Государство воздействует на рыночную экономику с помощью множества экономических рычагов, важное место среди которых занимают налоги. Налоговая система представляет собой очень важный экономический регулятор, основу финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В широком смысле налоговая система является системой определенных принципов, урегулированных нормами права общественных отношений, которые складываются при установлении, введении и взимании налогов. Элементами налоговой системы являются система налогов, пошлин и сборов, система налогового законодательства, система научных знаний в области налогообложения.
Государство с помощью налоговой политики в качестве определенного регулятора воздействует на негативные явления экономики. От того, как правильно действует система налогообложения, зависит эффективное функционирование народного хозяйства, поэтому эффективное управление налогами можно считать главной основой государственного управления.
Развитая экономика возможна при грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не завершился, и о правильной налоговой политике говорить еще рано. Государство непрерывно реформирует существующую налоговую систему. Исследований в данном направлении немногочисленны, а необходимость всестороннего исследования теоретических и практических аспектов реформирования налоговой системы именно в российской экономике в последнее время звучат достаточно остро. Эти факты определяют актуальность выбранной темы данной работы.
Актуальность темы также обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, которая бы отвечала современным условиям развития экономики.
Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста.
Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику. Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности.
Для того, чтобы определиться с целями и задачами реформирования системы налогообложения, важно понимать функции налогов, роль, которую они играют в системе государственных и муниципальных финансов, а именно: фискальная функция, означающая, что за счет налогов формируется доходная база бюджетов всех уровней; стимулирующая, или регулирующая, — означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса.
«Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе». Такая цель современной политики носит характер больше стимулирующей, чем фискальной функции налогов, но не будем забывать, что государство преследует еще и цель поддержания сбалансированности бюджета, «создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе».
Задачи налоговой политики:
- Повышение эффективности налогового администрирования
- Налоговое стимулирование инновационной деятельности
- Корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
- Развитие механизмов имущественного налогообложения
- Увеличение налоговых поступлений за счет некоторых видов налогов
- Снижение налоговой нагрузки, равенство граждан.
Проводимые реформы системы налогообложения РФ в настоящее время преследуют ряд следующих конкретных целей:
1. Создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край;
2. Стимулирование развития малого предпринимательства;
3. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний.В настоящий момент перед Россией, как и перед большинством стран мира, стоит вопрос уклонения от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций, в частности, путем: выведения доходов от оказания консалтинговых услуг, операций с ценными бумагами; манипулирования ценами в сделках с офшорными компаниями (трансфертное ценообразование); выплаты роялти и процентов через «транзитные» страны, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.
4. Создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. В настоящий момент Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает механизма налогообложения нераспределенной прибыли иностранных компаний, в которых участвует налоговый резидент Российской Федерации (как физическое, так и юридическое лицо). Вместе с тем, последовательность сделок, направленная на вывод дохода под действие низконалоговых юрисдикций, содержит максимальные риски с точки зрения уклонения от налогообложения;
5. Обмен информацией по налоговым вопросам;
6. Совершенствование налогообложения иностранных организаций.
Литература:
1. Алие Б. Х., Мусаев Х. М.. Налоги и налоговая система Российской Федерации.- М.: Юнити-Дана, 2014 год.
2. Баннов К. А. Направления реформирования системы налогообложения [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Экономика.- 2013 г.- № 3 (23). — С. 139–145.
3. Гринкевич Л. С. Эффективная система налогообложения // Вестник Томского государственного университета.-2009. — № 327. — С. 135–139.
4. Майбуров И. А. Налоговые реформы. Теория и практика.-М.: Юнити-Дана, 2012.- 462 с.
5. Основные направления налоговой политики [Электронный ресурс] / Российский налоговый курьер. URL: http://www.rnk.ru/archive/document?id=146500 (дата обращения 15.04.15)
6. Основные направления налоговой политики России //Международный журнал экспериментального образования.-2013.- № 11–3.- С 104–109.