Здоровый образ жизни является неотъемлемой чертой человеческой цивилизации. Ведь он помогает человеку учиться, работать, совершенствовать мир вокруг себя; отдыхать и укреплять, восстанавливать и оздоравливать свой организм; совершенствовать и развивать свои физические возможности и качествах [1,6].
С целью изучения образа жизни и здоровья студентов нами было проведено социально-гигиеническое исследование здоровья и образа жизни студентов факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Всего было опрошено 55 студентов двух курсов: 27 — на первом, 28 человек — на втором. В результате опроса нами выявлено, что первоначальные знания студентов о здоровье, независимо от времени окончания школы, идентичны друг другу. Результаты исследования показали, что у большинства студентов 1–2 курса уровень знаний о здоровье и ЗОЖ не высок. Исследование позволяет констатировать достаточно низкую компетентность студентов в вопросах валеологии и, как следствие этого, неадекватное отношение к собственному организму [5].
Проанализируем полученные данные детально. Ответы будущих учителей ОБЖ свидетельствуют, что почти 100 % опрошенных (96,2 %) не смогли дать точного определения термину «здоровье». Однако, до 80,3 % из них правильно указали элементы данного понятия, например:
- необходимость ведения здорового образа жизни;
- «полноценное (нормальное, хорошее) функционирование (состояние) организма»;
- неболезненное состояние.
3,4 % из этого числа опрошенных студентов не смогли ответить на этот вопрос. Беспокойство вызывает следующий факт: почти 50 % студентов не считают, что нужно заботиться о своём организме.
Здоровье студентов ещё до поступления в вуз ослаблено воздействием неблагоприятных экологических факторов, недостаточным питанием, гиподинамией, что приводит к развитию предболезненных состояний. Среди заболеваний, встречающихся в студенческой среде, наиболее характерными признаны: заболевания нервной системы, органов зрения, органов дыхания, органов пищеварения, мочеполовой системы и костно-мышечной системы. Отметку «здоров» после регулярных медицинских осмотров получают не многие, лишь 1/3 от общего числа студенческой молодёжи. Кроме того, надо отметить следующий факт. Адаптация в стенах института: привыкание к условиям новой жизни, жизни среди сверстников, отрыв от дома, устоявшегося режима, происходит не у всех одинаково и безболезненно [9,10]. Некоторая часть студентов из числа «здоровых» приобретает хронические отклонения в начальный период обучения в вузе (так называемые не прошедшие нормальную адаптацию к новым условиям).
Характерно, что среднестатистически более 50 % студентов (обоих курсов) указывают на недостаток свободного времени, причём среди первокурсников наибольшее количество таковых (53,8 %). Видимо, сложность предметов, низкий уровень адаптации к учёбе в вузе у первокурсников в совокупности со слабой организованностью режима работы и отдыха студентов, а также отсутствие элементарных знаний в области применения физических упражнений, как действенных средств активной разгрузки организма, способствуют возникновению определённого психического перенапряжения у некоторой части студентов [2,4]. Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что в высшей школе не проводится достаточная работа по оказанию помощи в адаптации студентов к новой жизненной обстановке.
Несмотря на то, что сами студенты не совсем внимательно относятся к себе и своему здоровью, близким и друзьям они дают верные и полезные советы по поддержанию здоровья. Участники анкетирования советуют заниматься спортом, отказаться от вредных привычек (не употреблять алкогольных напитков, не курить), закаляться, гулять на свежем воздухе, соблюдать личную гигиену, режим дня, правильно питаться, меньше нервничать. Почти все студенты, а именно, 91,5 % посещают занятия по физическому воспитанию. С помощью этого опроса было установлено, что 55,1 % студентов в среднем 2 раза в год болеют, 25,6 % — 1 раз в год, и всего 2,3 % опрошенных ответили, что практически не болеют. Все остальные (18,4 %) ответили, что болеют 3 и более раза в год.
При ответе на вопрос: «Какие факторы здоровья Вам известны?», результаты распределились следующим образом:
1. Образ жизни, экология, социальные условия — 15,4 %.
