Социальная политика является важнейшим элементом современной экономики. Она направлена на обеспечение благополучия и развитие общества. На современном этапе развития появилась необходимость усиления роли государства в управлении социальными отношениями. В нынешнее время социальные функции государства должны приобретать особое значение. Усиление социальных функций государства вызвано современными социальными процессами, постановкой государством в качестве цели функционирования и развития — человека.
Согласно Конституции Российской федерации, Россия является социальным государством. Правительство, органы государственной власти и местного самоуправления должны соблюдать основные права человека, обеспечить защиту более уязвимому обществу, населению, попавшему в трудную жизненную ситуацию, с которой сам он не справится, так же политика должны быть направлена на формирование необходимых условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития каждого гражданина нашей страны.
Социальная политика должна смягчать негативные последствия социального неравенства, социально — экономических потрясений в обществе. Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В настоящее время в России вопросы управления социальной сферой и повышения качества оказываемых населению услуг являются значимыми на всех уровням государственного и муниципального управления.
Социальная политика — это не только система мер и мероприятий, в большей степени это система взаимоотношений и взаимодействие между социальными группами и слоями общества, главной целью которых является — человек, его благосостояние, социальная защита и развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность в целом.
Социальная политика является важнейшим элементом современной экономики. Она направлена на обеспечение благополучия и развитие общества. На современном этапе развития появилась необходимость усиления роли государства в управлении социальными отношениями. В нынешнее время социальные функции государства должны приобретать особое значение. Усиление социальных функций государства вызвано современными социальными процессами, постановкой государством в качестве цели функционирования и развития — человека.
Социальная политика государства — система скоординированных мер органов государственной власти, направленных на достижение целей в области социального развития: рост доходов и потребления населения, повышение качества разных сторон жизнедеятельности, социальную защиту граждан страны.
Социальная политика затрагивает, такие сферы как:
- Труд;
- Потребление;
- Быт;
- Образование;
- Культура и искусство;
- Отдых и охрана здоровья;
- Социального обеспечения, социальной поддержки и социальной защищенности населения.
Социальная политика ликвидирует и смягчает негативные социальные последствия рыночного хозяйствования в стране (безработицу, резкую социальную дифференциацию и имущественное расслоение граждан и т. д.), противодействовать явлениям социальной дезорганизации общества (наркомании, преступности, бродяжничеству, беспризорности, проституции и др.).
В условиях переходного периода, когда происходит становление нового общественно-политического устройства в стране, социальная политика государства имеет несколько уровней своей разработки и реализации:
а) межгосударственный уровень взаимодействия социально экономических, политических и прочих служб, предусмотренных соответствующими договорами и соглашениями сторон, для решения вопросов миграции, пенсионного и социального обеспечения, развития международных спортивных, культурных связей, расширения международного туризма и т. п.;
б) федеральный (РФ) уровень;
в) региональный (субъектов РФ) и внутрирегиональный уровни;
г) уровень действующих отраслей и организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных действующим в стране гражданским законодательством (акционерные общества, ассоциации, союзы, фонды, товарищества всех видов и др.);
д) уровень общественных организаций и объединений граждан (профсоюзы, общества ветеранов, общества потребителей и др.);
е) личностный и семейный уровни.
Социальная политика государства на этих уровнях реализуется в различных формах и различными методами в зависимости от конкретных целей, задач и условий. Принято выделять коллективные и индивидуальные формы проведения в жизнь социальной политики.
При коллективных формах все субъекты социальной политики получают соответствующие гарантированные государством выплаты: пенсии, стипендии, социальные пособия, заработную плату и т. д.
При индивидуальной форме государственные меры могут касаться конкретных граждан или их категорий. Например, льготы матерям-одиночкам, пособия инвалидам, жертвам стихийных бедствий, беженцам и т. д.
Методы современной социальной политики государства делятся на четыре группы:
1. Экономические.
Включает в себя цены, тарифы, налоги, экономические льготы, пенсии, пособия, стипендии, заработную плату, социальные выплаты всех видов и т. д..
2. Административно-распорядительные.
Меры разрешительного и запретительного характера. Таких как выдача лицензий на какую-либо деятельность в области социального обслуживания, в среде субъектов рыночного хозяйства, запрет на продажу алкогольных напитков вблизи учебных заведений.
3. Правовые или законодательные.
Регулируют различные стороны деятельности подразделений потребительского комплекса национальной экономики, на основе действующих законодательных и правовых актах.
4. Идеологические.
Методы, направленные на формирование нравственно-этических понятий и норм общества, использующие такие категории, как «добро» и «зло», «нравственное» и «безнравственное», «хорошее» и «плохое».
Литература:
1. Базылев Н. И., Базылева М. Н., Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, Мн.: Книжный Дом, 2009.
2. Социальная политика государства текст: учебное пособие / Тарент И. Г., Юдников С. А. –изд. 3-е, перераб. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,–2014.– 172 с.
3. Социальная политика: учебник для бакалавров / С. И. Самыгин, И. А. Янкина, А. Н. Рачипа. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 214 с.