Изучение феномена самопрезентации в рамках психологии на сегодняшний день является актуальным, практически значимым направлением, так как самопрезентация напрямую связана с решением проблем эффективного межличностного взаимодействия, профессионального и личностного становления индивида в современных реалиях жизни. Любое межличностное взаимодействие не обходиться без презентации своего Я.
На данный момент нет единого подхода к определению понятия «самопрезентация», однако, обобщая различные определения, можно сказать, что самопрезентация это осознаваемое и неосознаваемое, целенаправленное и стихийное самопредъявление своего Я при взаимодействии с людьми. Также, стоит отметить, что самопрезентация направлена, в том числе, на построение эффективного межличностного взаимодействия.
В связи с актуальностью изучения данной проблемы, исследователи уделяют внимание не только самому феномену самопрезентации, но и вопросу обучения эффективной самопрезентации. В отечественных психологической и педагогической науках самопрезентацию как самостоятельное явление стали изучать с начала 1990-х годов. Разработка программ обучения конкретно самопрезентации началась с 2000-х годов.
В связи с практическим характером понятия самопрезентация можно выделить ряд исследований, направленных на создание определенных условий для обучения / формирования навыка успешной самопрезентации. В целом работы, касающиеся данного направления условно разделены на социально-психологические и социально-педагогические, так как в первом случае речь идет о психологических основах обучения успешной самопрезентации, а во втором рассматривается дидактика обучения.
Социально-психологическое направление представлено рядом работ.
А. В. Саватеев (2001) предлагает социально-психологический тренинг как основу обучения эффективной самопрезентации в рамках формирования у командиров курсантских подразделений способностей к созданию эффективного имиджа [11].
Ю. М. Жуков (2003) в работе «Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности» говорит о том, что коммуникативный тренинг, направленный на развитие коммуникативной компетентности, в том числе и навыка успешной самопрезентации, является самым эффективным средством для достижения данной цели, так как побуждает активность участников [3]. Особый акцент автор делает на феноменах обратной связи и сообразности проведения этапов тренинга, исходя из подготовленности группы.
О. А. Пикулева (2004) предлагает в качестве средства обучения самопрезентации видеотренинг [10]. Под самопрезентацией автор понимает постоянный процесс предъявления информации о Я во взаимодействии, независимо от того осознает субъект свои поведенческие действия или нет. По мнению автора, видеотренинг это эффективный и действенный метод совершенствования и позитивного изменения самопрезентационного поведения. В ходе обучения самопрезентации, автор уделяет много внимания обучению стратегиям и тактикам самопрезентации.
Е. В. Михайлова в своем исследовании «Техники самопрезентации в публичном выступлении» (2005) под самопрезентацией понимает коммуникативное умение на операционно-техническом уровне в рамках коммуникативной компетентности в деловом общении [6]. Обучение самопрезентации, как считает автор, эффективно как обучение исполнению роли, социальных ролей. Также Е. В. Михайлова приходит к выводу о том, что обучение на основе овладения отдельными составляющими (признаками) успешной самопрезентации менее эффективно, чем использование в обучении бытовых представлений и опыта об исполнений социальных ролей. Успешность самопрезентации повышается, если при обучении выбор определенного образа самопрезентации происходит осознанно, то есть перенаправляется из области бессознательного в сознательную, целенаправленную область. Наилучший результат при обучении дает метод «работы из образа», аналогичный разработанному К. С. Станиславским с задействованным в ходе применения метода житейским образом обучающихся. Автор уделяет внимание обучению стратегиям и тактикам самопрезентации, а также рекомендует результаты своей работы к применению в социально-психологических тренингах и индивидуальном консультировании.
И. В. Пономаренко (2007) разработала на основе своего исследования комплексную программу по оптимизации процесса самопрезентации, направленную на личностный рост и развитие коммуникативных навыков [11]. Автор рассматривает как субъект самопрезентации военнослужащих-женщин, соответственно и их самопрезентация проходит в военном коллективе. Формой комплексной программы стал социально-психологический видеотренинг, как развивающий коммуникативные и перцептивные способности личности и формирующий в сознании субъекта эффективное поведение в ситуациях межличностного общения.
А. П. Панфилова (2010) рассматривает развитие позитивного имиджа магистра в контексте обучения его самопрезентации [9]. Самопрезентацию автор понимает как управление впечатлением о себе. А. П. Панфилова не раскрывает в своей статье механизмов обучения самопрезентации, она говорит о том, какие технологии, навыки стоит развивать магистру: аттракцию, аффилиацию, умение вызывать доверие. К умениям и свойствам личности, способствующим успешной самопрезентации, автор относит эго-компетентность, социальный интеллект, харизму, способность к быстрому реагированию, обаяние, манипулятивность, артистизм.