2. Вредные привычки (алкоголь, курение), питание, сон, воздух, погода, пассивный образ жизни — 60,7 %.
3. Оставшиеся 25 % опрошенных не смогли выделить факторы здоровья.
Надо отметить, что даже выделенные студентами, факторы, влияющие на здоровье людей, определены неправильно или слишком узко в понимании данного термина. Данная информация позволяет сделать следующий вывод. Если не знать факторов, определяющих и влияющих на образ жизни, то вряд ли возможно осуществлять грамотную и полноценную заботу о своём здоровье [3].
Но, не смотря на то, что молодые люди не смогли точно определить факторы здоровья, многие из них выражают озабоченность состоянием здоровья людей в нашем городе [7,8]. 95,9 % опрошенных указало на экологический фактор (промышленность) и изменение (в худшую сторону) социальной обстановки. Общение с друзьями (родителями) радует, создаёт комфортную обстановку, что отмечают в большинстве своём первокурсники.
32,5 % студентов считают, что имеют достаточные знания о здоровом образе жизни; 42,6 % рассматривают его в системе общечеловеческих ценностей и лишь 9,9 % студентов считают, что нужно расширять валеологические знания для использования их в собственной жизни, а 15 % студентов не имеют представлений о валеологии. Полученные данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне сформированности валеологических убеждений и соблюдении валеологического поведения [11–14]. У каждого шестого студента, однако, нет явных представлений о валеологии, что позволяет расширить их познания за счет введения дисциплины «Культура здоровья». На втором курсе молодые люди знакомятся с целями, задачами, содержанием, предметом изучения данной науки. Студенты должны обладать необходимым минимумом знаний по валеологии и мотивированно-осознанной установкой на укрепление как своего здоровья, так и воспитуемых. Возникший интерес к вопросам здорового образа жизни должен способствовать появлению многонаправленной мотивации валеологически обоснованной педагогической деятельности [15].
Учитывая важность проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни для студентов, особенно будущих кадров для учительского корпуса в период обучения в вузе, на основе полученных в результате комплексного исследования данных необходима дальнейшая реализация комплексной целевой программы «Образование и здоровье» [16]. Только совместная работа всех субъектов образовательного процесса по формированию культуры здоровья может дать положительные результаты в данной области, позволит им полноценно учиться и работать.
Литература:
1. Бахтин Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического вуза / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 596–575.
2. Бойков А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности. — 2011. — № 12. — С.42–45.
3. Буйнов Л. Г. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболевания у студентов педагогического вуза /Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // — Молодой ученый. 20015. — № 2. — С. 533–536.
4. Макарова Л. П. Организация профилактики аддиктивного поведения подростковом возрасте / М. С. Матусевич, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 958–960.
5. Мануйлова Г. Р. Выявление условий здоровьесберегающей деятельности студентов-первокурсников педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 792–794.
6. Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде (на примере муниципального образования): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. С-Пб, 2009. — 20 с.
7. Матусевич М. С. Особенности формирования пищевых нарушений у подростков // Молодой ученый — 2013.— № 12. — С. 814–817.
8. Новожилова А. П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования [Текст] / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.
9. Плахов Н. Н. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами / Ю. К. Бахтин, Н. Н. Плахов // Молодой ученый — 2014.— № 3. — С.53–57.
10. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2012. — № 145. — С. 90–95.
11. Соловьев А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. — 2014. — № 5. — С. 67–73.
12. Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. С-Пб, 2014. — 20 с.
13. Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.
14. Сухоруков Д. В. Распространенность употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического вуза / Ю. К. Бахтин, Л.А Сорокина, Д. В. Сухоруков // Молодой ученый — 2014.— № 14. — С. 267–270.
15. Хвеженко С. П. Методические подходы к комплексному решению проблемы наркомании на уровне реализации локальных психолого-педагогических программ / С. П. Хвеженко, М. С. Матусевич // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2009. — № 1. — С. 222–226.
16. Шатровой О. В. Модель виктимности [Текст] / А. А. Канчурина, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой // Молодой ученый — 2013.— № 9. — С. 306–307.