Статья посвящена оценке степени эффективности мер, проводимых правительством КНР по улучшению экологической ситуации в стране, а также рассмотрена законодательная база КНР. Сделан обзор развития сотрудничества России и Китая в направлении природоохранной деятельности.
Ключевые слова: окружающая среда.
В настоящее время в мире существует множество экологических проблем и способов их решения, одним из наиболее эффективных путей является межгосударственная политика, когда страны посредством взаимодействия пытаются защитить окружающую среду. В сфере экологической безопасности подписаны различные международные договоры, конвенции, протоколы, которые за счет применения различных мер призваны сдерживать быстрые темпы загрязнение окружающей среды.
В связи с индустриализацией, развитием новых технологий, колоссальных экономических темпов развития, Китай все больше стал привлекать к себе внимание мирового сообщества в плане обеспечения экологической безопасности своей страны и мира в целом. Китайское руководство выдвигает экологическую проблему в число приоритетных. В этой связи идет активная модернизация экологического образования, выдвигаются задачи по повышению экологической культуры населения, проведению природоохранных мероприятий и просветительской работы по знакомству населения с правовыми и нормативными документами по охране окружающей среды, а также об ответственности за нерациональное использование природных ресурсов и защиты природной среды от загрязнения во всех видах общественно-трудовой деятельности [2].
Изменение отношения китайского руководства к проблеме охраны окружающей среды мотивируется прагматичными соображениями — экономическими и политическими. Деградация окружающей среды может ослабить экономическую основу существующей политической власти, чтобы этого не допустить правительство стремится к проведению экологической дипломатии. Также изменение политики в данном направлении было обусловлено и тем, что по прогнозам ученых и аналитиков ущерб, который причиняет Китаю загрязнение окружающей среды, оценивается в 6,7 % ВНП, это самый большой показатель во всем мире, к примеру, в Европе он оценивается в 1,6 % ВНП [1]. Еще одной причиной является большое давление на Китай со стороны мировых держав и различных организаций, борющихся за «чистоту Земли», ведь масштабы загрязнения Китая настолько значительны, он вредят окружающей среде всего мира.
К настоящему времени на базе Конституции КНР уже сформирована нормативная система во главе с «Законом КНР об охране окружающей среды», принятом 26 декабря 1989 г. Разработаны также специальные законы, регламентирующие охрану среды по разным направлениям. В их числе Закон «О предотвращении и ликвидации загрязнения вод», Закон «О предотвращении и ликвидации загрязнения атмосферы», Закон «О предотвращении и ликвидации загрязнения окружающей среды твердыми отходами», Закон «Об охране окружающей среды морей и океанов», «Лесной кодекс», Закон «О степях», Закон «О землеустройстве», Закон «О воде», Закон «Об охране дикой фауны», Закон «О предотвращении эрозии почвы», «Сельскохозяйственный кодекс», «Положения о предотвращении или ликвидации загрязнения шумами», «Положения о природных заповедниках», «Положения о защите от радиоактивного излучения при обращении с радиоактивными изотопами и установками», «Положения о контроле за опасными химическими веществами», «Временные положения о предотвращении и ликвидации загрязнения в бассейне реки Хуайхэ», «Положения об охране окружающей среды в районах разведки и добычи морской нефти», «Положения о контроле за утилизацией отходов в морском бассейне», «Положения о мерах по охране дикой фауны», «Временные положения по управлению пейзажными и достопримечательными районами», «Положения об охране основного пахотного клина», «Положения об озеленении городов» и другие документы. Китайское правительство разработало и обнародовало более 600 нормативных документов по охране окружающей среды [1].
