Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 596 раз

Библиографическое описание:

Морякина, А. Р. Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области / А. Р. Морякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1221-1224. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19943/ (дата обращения: 17.10.2024).

В статье раскрыто понятие правовой культуры с точки зрения социологии, рассматриваются характерные черты правовой культуры личности, представлены результаты исследования.

Ключевые слова: правовая культура, правовая культура личности, молодежь, установки на соблюдение закона, роль права, польза права, потребность в правовых знаниях, право, закон

 

В условиях современного российского общества особым предметом внимания является повышение общего уровня правовой культуры граждан и общества. Повышенное внимание следует уделить молодому поколению, ведь именно за молодежью — динамичной и активной частью человечества — стоит будущее страны.

Анализировать правовую культуру необходимо для выявления и описания правовых ценностей, идеалов и образцов, стремиться к которым следует не только гражданину, но и обществу в целом. Поэтому изучение правовой культуры всегда актуально.

Интерес для данной статьи составляет социологическое исследование, позволяющее изучить особенности проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области. Исследование проводилось методом анкетирования. Проведенный опрос продемонстрировал установки молодежи на соблюдение закона, их мнение относительно роли права и его пользе, а также потребности в правовых знаниях. Опрашивались респонденты в возрасте от 18 до 35 лет: студенты, работники организаций и предприятий городов области.

Понятие правовой культуры, если подходить к нему с точки зрения дисциплинарной принадлежности, относится в первую очередь к теории права. Но вместе с тем правовая культура представляет собой составляющую культуры в целом и тем самым попадает под действие общекультурных закономерностей и процессов. Следует заметить, что в настоящее время на основе социологических, философских, антропологических и иных подходов к определению правовой культуры выработано свыше 250 ее дефиниций [1, 70].

Понятие правовой культуры в рамках социологии права — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества [2, 242–243].

В современной социологической литературе «под правовой культурой понимается совокупность знаний, ценностей и установок личности относительно прав и возможностей их практического осуществления, реализуемых в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений. Правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы, принципы, правосознание, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок» [3,37].

Правовая культура личности — это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность [4, 195].

Наиболее характерными чертами правовой культуры личности являются: необходимый уровень правосознания; знание действующих законов страны; соблюдение, исполнение или использование этих законов; убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов, внутренне согласие с ними; правильное понимает своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе; правовая активность [5].

Рассмотрим проявления у молодежи Мурманской области некоторых из этих характерных черт.

В первую очередь важно знать установки граждан на соблюдение закона, их психологическую готовность, предрасположенность к соблюдению норм права.

Полученные данные показали, что установки в отношении права у 44 % респондентов обусловлены принципом: если представители власти будут соблюдать законы, то этому примеру последуют и граждане. 12 % тех, кто ориентирован на поступки по принципу «справедливости» считать предрасположенными к соблюдению закона верно, исходя из положения, что закон справедлив. Доля тех, кто склонен соблюдать все законы, относительно невелика и составила 20 %. Впрочем, если отвлечься от всех нюансов и суммировать всех, кто склонен к соблюдению закона, то получится благоприятный показатель — 80 % опрошенных.

Всем известно, что незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение. Поэтому, на наш взгляд, необходимо узнать, имеется ли потребность у молодежи в знании законов, приходилось ли и когда последний раз респонденты знакомились с текстами каких-либо законов, и с текстами каких именно законов.

Большинство респондентов ощущает потребность в знании законов. Этому свидетельствует таблица 1. В целом, потребность в знании законов высказали 76,9 % опрошенных мужчин и 94,9 женщин.

Таблица 1

Потребность в знании законов

Варианты ответа

Частота выборов (в %)

Мужчины

Женщины

Всего

Есть

33,3 %

30,5 %

31,6 %

Скорее есть, чем нет

43,6 %

64,4 %

56,1 %

Скорее нет, чем да

23,1 %

5,1 %

12,2 %

Нет

0,0 %

0,0 %

0,0 %

 

Данные опроса говорят о том, что молодежь Мурманской области старается знакомиться с правовой информацией, но, тем не менее, происходит это с различной частотой. 80 % опрошенных открывали законы в течение года, из них 17 % читали законы за последнюю неделю (к моменту опроса), 23 % — за последний месяц, 40 % — за последний год. При этом 15 % затруднились вспомнить, когда происходило их знакомство с текстом какого-либо закона. И лишь 5 % никогда не читали лично тексты законов.

С какими именно законами молодое поколение знакомится чаще всего? Исходя из той информации, которую молодые граждане нам предоставили, знакомились они, прежде всего, с Конституцией Российской Федерации (35,4 %), с трудовым правом (35,4 %), уголовным законодательством (24,0 %), гражданским правом (22,9 %), семейным правом (19,8 %), законами о защите прав потребителей (18,8 %), об образовании (16,7 %), о социальной защите населения (12,5 %), о воинской обязанности (10,4 %), налоговым законодательством (16,7 %), административным правом (14,6 %) и жилищным законодательством (14,6 %).

При всем этом активном знакомстве молодежи Мурманской области с законами Российской Федерации потребность в повышении уровня знания в области права ощущают 86,6 %опрошенных респондентов, в том числе и в высокой степени — 10,3 %. Женщины на 4,3 % чаще испытывают потребность в повышении уровня знаний в области права.

Важно не только знать юридические предписания, но и соблюдать и исполнять эти законы. Так какую же роль играет право в жизни респондентов? Полученные данные говорят, что 51 % опрошенных в целом соблюдают законы, даже не смотря на то, что не со всеми из них знакомы. Абсолютно всегда соблюдают 20,5 % респондентов, 18.5 % — соблюдают, если соблюдение не затрагивает их личные интересы, а 7 % соблюдают по необходимости, и лишь для 2 % законы не писаны.

