Об актуальности исследования института амнистии и помилования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 2758 раз

Библиографическое описание:

Паханов, И. В. Об актуальности исследования института амнистии и помилования / И. В. Паханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1097-1098. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19897/ (дата обращения: 16.11.2024).

Применение амнистии соответствует Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [1], Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. [2]. В соответствии с п. «о» ст. 71, п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ [3] к ведению Российской Федерации и Государственной Думы относится объявление амнистии и помилования.

Амнистия в нашем государстве постсоветского периода имеет широкое применение. В последние годы законодатель довольно часто обращался к правовому институту амнистии. За период с 1994 г. Государственная Дума объявляла о 18 амнистиях — 23 февраля и 13 декабря 1994 г., 8 февраля и 19 апреля 1995 г., 9 февраля 1996 г., 12 марта и 24 декабря 1997 г., 18 июня и 13 декабря 1999 г., 26 мая 2000 г., 30 ноября 2001 г., 6 июня 2003 г., 20 апреля 2005 г., 19 апреля и 22 сентября 2006 г., 16 апреля 2010 г., 02 июля 2013 г., 18 декабря 2013 г.

24 апреля 2015 года Государственной Думой Федерального Собрания было принято постановление об амнистии, приуроченной к 70-летию Победы [4]. По предварительным оценкам амнистия может затронуть до 60 тысяч осужденных к лишению свободы и до 200 тысяч условно осужденных, осужденных, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Согласно документу, под амнистию попадают лица, впервые осужденные за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, имеющие заслуги перед страной. В частности, участники боевых действий в Чечне и Афганистане и лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Кроме того, амнистию предлагается распространить на наименее социально защищенных лиц: несовершеннолетних, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, беременных, инвалидов I и II группы, мужчин, старше 55 лет и женщин старше 50 лет и других категорий лиц.

Для сравнения: за 10 лет существования комиссии Анатолия Приставкина было помиловано 12 тыс. 856 смертников, которым высшую меру заменили пожизненным заключением, 57 тыс. осужденных смягчили приговор [5]. Согласно официальной статистике, в 2005 году были помилованы 42 человека, в 2006-м — девять. В 2007 году президент России не подписал ни одного указа о помиловании. В 2008 году был помилован только один осужденный. Ситуация как будто начала меняться в 2009 году. Только за первое полугодие президент Дмитрий Медведев подписал уже 33 указа о помиловании. Общее число прошений об условно-досрочном освобождении и помиловании в 2013 г. составляет 560. Из нескольких сотен прошений по освобождению, в 2014 году положительное решение было принято только по пяти осужденным [6]. Помимо бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского на свободу помилованы еще четверо заключенных.

В системе нашего законодательства до сих пор нет единого акта, регулирующего применение амнистии, не определено понятие «амнистии», не разработаны нормы, содержащие признаки, которым должны соответствовать категории преступлений и группы преступников, освобождаемых по амнистии. Все это требует от законодателя всесторонней проработки положений амнистии, глубокого изучения факторов, влияющих на возможность ее применения к конкретным категориям правонарушителей, определения перспектив развития данного правового института. Опрос практических работников и анализ уголовных дел, прекращенных на основании актов об амнистии, показал, что недостатки в регламентации деятельности органов, осуществляющих применение амнистии, являются существенным препятствием на пути к успешному ее применению.

На практике вызывает определенные трудности применение некоторых положений института помилования. Сложность юридической природы института помилования, сочетающего в себе конституционно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и административно-правовые субъинституты, всегда вызывала интерес юридической науки к теоретическим и прикладным проблемам помилования.

Актуальность исследования института помилования возросла в связи с наблюдавшимися в последнее время колебаниями указанными нами выше в практике применения этого вида смягчения участи осужденных.

Вопросам, касающимся правового института амнистии и помилования, в юридической литературе уделено значительное внимание. Данная тема получила свое освещение в трудах П. И. Люблинского, И. Малиновского, Н. С. Таганцева, Н. М. Коркунова, Н. И. Лазаревского, Б. С. Утевского и других. Исследованию рассматриваемого правового института посвятили свои работы Н. Д. Дурманов, О. С. Зельдова, В. Е. Квашис, Г. Келина, С. И. Комарицкий, И. Л. Марогулова, А. С. Михлин, К. Мирзаджанов, А. В. Мохорев, П. С. Ромашкин, Н. Сабанин, В. В. Чернявский и др. Нисколько не умаляя вклада указанных авторов в исследовании института амнистии и помилования, следует, однако, отметить, что многие из них выполнялись на базе ныне утратившего силу уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. В последние годы исследованию института амнистии и помилования посвящен ряд диссертаций. Наиболее существенный вклад в изучение данного института, на наш взгляд, внесла И. Л. Марогулова — одна из первых авторов, осветившая проблему амнистии в рамках нового уголовного законодательства, затем Осяк А. Н., Осмоловская Н. В., Попова А. В., Рыбьякова А. С., Саженков Ю. В., и др.

Несмотря на наличие исследований в указанной области, правовой институт амнистии и помилования до сих пор остается далеким от совершенства. Многие вопросы, касающиеся его, носят дискуссионный характер среди теоретиков и практиков, что вызывает затруднение в процессе применения актов об амнистии и помиловании.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности исследования института амнистии и помиловании в уголовном праве Российской Федерации.

 

Литература:

 

1.    Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка Российской газеты. — 1999. — Вып. № 22–23.

2.    Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1976. — № 17(1831). — Ст. 291.

3.    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). — По сост. на 21 июля 2014 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237.

4.    Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов: постановление ГД ФС РФ от 24 апреля 2015 г. № 6576–6 ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015. — № 17 (часть IV). — Ст. 2542.

5.    Светова З. Почему помилование осужденных в России — редкость. http://www.newizv.ru/society/2009–08–18/113371-smjagchit-nravy.html (дата обращения 04.04.2015 г.)

6.    Кашеварова А., Теслова Е. Президент помиловал за год пять человек // Известия. — 2014. — 14 апреля. — С. 1.

Основные термины (генерируются автоматически): амнистия, институт амнистии, осужденный, помилование, правовой институт амнистии, Государственная Дума, лишение свободы, Российская Федерация.


Задать вопрос