В последние годы все чаще высказываются мнения о необходимости кардинального изменения налоговой системы. В программе мер по налоговой политике до 2020 г. говорится о двух возможных направлениях:
- совершенствовании существующей налоговой системы;
- о ее структурной перестройке.
В связи с этим многие экономисты придерживаются позиции неприемлемости кардинальной ломки и видоизменения существующей налоговой системы.
Во-первых, с позиций всех участников принципиально важно обеспечивать преемственность и стабильность налоговой системы. Это гораздо важнее, чем налоговые эксперименты с заранее неопределенным результатом.
Во-вторых, существующая налоговая система адаптирована к структуре российской экономики и вполне удовлетворительно выполняет свою фискальную функцию.
В-третьих, налоговая система демонстрирует повышательный тренд налогового бремени в период устойчивого экономического роста и понижательный тренд — в период экономического спада (кризиса).
В-четвертых, наблюдается заметное улучшение налогового администрирования. На роль количественного показателя качества налогового администрирования может претендовать показатель «налоговых ножниц». «Налоговые ножницы» — это показатель, напрямую свидетельствующий об уровне налоговой дисциплины, эффективности функционирования системы налогового администрирования, состояния экономики.
В-пятых, достаточно сбалансированной можно признать эффективную налоговую нагрузку на отдельные элементы ВВП: на оплату труда (с учетом страховых взносов), на валовую прибыль в экономике, на фактическое конечное потребление.
Реформирования требует НДС, так как в последние годы наблюдается снижение его фискальной эффективности. На данный момент основные обсуждаемые пути повышения фискальной эффективности НДС следующие:
- отмена возмещения НДС из бюджета;
- изменение методологии расчета налоговой базы по НДС;
- введение механизма электронных счетов фактур;
- введение системы регистрации плательщиков НДС;
- введение специальных НДС-счетов.
Таким образом, для устранения и решения существующих проблем необходимо вносить точечные изменения, способствующие более полному развитию экономики.
Существующая налоговая система — своего рода тормоз экономического развития нашей страны и причина разрушения российской промышленности. Министр экономического развития А. В. Улюкаев считает нашу налоговую систему одной из лучших в мире, однако именно из-за налогов в России производить невыгодно.
В первую очередь необходимо реформировать систему подоходного налогообложения. Россия — единственная из стран ОЭСР, «Двадцатки», БРИКС и многих других с «плоской» шкалой подоходного налога. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога — обязательное условие развития экономики. Предлагаемая шкала не затронет «средний класс». Для абсолютного большинства населения налоги будут ниже и лишь для 1 % — выше. При этом бюджет получит дополнительно 2–3 трлн. руб.
Необходимо снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Даже двойное снижение налогового бремени бюджет не почувствует. А предприятия оживут и выйдут из тени.
Запутанность налоговых процедур мешает работать. Ситуация ухудшается с каждым днем. Именно это заставило предпринимателей обратиться к президенту России с просьбой хотя бы на несколько лет объявить мораторий на налоговые новации. Если упростить налоговую отчетность и сократить объем деклараций, которые составляют 40–50 страниц. Это существенно улучшит предпринимательский климат в нашей стране.
Современная налоговая система России разрушает производство, и способствует коррупции.
Принимаемые меры правительства, должного эффекта не дают. К положительным проявлениям можно отнести отказ от повышения в 2015 году НДФЛ и НДС, о чем сообщил вице-премьер И. Шувалов 15 сентября с. г. Ранее правительство собиралось эти меры ввести.
В совершенствовании нуждается вся российская система налогообложения. Но в первую очередь надо улучшить налоговое администрирование, подоходное налогообложение, налог на добавленную стоимость и амортизационную политику.
Сегодняшняя налоговая система, с одной стороны, не стимулирует производство и не дает спокойно спать налогоплательщикам, с другой — не обеспечивает собираемость налогов. Например, собираемость главных налогов на производство — подоходного налога, социальных взносов и НДС в России не превышает 50 %.
Решению проблем способствовало бы повышение прозрачности и сокращение объема налогового отчета, введение прогрессивной шкалы подоходного налога, существенное снижение ставки НДС и расчет этого налога «прямым» способом (т. е. умножением добавленной стоимости на ставку налога), отмена возмещения НДС при экспорте сырья и материалов, составляющих более 90 % российского экспорта (для справки: в 2012 году возмещение НДС экспортерам составило 1,3 трлн. руб. При этом экспорт с 2000 по 2012 год вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС — в 16 раз).
Как известно, нефть и газ — кормильцы России. Сегодня компании сами добывают сырье и сами его продают. Государству они платят налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и экспортные пошлины, составляющих сырьевую ренту. Эксперты Московского экономического форума предлагают изменить порядок взаимодействия российского государства с добывающими компаниями: право добычи нефти, газа и др. следует давать компаниям на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого сырья. При этом сырье остается в собственности государства, которое продает его по мировым ценам без использования офшоров и посредников.
За право работы на таких условиях российские компании ведут борьбу за рубежом. Например, в 2009 году при проведении тендера в Ираке победила заявка «Лукойла» и Statoil (Норвегия), так как консорциум предложил самые выгодные Ираку условия: государство отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 доллара за каждый добытый баррель, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 миллиона баррелей в сутки. В таких тендерах принимают участие компании всего мира. Нефтяные компании не могут заработать на повышении мировых цен на нефть, но зато заинтересованы в повышении производительности труда и снижении издержек при добыче.
Вводить предлагаемый порядок недропользования можно постепенно. Например, сначала проверить его эффективность на новых месторождениях.
Пока этот порядок не принят, дополнительные доходы бюджет мог бы получить за счет снижения издержек добывающих компаний.
Также, чтобы налоговая система в РФ была более эффективной, следует:
1. Предоставить финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;
2. Наделить Правительство РФ аналогичными правами;
3. Дополнить первую и вторую части НК РФ специальным налоговым режимом для налогообложения организаций, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. В нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций.
Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.
Литература:
1. Алие Б. Х., Мусаев Х. М.. Налоги и налоговая система Российской Федерации.- М.: Юнити-Дана, 2014 год.
2. Вайсберг В. Об основных направлениях налоговой реформы // Комерсант. — 2014. — № 9.- С.39–45.
3. Главные направления налоговой политики до 2017 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.tpp-inform.ru/analytic_journal/5140.html (дата обращения 25.03.15).
4. Горовцова М. Проект Основных направлений налоговой политики на 2015–2017 годы: «да» малому бизнесу, «нет» льготам? // ГАРАНТ.РУ. URL: http://www.garant.ru/article/542010/ (дата обращения 25.03.15).
5. Горский И. В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы //Финансы и статистика, 2013.- № 4.- С. 28- 36.
6. Майбуров И. А. Налоговые реформы. Теория и практика.-М.: Юнити-Дана, 2012.- 462 с.
7. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126727/?frame=8 (дата обращения 26.03.15).