Структура правового поведения мужчин и женщин отличается. Мужчины в целом более законопослушны, чем женщины.

Говоря о роли права в повседневной жизни общества, почти половина опрошенных (49 %) считают, что право регулирует жизнь людей лишь отчасти, в то время как треть (36 %) утверждают, что право регулирует практически все стороны жизни, и лишь 15 % убеждены, что люди живут по своим правилам, а жизнь общества имеет мало отношения к праву.

Таким образом, 64 % респондентов признают, как минимум, неполноценность правовых отношений в стране. Хотя, если взглянуть с другой стороны, будет справедливо отметить, что все же 85 % опрошенных отмечают значительную роль права в повседневной жизни общества.

Что касается пользы знания права, то респонденты поделись на 3 группы:

1–72,5 % тех, кто признает пользу права и считает, что такое знание помогает им поступать в жизни правильно;

2–25,5 % тех, кто незначительно признает пользу права, так как убеждены, что в нашей стране это практически ничего не дает гражданину;

3–2,0 % тех, кто отрицает пользу права и не доверяет закону никогда и нигде.

Подобное распределение мнений характерно для всех возрастных групп молодежи.

Респонденты уверены, что знание закона позволяет защищать личные гражданские права во всех ситуациях (38,1 % опрошенных) и помогает избегать противозаконных действий (35,1 % опрошенных). Справедливо отметить, что 96,9 % респондентов находят преимущества знания закона, и лишь 3,1 % считает, что такое знание ничего не дает. Более подробно о мнении опрошенных относительно преимущества знания закона в таблице 2.

Таблица 2

Мнение респондентов о преимуществе знания закона

Варианты ответа

Частота выборов (в %)

Помогает избегать рискованных поступков

7,2 %

Помогает избегать противозаконных действий

35,1 %

Позволяет защитить личные гражданские права во всех ситуациях

38,1 %

Помогает легко регулировать взаимоотношения с органами власти

7,2 %

Помогает справедливо решать спорные вопросы с другими гражданами

5,2 %

Помогает контролировать правильность оформления имущественных документов

4,1 %

Ничего не дает

3,1 %

 

Несмотря на высокую потребность в повышении уровня знаний в области права и причин этой потребности, лишь 13.4 % опрошенных выразили уверенность в том, что любую проблему, относящуюся к сфере правового конфликта можно решить правовым путем. Ровно столько (13,4 %) же молодых людей отметили, что они полностью не уверены в решении проблем правовым путем. Не уверенных, но пытающихся это делать оказалось 61,9 %, а 11,3 % затруднились ответить. В целом же можно сказать, что 75,3 % респондента в целом склонны решать проблему правовым путем.

Сомнения в возможности решить проблемы правовым путем приводят к поиску обходных путей. Неправовым путем чаще пользуются 5,2 % опрошенных, но и половина не исключают возможности применения неправовых методов (50,5 %).

Анкетирование свидетельствует о том, что молодые люди обладают правовыми ценностями и определенными установками в отношении права. Социологическое исследование показало, что большая часть молодежи отмечает значительную роль права в повседневной жизни и склонна к соблюдению законов. Но, к сожалению, верой в решение конфликтов правовым путем обладает не каждый молодой человек, что приводит к поиску обходных путей. И, порой, выбор неправовых методов зависит не от недоверия институту права, а от времени, требуемое на решение проблемы правовым путем, а также от количества затраченных усилий на правовое обращение.

В заключение можно также констатировать, что молодежь постоянно нужно держать в исследовательском поле зрения, так как она — это важный ресурс в развитии государства и является его движущей силой, что особенно важно для построения и поддержания правового государства.

 

Литература:

 

1.       Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию [Текст] / Е. А. Певцова // Журнал российского права. — 2004. — № 3. — С. 70–81.

2.       Российская социологическая энциклопедия [Текст] / Под ред. академика Г. В. Осипова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. — 672 с.

3.       Чупров В. И., Зубок Ю. А. Правовая культура в ракурсе трансформационных стратегий [Текст] /В. И. Чупров, Ю. А. Зубок // Социологические исследования. — 2006. — № 6. — С.37–46.

4.       Дуглас Н. О. Профессиональная правовая культура — состояние правовой жизни общества [Текст] / Н. О. Дуглас // Молодой ученый. — 2012. — № 7. — С. 193–196.

5.       Бородина Т. В. Некоторые аспекты формирования правовой культуры [Электронный ресурс] / Т. В. Бородина // Вестник Чувашского университета. — 2010. — № 1. –– URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-formirovaniya-pravovoy-kultury (дата обращения 30.05.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, знание, Мурманская область, правовая культура личности, потребность, преимущество знания, путь, респондент, соблюдение, Российская Федерация.


Ключевые слова

правовая культура, право, молодежь, закон, правовая культура личности, установки на соблюдение закона, роль права, польза права, потребность в правовых знаниях

Похожие статьи

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Правовая культура в студенческой среде

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе

В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Педагогический потенциал вуза в формировании повседневной культуры студентов

Автор обращается к рассмотрению потенциала вуза в формировании повседневной культуры студентов, указывает на принципы и условия среды вуза, соответствующие цели её формирования.

Похожие статьи

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Правовая культура в студенческой среде

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с сущностью, структурой и ролью правовой культуры в жизни общества, а именно в молодежной среде. Работа содержит анализ опроса в виде анкетирования студентов техникума, целью которого было изучение п...

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе

В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.

Пути и способы развития методологической культуры обучающихся

Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим уме...

Педагогический потенциал вуза в формировании повседневной культуры студентов

Автор обращается к рассмотрению потенциала вуза в формировании повседневной культуры студентов, указывает на принципы и условия среды вуза, соответствующие цели её формирования.

Задать вопрос