Е. Ю. Крылов (2012) рассматривает обучение самопрезентации при общении в интернете [5]. То есть речь идет об обучении виртуальной самопрезентации. Автор представляет программу обучения самопрезентации. Которая разделена на две части. Первая часть — теоретическая, представлена зарубежными и отечественными наработками в сфере построения самопрезентации, обучающимся была дана возможность самостоятельно ознакомиться с данными с последующим обсуждением этих данных в телеконференции. Вторая часть — практическая, целью которой является формирование индивидуальных тактик самопрезентации с опорой на ситуацию виртуального общения. Занятия проходили в формате общения в «Skype» и сервиса для совместного создания рисунков, схем. Студентам предлагались для обучения типичные ситуации. Возникающие при общении в интернете. Основной акцент в обучении был сделан на целеполагание, так как деятельность с целью имеет большую продуктивность. Студенты, исходя из цели общения, самостоятельно выбирали стратегию и тактику самопрезентации. Также автор уделяет внимание разработки процедуры оценки эффективной самопрезентации.
Ж. Р. Дмитриева (2011) разработала в рамках исследования «Социально-психологическое обеспечение планирования карьеры молодых специалистов» программу социально-психологического тренинга «Карьерная самопрезентация» цель которой — развитие навыков самопрезентации и управления впечатлением о себе [2]. Тренинг в том числе, способствует расширению представлений о выборе профессиональной деятельности.
Н. Г. Новицкая (2012) предлагает коммуникативный тренинг как средство обучения стратегиям самопрезентации в рамках межкультурного взаимодействия [7]. А. Г. Грецов (2003) предлагают методики по обучению техникам самопрезентации [1].
В социально-психологическом направлении как эффективная форма обучения успешной самопрезентации, как на вербальном, так и на невербальном уровне, выступает тренинг, связанный с овладением коммуникативной компетентностью. Также в тренинге предлагается использовать упражнения, в которых используется видеокамера, так как именно видеокамера дает возможность человеку увидеть себя со стороны, провести наиболее глубокую рефлексию, получить наиболее полную обратную связь. Отдельной методикой можно выделить наработки по обучению исполнению социальных ролей Е. В. Михайловой, которая также связана с овладением коммуникативными умениями. В том числе, обучение в рамках социально-психологического подхода можно разделить на обучение компетенции самопрезентации и обучение стратегиям и тактикам самопрезентации.
В социально-педагогическом направлении также представлен ряд работ.
С. А. Филин (2001) определяет самопрезентацию, в первую очередь, как поведение [14]. Для того, чтобы обучить самопрезентации необходимо, по мнению автора, работать не на теоретическом, а на практическом уровне, то есть обучать определенному поведению на уровне условного рефлекса, формировать поведенческие модели, в связи с этим эффективной формой обучения является тренинг, который поможет сформировать отношение (а оно формируется через поведение), которое повысит эффективность выстраивания психологического контакта с аудиторией самопрезентации. Автор выделяет элементы тренинга: тридцатисекундная самопрезентация на заданную тему, групповые презентации на выбранную группой тему, прохождение собеседования, написание деловых тем на заданную тренером тему (резюме, сопроводительное письмо).
И. Б. Захарова в своем исследовании «Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе» (2003) определяет самопрезентацию как феномен социализации личности коммуникативный акт, направленный на формирование позитивного отношения к себе [4]. Самопрезентация коммуникативными вербальными средствами — акт самовыражения и поведения человека, направленный на создание благоприятного впечатления о себе. Автор выделяет совокупность условий для эффективного ориентирования личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе: разработка и реализация программы социально-педагогического ориентирования для актуализации потребности в развитии самопрезентационных умений и осознания собственного уровня ориентированности на самопрезентацию. Использование для обогащения опыта средств театральной педагогики с активным применением коммуникативных средств. Создание социально-значимых реальных ситуаций для самопрезентации коммуникативными вербальными средствами — консультирование, резюме, репетиция и собеседование в агентстве. Автор разработала комплекс методических материалов (коммуникативно- вербальные игры, программа ориентационно- информационного курса, социально значимые ситуации самопрезентации). Автор рассматривает обучение вербальной самопрезентации, считает эффективной формой обучения образовательный лингво-коммуникативный тренинг.
К. Е. Панасенко (2005) рассматривает особенности самопрезентации дошкольников с нарушением речевого развития [8]. Автор выделяет психологические условия развития вербальной самопрезентации: формирование навыка субъект-субъектного взаимодействия, широкое речевое опосредование эмоционально-оценочных и когнитивных компонентов самосознания. Формой обучения выступает «обучение через опыт» в различной деятельности.
Л. М. Семенова в исследовании «Формирование готовности к самопрезентации у будущих специалистов по связям с общественностью» (2006) подчеркивает, что обучение эффективной самопрезентации возможно при разработке и внедрении структурно- функциональной модели готовности к самопрезентации, реализации методики и комплекса педагогических условий эффективного функционирования данной модели [13]. По мнению автора, данный комплекс включает в себя: разработку и проведение мониторинга по выявлению уровня готовности к самопрезентации, создание и насыщение ценностной образовательной среды, реализация комплексной программы как в учебной, так и внеаудиторной деятельности. Готовность к самопрезентации Л. М. Семенова определяет как комплекс свойств личности в состав которого входят владение теорией и практикой создания самопрезентации, мотивационную направленность конкретно на самопрезентацию, профессионально значимые качества. В качестве формы формирования готовности автор предлагает систему тренинговых, активных методов.
