Рассмотрены проблемы оптимизации налогообложения для российских предприятий. Проанализированы этапы налогового планирования. Представлены принципы оптимизации налогообложения. Сделан вывод, о том, что государственная налоговая политика является одним из важнейших инструментов, с помощью которого обеспечивается повышения эффективности налогообложения организации на макроэкономическом уровне.
Ключевые слова: проблемы, оптимизации налогообложения, налоговое планирование, государственная налоговая политика.
В настоящее время проблема оптимизации налогообложения для российских предприятий является одной из самых актуальных. Многие предприятия для того, чтобы уменьшить затраты, стремятся к легальному сокращению налоговых выплат в бюджет, что получило название «налоговой оптимизации».
В общем случае, налоговая оптимизация представляет собой деятельность, реализуемая налогоплательщиком, по снижению налоговых выплат в бюджет при этом, не нарушая законодательства по налогам и сборам. [2]
Важнейшая роль в оптимизации налогообложения отводится налоговому планированию, включающему в себя разработку налоговой политики организации и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые налогоплательщиком. При формировании того или иного метода налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты как оптимизации, так и деятельности предприятия в целом. При выборе метода налогового планирования учитываются требования отраслей законодательства.
Налоговое планирование является совокупностью конкретных действий налогоплательщика по снижению налоговых выплат в бюджет, направленных на рост финансовых ресурсов организации. Комплекс действий по налоговому планированию охватывает регулирование величины и структуры налоговой базы, воздействие на эффективность принятия управленческих решений и обеспечение своевременных расчетов с бюджетом, согласно срокам, предусмотренным налоговым законодательством Российской Федерации.
Налоговым планированием следует заниматься на предприятии еще до наступления налогового периода. Оно должно начинаться еще на стадии подготовки к заключению какого-либо контракта и поиска контрагентов, так как уже в этом случае есть возможность запланировать будущие выплаты налогов в бюджет и, если возможно, предпринять действия по их минимизации. Оптимизация налогообложения на предприятии базируется на следующих принципах:
1. Принцип юридического соответствия, являющийся одним из ключевых принципов, которым должны пользоваться организации при использовании системы повышения эффективности налогообложения. Этот принцип предполагает то, что способы оптимизации на предприятии в обязательном порядке должны быть законными и легитимными.
2. Принцип рациональности затрат означает, что выгоды от экономии на налоговых выплатах должны превосходить издержки предприятия по внедрению оптимизации системы налогообложения.
3. Принцип диверсификации заключается в том, что предприятие, в случае неблагоприятного воздействия внешних факторов на один из применяемых способов оптимизации, должно быть адаптировано под быстрое изменение системы налоговой оптимизации.
4. Принцип конфиденциальности означает, что руководство предприятия должно стремиться к тому, чтобы доступ к информации был, как можно ограничен.
5. Принцип автономности подразумевает, что воздействия по налоговой оптимизации должны иметь минимальную зависимость от внешних участников.
Наиболее продуктивным для предприятия представляется разработка общей модели налоговой оптимизации в зависимости от сферы деятельности организации и выполнение в согласовании с этой моделью конкретных действий, ориентированных на минимизацию налогообложения предприятия. [3]
Оптимизация налогообложения — это не только местный процесс, это процесс, реализовывающийся на уровне государства и являющийся элементом его налоговой политики и реализующийся посредством законодательной деятельности. Поэтому налоговая оптимизация, как способ корректировки налогового бремени организаций, представляет собою такой налоговый механизм, который позволяет на легитимных основаниях определять приемлемый размер налоговых платежей с целью повышения финансовых результатов деятельности организации с помощью экономии налоговых расходов.
Государственная налоговая политика является одним из важнейших инструментов, с помощью которого обеспечивается повышение эффективности налогообложения организации на макроэкономическом уровне. Налоговая политика страны является главным фактором при определении стратегии оптимизации налогообложения хозяйствующих субъектов. От того, насколько государственная налоговая политика эффективна, зависит выбор методов налоговой оптимизации, обоснование ее механизма и правового обеспечения. В то время как на микроэкономическом уровне основными инструментами развития механизма оптимизации налогообложения организации считаются налоговое администрирование, корпоративное налоговое планирование, управление налоговыми рисками.
Кроме элементов налогового планирования выделяют ряд приемов, при которых результат в виде уменьшения налоговых выплат достигается путем действий квалифицированной организации по исчислению и уплате налогов, что исключает случаи необоснованной переплаты налогов. Для уменьшения налоговых выплат со стороны законодательства налогоплательщику предоставляется широкий спектр возможностей, позволяющий минимизировать объем налогов. В связи с этим выделяются общие и специальные способы уменьшения налоговых выплат.