В 2014 г. китайское правительство впервые за 25 лет внесло поправки к Закону об охране окружающей среды, который вступил в силу 1 января 2015 г. Новый закон устанавливает четкие критерии оценки при аттестации деятельности в сфере охраны окружающей среды, повышает ответственность природоохранных ведомств и ответственных кадровых работников, предусматривает режим судебных решений в отношении предприятий-нарушителей, обеспечивает прозрачность информации относительно состояния окружающей среды, дает право ведомствам по охране экологии налагать на предприятия за допущенные ими нарушения ежедневные финансовые взыскания без ограничения верхнего предела и т. д.
Помимо хорошо развитого внутреннего законодательства страны, Китай, также как и Россия является активным субъектом международных договоров в области защиты окружающей среды, таких как: Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Венская конвенция об охране озонового слоя (1985г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987г.), Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.), Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979г.) и протоколов к ней 17–20 апреля 2007г., Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) (2007), Конвенции о биологическом разнообразии (2007), Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (2007), по линии Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972г.), Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991г.), Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
Россия, как непосредственный сосед и один из партнеров Китая, крайне заинтересована в осуществлении совместных мер по защите окружающей среды и проведении природоохранных мероприятий межгосударственного уровня. Первым значимым документом в области Российско-Китайского экологического сотрудничества было Постановление Правительства РФ от 10.08.1993 N 768 «О проектах межправительственных российско-китайских соглашений по вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды», а также соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны окружающей страны и соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Ханка» [4].
По линии сотрудничества с Китаем в 2007 г. подготовлен к подписанию проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о рациональном использовании и охране трансграничных вод. В 2009 г. началось активное сотрудничество в создании заповедника для сохранения Амурского тигра.
Взаимоотношения России и Китая в области сохранения окружающей среды являются наиболее перспективными в рамках международного сотрудничества благодаря проведению совместных мероприятий, научных исследований и проектных работ, полевых и морских экспедиций по тематикам и направлениям, представляющих взаимный интерес: защита атмосферного воздуха от выбросов вредных веществ; разработка и осуществление совместных межгосударственных программ; охрана, регулирование и контроль за использованием морской среды и природных ресурсов моря, пресных вод, леса, почв; мониторинг, оценка и прогнозирование изменений состояния окружающей среды; создание особо охраняемых природных территорий, в том числе совместных в приграничных районах, проведение совместных исследований на заповедных территориях по принципам, методам и организационным аспектам управления особо охраняемыми природными территориями; организация охраны и восстановления популяций ценных, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, а также мигрирующих видов фауны и контроль за их эпизоотическим состоянием и за осуществлением их обмена с зарубежными странами; охрана и улучшение окружающей среды в городах и промышленных районах; и во многом другом [3].
При оценке перспектив развития Китая, его роли в мировой экономике и политике, а также значение в сотрудничестве с Россией в сфере международной безопасности, важное значение приобретает изучение воздействия экологического фактора на процессы, происходящие в стране и за ее пределами. Данное сотрудничество двух государств, плодотворно влияет на экологическую обстановку как России и Китая, так и всего мира в целом. РФ и КНР совместно стараются предпринимать всевозможные эффективные шаги для улучшения окружающей среды, стабильности и экологической безопасности мира.
Литература:
1. Бирюлин Е. В. «Новое в экологической политике КНР и задача построения «экологической цивилизации» Серия В. Выпуск 28. Материалы ежегодной научной конференции ЦПИП. ИДВ РАН. М. 2013. с. 168–179
2. Букреева Т. Н., Глушкова Г. П. Основные этапы развития современного экологического образования в Китае / Известия Юго-Западного государственного университета № 5 (44) 2012, часть 2. Курск. С.167–170.
3. Текст постановления Правительства РФ от 10.08.1993 N 768 «О проектах межправительственных российско-китайских соглашений по вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды» /Деловой портал Ньюс-сити [Электронный источник] Режим доступа: http://news-city.info/akty/acts-99/tekst-yr-trud-moscow.htm
4. Текст соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Ханка»/Деловой портал Ньюс-сити [Электронный источник] Режим доступа: http://news-city.info/akty/acts-99/tekst-yr-trud-moscow.htm