме организации. Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени.Возрастающая у подростка самостоятельность сочетается со значительным расширением сфер деятельности, с направленностью на новые, более многообразные и содержательные отношения со сверстниками и другими людьми. Потребность подростка в общении является специфичной и не сводится к каким-либо иным, более простым потребностям [12]. Удовлетворение коммуникативной потребности играет важную роль в процессе формирования личности, становления самосознания, накопления социального опыта.
Если потребность в общении со сверстниками не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития, к серьезным деформациям личности, к значительному ухудшению ее положения в системе межличностных отношений.
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университет-школа, 1984. — 469с.
2. Аркин Б. А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1998. — 420с.
3. Бердиченко Е. В. Об активности детей в воспитательном процессе.//Дошкольное воспитание», 2005. — № 8.- С.35–41.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1988.
5. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей. — М.: Педагогика1991.- 326с.
6. Бондаренко Е. А. О психологическом развитии ребенка. Минск: Народная мысль, 1994.
7. Венгер Л. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе.//Дошкольное воспитание, 2000. — № 4. — С. 25–29.
8. Выготский Л. С. Принципы и пути развития психики. М., 1999. — 386с.
9. Занков Л. В. Беседы с учителем. М., Просвещение, 1991. — 426 с.
10. Коломинский Я. Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллектива.- 2001. — 412 с.
11. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии./Вопросы философии, 1972. — № 9. — С.21–26.
12. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М, 1986.
13. Ростова Е. С., Тумакова Н. А. К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 1028–1030.