Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение
Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том, что наша профессиональная сфера и повседневные задачи влияют на нашу психику и ум. Этот процесс называется профессиональной деформацией и известен негативным влиянием на эффективность работы и личного развития.
Профессиональная деформация личности означает изменения личностных черт, которые происходят во время выполнения профессиональных обязанностей и проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения и физическом образе. Профессиональная деятельность и индивидуальные качества изменяют уровень проявления профессионально значимых свойств, и это оказывает негативное влияние на качество деятельности. Специфика профессиональной деятельности, в свою очередь, может при определенных условиях, оказывать негативные воздействия на психологическую структуру личности, деформируя её. Есть собственные стрессоры и травматические факторы каждой профессии, профессиональная деформация имеет самые высокие воздействия на личность в профессиях, в которых работа связана с людьми — менеджеры по персоналу, медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники и т. д. [1]
Профессиональная деформация выражается в изменении отношения к другим людям — учителя становятся более авторитарными, психологи, как правило, начинают манипулировать людьми и так далее. Есть виды профессиональной деформации, которые могут быть опасны для вашего здоровья, и вы должны лучше познакомиться с ними и быть готовы справиться с этой «производственной травмой». Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание является своего рода болезнью, которая может быть охарактеризована растущим безразличием к своим обязанностям, ощущением неудачи и угнетения, которые могут привести к снижению качества жизни, невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Эмоциональное выгорание, как правило, вызвано выполнением рутинной работы или работы, требующей значительных эмоциональных затрат.
Синдром менеджера означает психологическую дезориентацию офисных работников в связи с высоким давлением как внешних, так и внутренних факторов. Это может привести к повышению уровня агрессии, неадекватному восприятию людей и ситуаций, и потере вкуса жизни и неспособности самосовершенствования.
К профессиональным деформациям могут приводить следующие факторы:
- высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности;
- боязнь ошибок и неудач;
- перегрузки, частое возникновение непредвиденных ситуаций;
- увеличение объема информации, которую необходимо усваивать;
- трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью (дополнительные занятия во внерабочее время, проверка работ дома, и т. д.);
- сужение профессиональных интересов до узкой области специализации;
- аддикция (навязчивая потребность в работе);
- высокий темп жизни;
- необходимость регулярных подработок;
- постоянное стремление к конкуренции;
- дефицит времени, участие в разнообразных видах общественной деятельности;
- неспособность к релаксации. [2]
Высокая напряженность из-за специфики работы, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, у молодых специалистов; непонимание, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в развитие коллектива и организации в целом у педагогов старшего возраста также приводят к профессиональным деформациям.
Педагоги указывают на существенный фактор профессиональной деформации, который связан с состоянием хронического стресса в связи с негативными психологическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями и напряженностью.
Можно выделить профессиональные деформации, влияющие в большей степени на личностные качества, т. е. негативные изменения характера, проявляющиеся в повседневной жизни и на профессиональный уровень.
Профессиональные деформации педагога:
- авторитарность;
- демонстративность;
- доминантность;
- педагогическая агрессия;
- социальное лицемерие;
- педагогическая индифферентность;
- неадекватная самооценка;
- информационная пассивность;
- консерватизм;
- монологизм;
- формализм;
- некомпетенность.
Несмотря на то, что профессиональная деформация неизбежна, в случае использования различных личностно-ориентированных технологий коррекции и средств профилактики, вполне вероятно использование профилактики и в результате успешное преодоление профессиональной деформации.
Очевидна необходимость привлечения внимания образования, общественности и самих специалистов к проблеме формирования способности справляться с проявлениями профессиональной деформации личности, умениями и навыками предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации.
Давайте рассмотрим некоторые средства профилактики и коррекции профессиональной деформации преподавателей. Прежде всего, это своевременная диагностика профессиональной деформации и разработка стратегии преодоления профессиональной деструкции. Некоторые особенности и явления профессиональной деформации, стереотипы, поведение и оценки могут быть предотвращены путем их понимания, делая их видимыми общественности в ходе различных дискуссий и разговоров. Лучший способ справиться с профессиональной деформацией — наблюдать все признаки надвигающейся опасности и взять отпуск, когда вы чувствуете, что это необходимо. Если вы не можете отдохнуть неделю или две, можно следовать некоторым простым рекомендациям, чтобы выдержать давление вашей работы.
Преподаватели должны осознавать профессиональную биографию и разрабатывать альтернативные сценарии дальнейшего личностного и профессионального роста
Следует осваивать методы и способы саморегуляции эмоциональной сферы и самокоррекции профессиональной деформации. Это можно отнести к мерам тренингов личностного и профессионального роста.
Чтобы избежать профессиональной деформации, необходимо проводить целенаправленную работу, направленную на повышение компетентности (социальной, психологической, образовательной). Переход к инновационным формам и технологиям обучения, проведение соревнований и конкурсов среди преподавателей стимулирует профессиональные достижения.
Для снижения ежедневного стресса, составьте списки необходимых дел и используйте правильную технику дыхания, чтобы оставаться спокойным даже в критических ситуациях. Замените кофе с зеленым чаем. Кофе вызывает лишь короткий всплеск активности, в то время как зеленый чай мягко и постоянно стимулирует мозговую деятельность.
Практикуйте творческий подход даже к самым рутинным задачам, заставьте ваш мозг искать новые способы решения обычных проблем, чтобы избежать эмоционального выгорания. Делайте ежедневный перерыв от использования технических средств. Если вы часто проверяете электронную почту и занимаетесь поиском информации в Интернете в течение рабочего дня, вам лучше заменить эти действия чем-то более здоровым и активным по вечерам.
В общем, если вы сталкиваетесь с какой-то профессиональной деформацией, вы должны замедлиться и переоценить свои приоритеты.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый педагог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные — дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Таким образом, одним из путей предотвращения профессиональных деструкций у педагогов является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. [3]
В настоящее время разрабатываются рекомендации так как на наш взгляд необходимы организационные изменения, которые могут сыграть главную роль в профилактике профессиональных деструкций педагогов.
Литература:
1. Bessonova L., Dobrosmyslova S. Professional and personal competence as a condition for overcoming professional deformation of a social work specialist’s personality. Современные исследования социальных проблем. № 1 (09). 2012.
2. Олексюк З. Я., Боброва В. В., Профессиональные деструкции у педагогов-дефектологов. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/4/141.pdf. (дата обращения: 04.05.2015)
3. О. А. Козырева, Профессиональные деформации педагогов, работающих с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья. http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn13–11/index.php/ru/---ep13–09/1046-a. (дата обращения: 20.04.2015)