К общим способам можно отнести следующие приемы налоговой оптимизации:
1. Выбор учетной политики организации — это значительная часть внутреннего налогового планирования. Учётная политика для целей налогообложения обеспечивает выбор наиболее доступного объяснения нормативно-правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета. Одним из наиболее известных способов налоговой оптимизации является понижение налогооблагаемой прибыли и уменьшение налоговой базы по налогу на имущество за счет использования метода ускоренной амортизации, а также переоценки основных средств. В Российской Федерации способ переоценки основных средств является наиболее оптимальным, в то время как возможности использования метода ускоренной амортизации являются нецелесообразными и возможности для их применения минимальны.
2. Контрактная схема дает возможность оптимизировать налоговый режим при заключении конкретного договора и выполнения обязательств по нему. Суть настоящего метода заключается в использовании налогоплательщиком в договорах конкретных формулировок, а не принятых традиционных, а также в применении нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это позволяет организовать оптимальный налоговый режим выполнения определенной сделки с учетом графика поступления и издержек денежных и товарных ресурсов.
3. Налоговые льготы являются одной из главных деталей налогового планирования. Обычно большая часть льгот предоставляется местным законодательством, предусматривающим различные льготы.
Нельзя не отметить специальные методы налоговой оптимизации. Ведь об общих способах знают практически все предприниматели, и воспользоваться ими может большинство предприятий. К специальным методам относятся следующие:
1. Метод замены отношений, основанный на разнообразии способов решения хозяйственных проблем в рамках действующего российского законодательства. Субъект может воспользоваться любым из допустимых вариантов использования правовых норм наиболее подходящих для конкретных условий хозяйствования.
2. Метод разделения, частично основанный на методе замены отношений. В данном случае хозяйственная операция заменяется не полностью, либо применяется замена одной хозяйственной операции на несколько аналогичных. Метод применяется в тех случаях, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.
3. Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения налогового обязательства на следующий календарный период. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом.
4. Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью уменьшения размера объекта или замену этого объекта иным, который облагается более низким налогом или не облагаемым им вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и имущество, причем сокращение не должно оказать отрицательного влияния на деятельность предприятия.
Для Российской Федерации наиболее приемлемым способом налоговой оптимизации считаются выбор учетной политики организации, позволяющий минимизировать налоговую базу с помощью использования метода переоценки основных средств. Одним из актуальных методов оптимизации налогообложения для российских предприятий является метод отсрочки налогового платежа, так как с его помощью возможен перенос возникшего налогового обязательства на следующий календарный период, что позволяет усовершенствовать управление оборотными активами предприятия.
Итак, каждое предприятие, стремящееся к увеличению прибыли должно вести налоговое планирование, разрабатывать и вводить способы налоговой оптимизации. Если у руководителей организации отсутствуют знания в сфере нормативно-правовой базы налогового законодательства, то это может привести к тому, что предприятие в условиях жесткой конкурентной среды не сможет занять лидирующие позиции на рынке и уступит свое место более конкурентоспособному предприятию. Но при этом следует помнить, что минимизация налогообложения должна применяться в разумных границах. Для этого применяются легальные льготы и налоговые освобождения, разрешенные законодательством. Такие действия не влекут за собой взыскание пени, налоговые санкции и доначисление налогов. Важно применять комплексный подход, где затраты на оптимизацию должны быть значительно ниже, чем прибыль от нее.
В практике использования оптимизации налогообложения необходимо следовать определенным принципам, которые имеют не только финансово-экономическую, правовую, но и нравственную природу. К примеру, невозможно при планировании налоговой оптимизации основываться только на пробелах в законодательстве. Необходимо принимать во внимание все политические аспекты, а также роль, которое играет предприятие в пополнении бюджета, поэтому, при осуществлении оптимизации налогообложения следует придерживаться принципа комплексного расчета экономии и убытков. [1]
В настоящее время в ситуации изменяемой российской экономики прекращение попыток «творческой неуплаты налогов» абсолютно правомерно и возведено в ранг государственной налоговой политики. Государство регулярно осуществляет борьбу с хозяйствующими субъектами, которые стремятся отклониться от уплаты налогов. Это проявляется в административной и судебной защите интересов бюджета.
Применяя основные принципы налоговой оптимизации, кропотливо исследуя нормативную базу, предприятие может достичь наилучшего результата от законной экономии на налогах.
Литература:
1. Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента / И. Т. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 236 с. — ISBN 5–91452–0059–5
2. Негашев Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка / Е. В. Негашев. М.:, 2009. — 186 с. — ISBN 5–8586–49–3
3. Попова Р. Г., Самонова И. Н., Добросердова И. И. Финансы предприятий / Попова Р.Г [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 3-е изд. — СПб.: 2010. — 208 с.