Основные цели социальной политики отражают желательные результаты общественных перемен. Каждая социальная группа формирует цель своих действий для улучшения своего положения в обществе.
Разнообразие целей является первичным свойством, которое образует качественную особенность общества. В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы. Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства. Реализуя социальную политику, встаёт вопрос о социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее срочными и требующими первоочередного решения. В качестве главных задач социальной политики выделяют:
1. Обеспечить человеку от рождения до старости нормальные условия жизни и развития;
2. Создать условия для функционирования семьи как первичной ячейки общества;
3. Обеспечить экономическую безопасность, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
4. Обеспечить эффективную защиту населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений:
1) оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица;
2) регулирование доходов населения;
3) демография, семья, материнство и детство, молодежь;
4) социальная защита;
5) пенсионное обеспечение;
6) социальное обслуживание;
7) социальное страхование;
8) образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации;
9) наука;
10) здравоохранение;
11) обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
12) культура;
13) физическая культура, спорт, туризм;
14) экологическая безопасность;
15) защита социальных прав всех категорий граждан.
Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики:
- повышение уровня жизни населения;
- формирование эффективной системы социальной защиты;
- регулирование трудовых отношений, занятости и миграционных процессов;
- совершенствование пенсионной системы;
- совершенствование системы здравоохранения и социального страхования.
Субъектами социальной политики являются органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики. Выделяют следующие принципы социальной политики:
- социальной справедливости;
- социальной ответственности;
- социального партнерства;
- социальных гарантий;
- преемственности.
К задачам социальной политики относятся:
1. стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления;
2. усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;
3. обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;
4. сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
Для эффективности регулирования функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Основные функции (задачи, направления) социальной политики:
1. Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной
безопасности общества;
2. Обеспечение политической устойчивости власти;
3. Обеспечение такого справедливого распределения власти, собственности, которое признавалось бы большинством, не требующим борьбы за ее передел;
4. Налаживание системы распределения экономических ресурсов, более или менее устраивающей подавляющее большинство населения;
5. Обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
6. Обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения в целом и его социальных групп.
Социальные функции государства имеют масштабный характер и являются главными в результате длительного периода развития человечества. Государство было вынужденно взять на себя функцию поддержания и повышения уровня социальной справедливости в обществе и создания равных условий для развития всех социальных групп и граждан общества. Модели социального государства: социально-патерналистское; либеральное.
Социально-патерналистская модель дает полную ответственность государственных структур в отраслях социальной сферы, также исключает участия граждан в выборе направлений и осуществлении принципов социальной политики. Власть рассматривается как всемогущий субъект социальной политики, а общество является её объектом.
Либеральное направление социальной политики, реализуется в виде трех основных моделей социального государства:
1. Собственно либеральной — ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Основными объектами являются личность и различные негосударственные организации. Финансовая основа социальных программ — частные сбережения и частное страхование.
- Плюсы: Экономическая и социальная самореализация граждан является независимостью большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.
- Минусы: существенные различия между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан.
2. Корпоративной — основное внимание уделяется занятости, а не социальному перераспределению. Труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Другие вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Финансовая основа данной модели — страховые взносы корпораций. Государство, негосударственные организации, личность несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но не играют основной роли.
3. Социал-демократической — главным принципом этой модели, которую часто называют скандинавской, является универсализм. Здесь социальное обеспечение — это право всех граждан, гарантированное в основном государственным сектором. Финансовое содержание этой модели держится на стабильно высоком уровне производительности труда, сильных объединениях работодателей и профсоюзов и договорных отношениях между ними, которые контролируются государством. Главный финансовый механизм перераспределения — государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды. Непосредственные размеры финансирования государством социальной политики — не главный фактор степени социальности государства.
Больший вес имеют такие факторы как:
— первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства,
— присутствие сильных демократических политических институтов,
— наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования,
— экономическая эффективность субъектов хозяйствования.
Идеальной модели социального государства нет, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, однако в настоящее время альтернативы социальной ориентации социальной политики государства и деятельности общества нет. Социальная политика — это многоаспектный процесс и структурно сложное явление. Давать оценку по одному — двум показателям проблематично. В связи с этим при оценке показателей эффективности реализации социальной политики, как правило используют:
- Показатели, которые характеризуют фактическое состояние экономики страны и фиксируются органами государственной статистики;
- Интегральные показатели развития социальной сферы страны, которые предполагают сложные расчеты на основе объективных и субъективных индикаторов.
Анализ показателей, характеризующих фактическое состояние экономики страны, проводится в соответствии с целевыми ориентирами. Он реализуется с помощью мониторинга статистической отчетности и результатов ситуативного исследования процессов социально — экономической системы. Для этого в процедуру анализа включают первичные и производные показатели, допускающие количественную оценку: ВВП в текущих и сопоставимых ценах; его структура по направлениям использования; соотношение спроса и предложения на потребительские и инвестиционные товары; капитальные вложения и их структура; объем продукции и уровень ее реализации; индексы цен; удельный вес убыточных предприятий; налоги; прожиточный минимум; объем денежных доходов; задолженность покупателей поставщикам по кредитам банков, в том числе просроченная; среднемесячная заработная плата в расчете на одного работающего; численность работников, находящихся в отпусках по инициативе администрации; численность безработных; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности; численность трудовых ресурсов, занятых в экономике и др. Вторая группа показателей, позволяющая оценить эффективность реализации социальной политики, оформляется в рамках общественных отношений и включает следующее:
- Демографические показатели;
- Уровень социального здоровья населения как совокупность показателей физического и духовного самочувствия населения;
- Качество жизни как комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения;
- Уровень девиации и преступности;
- Индекс нравственного состояния общества;
- Индекс развития человеческого потенциала;
- Уровень социального расслоения и поляризации в обществе;
- Уровень социальной конфликтогенности в обществе;
- Уровень соблюдения прав и свобод личности и гражданина в обществе;
- Уровень стабильности институциональной системы;
- Уровень стабильности и целостности системы ценностей общества и его мировоззренческих основ.
Литература:
1. Социальная политика государства текст: учебное пособие / Тарент И. Г., Юдников С. А. –изд. 3-е, перераб. — Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС,–2014.– 172 с.
2. Студопедия [электронный ресурс] // Формирование государственной социальной политики и ее реализация. — 2015. URL: http://studopedia.org/8–166156.html