О. В. Шевердина (2006) определяет самопрезентацию как процесс предъявления аудитории собственного образа непосредственное межличностное взаимодействие в котором человек способен «принимать роль другого», интерпретировать и конструировать собственные действия [15]. Автор выявляет в своей работе педагогические условия формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении. \успешность формирования опыта, по мнению автора, напрямую зависит от включения подростка в ситуации, которые стимулируют произвольность взаимодействия с другими людьми: создание условий для широкого круга самодеятельности по интересам, создание ситуации партнерского общения, безусловного принятия другого в взаимодействии, педагогически организованная рефлексия между воспитанниками и педагогами, где основное содержание рефлексии — аналогичность ситуации самопрезентации воспитанника и воспитателя, следование нормам проживания в лагере и этикету.
В. А. Савин в своей работе «Дидактические основы развития самопрезентации у старшеклассников» (2013) [12]. Предметом исследования являются дидактические условия, технологии для инициации компетенций, связанных с готовностью старшеклассника к самопрезентации в различных ситуациях. Условием развития готовности к самопрезентации автор выделяет организацию смыслообразующего контекста в ходе реального учебного процесса. Технология — смыслотехнологии как задачи на смысл. «Задачи на смысл» используются для активизации личностных смыслов обучающихся и ценности позиционирования себя определенным образом. Дидактической основой данного процесса обучения в этом случае выступает смысловой выбор учащихся. Условиями развития готовности к самопрезентации на основе смыслового выбора являются: эмпатия, рефлексия, смысловой консонанс, личностные аспекты влияния смыслового образа на межличностное взаимодействие.
В социально-педагогическом направлении авторы исследований для обучения, формирования успешной самопрезентации склоняются к применению активных методов, в том числе и тренинговых. Однако, в отличие от социально-психологического направления акцент делается не на тренинговую технологию, а на разработку методики, модели обучения, успешной интеграции данной модели в существующую систему образования на всех ступенях. Исследователи уделяют внимание не только обучению конкретно успешной самопрезентации, но и формированию условий, готовности к данному явлению.
В целом можно сказать, что отечественной научной литературе на современном этапе развития уделяется должное внимание вопросам обучения самопрезентации. Исследователи ориентированы на активные, тренинговые методы. Рассматривают самопрезентацию как в реальной жизненной ситуации. Так и в контексте виртуального общения. Условиями для успешной самопрезентации выделяют субъект-субъектное общение, эмпатию, высокий уровень рефлексии, социальный интеллект, целеполагание, актерское мастерство и т. д. Тем ни менее, на данный момент, создано несколько программ, тренингов обучения самопрезентации. Большинство программ являются узкопрофильными, стоят в зависимости либо от специальности и возраста обучающего, либо от среды самопрезентации. Программы, претендующие на универсальность, отличаются узостью методов обучения, акцентируют внимание в обучении в основном на вербальной части самопрезентации, или неполно интегрированы в существующую систему образования.
Литература:
1. Грецов А. Г. Эмоциональные отношения со сверстниками и психологические проблемы подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. — СПб., 2003. — 21 с.
2. Дмитриева Ж. Р. Социально-психологическое обеспечение планирования карьеры молодых специалистов: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2011. — 25 с.
3. Жуков Ю. М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. доктора психол. наук. М., 2003. — 38 с.
4. Захарова И. Б. Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск, 2003. — 221 с.
5. Крылов Е. Ю. Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2012.
6. Михайлова, Е. В. Обучение самопрезентации. М., 2007.
7. Новицкая Н. Г. Бараш И. Н. Самопрезентация в иноязычном общении и технология обучения на уроках английского языка // Вестник Мозырского государственного университета им. И. П. Шамякина. — Мозырь, 2014. — № 2(43). — С. 117–120.
8. Панасенко, К. Е. Особенности самопрезентации дошкольников с нарушением речевого развития Текст.: дис.. канд. психол. наук. Белгород, 2005. — 176 с.
9. Панфилова, А. П. Развитие позитивного имиджа магистра в контексте обучения самопрезентации // ЧиО. 2010.– № 4. — С. 44–48.
10. Пикулёва, О. А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2004.
11. Пономаренко, И. В. Социально-психологические особенности самопрезентации военнослужащих-женщин. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. М., 2008.
12. Савин Василий Анатольевич. Дидактические основы развития самопрезентации у старшеклассников: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону, 2013–149 с.
13. Семенова, Л. M. Формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов по связям с общественностью Текст.: дис. канд. пед. наук / Л. М. Семенова. Челябинск, 2006. — 202 с.
14. Филин С. А. К вопросу обучения самопрезентации // Практическая психология в действии / Под ред проф. С.М Джакупова. — Алматы- ТОО «Стека», 2001.- С. 81–87.
15. Шевердина О. В. Педагогические условия формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении. Автореф. канд. пед. наук. Кострома, 2006.