Ускорение темпа жизни, развитие научно-технического прогресса влекут за собой увеличение числа людей, занимающихся умственным трудом. Умственный труд — это самый сложный вид человеческой деятельности, который происходит невидно, неслышно и неосязаемо. В отличие от физического труда, умственный труд не всегда дает результат, так как можно думать, но ничего не придумать [6].
Умственный труд связан с:
- высоким нервно-эмоциональным напряжением;
- напряжением памяти, внимания, мыслительных процессов;
- повышением тонуса сосудов мозга;
- сужением периферических сосудов конечностей и расширением сосудов внутренних органов;
- усилением расхода энергии;
- угнетением частоты пульса (при длительной работе) [1].
Более того, умственный труд сопряжен с нахождением в помещении, сидячим образом жизни, небольшой подвижностью.
Длительный умственный труд может отрицательно сказаться на работе организма и привести к:
- снижению тонуса ЦНС;
- ухудшению функций внимания, памяти, восприятия;
- развитию тормозных процессов в коре головного мозга;
- появлению тахикардии, гипертонии, изменению ЭКГ;
- ослаблению функций внутренних органов и вялым обменным процессам;
- снижению тонуса мышц всего тела;
- ослаблению точности и координированности движений [7].
Неправильно организованный умственный труд способен вызвать ряд серьезных заболеваний:
- неврозы;
- появление и обострение сердечно-сосудистых заболеваний;
- язвенная болезнь;
- ослабление памяти и внимания;
- периодические головные боли;
- расстройства сна;
- раздражительность или апатия;
- ухудшение аппетита;
- понижение сопротивляемости организма к воздействию факторов окружающей среды;
- общая слабость, ощущение «разбитости» [4].
Улучшению продуктивности умственного труда и поддержанию высокой работоспособности способствует ряд факторов:
- оптимальная температура воздуха в помещении (18–22 градусов, относительная влажность 50–70 %);
- удобный индивидуальный ритм работы;
- постепенное вхождение в работу;
- последовательность и систематичность работы;
- оптимальные нагрузки;
- регламентированные перерывы на отдых;
- соблюдение порядка (на рабочем месте, в помещении и т. д.);
- устойчивые режимы сна и бодрствования;
- разнообразная, богатая белковыми веществами и витаминами пища;
- занятия спортом (гимнастика, оздоровительный бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание и т. д.) [2, 3, 5].
Таким образом, для предотвращения переутомляемости и продления эффективности умственной работы следует соблюдать рациональный режим работы, оптимизировать умственную и эмоциональную активность, чередовать умственную работу с двигательной активностью, повышать физическую тренированность организма.
Литература:
1. Гора Е. П. Экология человека М.: Дрофа, 2007. 544 с.
2. Козлова Н. С. Организация самостоятельной учебной деятельности и гигиена умственного труда студентов // Молодой ученый. 2014. № 10. С. 389–392.
3. Матюхин В. В., Юшкова О. И., Порошенко А. С., Капустина А. В., Калинина С. А., Ониани Х. Т. Профилактика нервно-эмоционального перенаприжения при умственном труде // Казанский медицинский журнал. 2009. Т. 90. № 4. С. 526–528.
4. Мероприятия по рационализации труда и отдыха. http://medlec.org/lek-30700.html (дата обращения: 15.05.2015).
5. Нюдюрмагомедов А. Н. Культура умственного труда студента // Вестник Дагестанского государственного университета. 2011. № 4. С. 151–154.
6. Соловейчик С. Л. Умственный труд // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2009. № 1. С. 114–119.
7. Умственная работоспособность и повышение ее эффективности средствами физической культуры и спорта. http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_departments/physical_education/lecture/lecture3.php (дата обращения: 15.05.2015).