Рассмотренная в прошлой главе ситуация с отходами, безусловно, является серьезным барьером на пути к устойчивому развитию, которое подразумевает рост экономики в совокупности с сохранением экологии. Решением этой проблемы выступает изменение существующей модели обращения с отходами и как следствие активизация инновационных процессов в данной сфере.
Однако в Российской Федерации существует ряд других проблем, мешающих устойчивому развитию экономики страны.
Одна из основных проблем устойчивого развития России — энергозависимый характер экономики.
Рис. 1. структура Российского Экспорта в 2013 году. [1]
58 % Российского экспорта представлено продажей энергоресурсов, это говорит о крайней степени зависимости Российской экономики от добывающей промышленности, которая в свою очередь оказывает сильное негативное воздействие на экологическую ситуацию — важную часть концепции устойчивого развития.
В таких условиях переход России на путь устойчивого экономического развития крайне затруднителен, но такой переход необходимо совершить.
Возможным разрешением данной проблемы станет эффективное преобразование энергетических активов и других природных ресурсов в устойчивые человеческие, технологические, экономические и интеллектуальные активы, способные обеспечить достойные условия жизни нынешним и будущим поколениям.
Рис. 2. Зависимость доходов бюджета от цены на нефть [1]
Энергетика и транспорт сильно загрязняют окружающую среду. Поэтому во всех концепциях фундаментом зеленой экономики и устойчивого роста выступает альтернативная энергетика, основанная на использовании неуглеводородных источниках энергии и энергоэффективных технологиях. Многие страны ведут разработки возобновляемых источников энергии. Это — ветряные, солнечные, приливные и геотермальные электростанции, которые обеспечат энергетическую безопасность этих стран, а также позволят уменьшить выбросы углерода. Однако применение альтернативных источников энергии требует также повышения энергоэффективности и развития интеллектуальных систем энергораспределения, способных решить проблемы децентрализованного и непостоянного энергоснабжения, а также совершенствования систем накопления энергии.
К началу 2008 года 43 страны разработали планы по переходу на использование возобновляемых источников энергии. В 2010 году всемирная суммарная мощность ветряных турбин, заводов биотоплива, электростанций на сжигаемых отходах и солнечных электростанций впервые достигла 381 ГВт (Гигаватт), превысив общую мощность ядерных электростанций. Мощность всех электростанций в мире составляет 3,54 ТВт (Тераватт), следовательно, электростанции на возобновляемых источниках энергии вырабатывают 10 % электричества. Еще один пример. Из 55 ГВт новых мощностей, которые были введены в Евросоюзе в 2010 году, более половины пришлись на возобновляемые источники энергии [2].
В декабре 2011 г. Еврокомиссия представила «Энергетическую дорожную карту 2050», в которой представлены пути развития европейской энергетики до 2050 года. Поставлена амбициозная цель — к 2050 г. сократить выбросы углекислого газа по сравнению с 1990 г. на 80 %. Доля возобновляемых источников в конечном потреблении к 2050 году определена на уровне 75 %, а в производстве электричества — 97 %. Достижение этой цели требует коренной перестройки европейской энергетики и радикальных изменений в законодательстве. Так как данный документ является руководством к действию, то очевидно, скоро в Европе возникнет принципиально иная энергетическая система, опирающаяся в основном на внутренние ресурсы входящих в нее стран [2].
Специалисты энергетики в нашей стране считают эти планы авантюрой. Подобное отношение отражено и в официальных документах. Например, «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» ориентирована на наращивание добычи ископаемого топлива и энергетических мощностей, а развитию возобновляемых источников и децентрализации энергоснабжения внимания уделяет мало. Развитие возобновляемых источников энергии — это не только вопрос энергетики, это вопрос экологии, и развития цивилизации. Главное сейчас происходит в головах. Наши представления об использовании ресурсов и генерации энергии должны в корне измениться. Процесс начался и будет продолжаться — в энергетике основе цивилизации, мы переходим от соревнования мощи ресурсов к соревнованию мощи мозгов.
Подводя итог, стоит сказать о том, что для перевода экономики страны на путь устойчивого развития необходимо осуществить ряд срочных мер: принять закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду, обеспечить мониторинг, устранить практику временных согласованных разрешений на выбросы, использовать механизм государственной экологической экспертизы проектов, начать работу по устранению прошлого экологического ущерба, принять закон о зонах экологического неблагополучия. Необходимо принять Национальную программу и план действий по обеспечению устойчивого развития с указанием конкретных целей и сроков их достижения.
Литература
1. Инновационное развитие: международный опыт и стратегия России: сборник статей / Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет); сост. е. А. Клочихин. — М.: МГИМО-Университет, 2009. — 208 с.
2. Презентация лекции нормирование в области обращения с отходами. Лектор: Кушнир Константин Яковлевич. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/ooo_ntc_eco_fond (Дата обращения 25.03.2015)