Российское законодательство обеспечивает нормативно-правовое регулирование в области ценообразования и особенностей качества продукции отдельно для каждой сферы применения, что позволяет подойти к каждой проблеме более конкретно и учесть определенные особенности. В законах и положениях РФ отражены как общие положения при проведении данных процессов, так и дополнительные процедуры, необходимые в сфере своего применения. Так ГОСТ 15467–79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» регламентирует в РФ понятия о качестве продукции.
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом ГОСТ 15467–79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».
В данном документе определены понятия качества продукции и ее параметров, применимые для разных отраслей промышленности (легкой, пищевой, машиностроительной и т. д..
Вопросы ценообразования рассматривались на примере регуляции тарифов в электроэнергетике. В РФ на основе Федерального закона «Об электроэнергетике» существует постановление от 29 декабря 2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В нем отображены основы ценообразования в области тарифов в электроэнергетике и правила государственного регулирования цен в электроэнергетике.
В нем установлены:
- цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по каждому уровню напряжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на период с 1 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. на уровне, не превышающем уровень, установленный для указанных цен (тарифов) на 2011 год с учетом пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172;
- сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на всей территории Российской Федерации устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на указанный период на уровне сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, установленных на 2011 год с учетом пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172;
- цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 1 апреля 2012 г. без учета дифференциации по диапазонам числа часов использования мощности исходя из индикативных цен на электрическую энергию (мощность) и расчетного годового объема производства и поставок электрической энергии (мощности), определенного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, и т. д. [1]
В нашей стране особую роль в экономике играет военная отрасль. Соответственно государство очень четко регулирует цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу. Это регулируется в соответствующем постановлении, которое устанавливает
- Порядок осуществления государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее — государственное регулирование цен), и полномочия федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» по осуществлению государственного регулирования цен.
- Государственное регулирование цен осуществляется при формировании, размещении и выполнении государственного оборонного заказа в соответствии с целями и принципами, установленными статьей 9 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», и направлено на обеспечение выполнения государственной программы вооружения в части создания и оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники.
- Государственное регулирование цен осуществляется в отношении продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен, утверждаемые в установленном порядке, а также товаров (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, ремонтом или утилизацией указанной продукции (далее — продукция). [2]
В данной тематике нельзя обойти стороной Федеральный закон о защите конкуренции от 8 июля 2006 года. В первой и третьей статье настоящего закона рассматриваются предмет, цели и его сфера применения. В то время как во второй статье приведены ссылки на нормативные акты о защите конкуренции.
Таким образом, Российское законодательство обеспечивает нормативно-правовое регулирование в области ценообразования и особенностей качества продукции отдельно для каждой сферы применения, что позволяет подойти к каждой проблеме более конкретно и учесть определенные особенности. В законах отражены как общие положения при проведении данных процессов, так и дополнительные процедуры, необходимые в сфере своего применения.
Литература:
1. Постановление правительства РФ от 29 декабря 2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013 года № 1119 «Об утверждении Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»