Вопрос о переселении кунов, каев и других племен в Дешти- Кыпчак слабо исследован в научной литературе. В своей время Ахинжанов С. М. посвятил этому вопросу целую главу в своей монографии [3, 184–197]. При этом, он выстроил следующую схему переселения народов: Каи-Куны-Шары-Туркмены-Печенеги [3, 185–186]. Ахинжанов С. М. отождествляет Сары и Кыпчаков [3, 193–195]. Одним из главных источников о переселении племен того периода был Марвази: «Среди них есть группа [людей], которые называются «кун», они прибыли из земли Китай, боясь китайского хана. Они христиане несторианского толка. Свои округа они покинули из-за тесноты пастбищ. Из их [числа] Акинджи ибн Качугар Хорезм-шах. Их преследовал народ, который называется кай. Они многочисленнее и сильнее их. Они прогнали их с тех пастбищ. [Тогда куны] переселились на землю шаров, а шары ушли в землю туркменов. Туркмены переместились на восточные [земли] гузов, а тузы переселились в землю печенегов, поблизости от берета Черного моря. К ним [тюркам] относятся киргизы. Это многочисленный народ. Их жилища [расположены] между северо-востоком и севером. Кимаки [живут] севернее их. Ягма и карлуки — западнее. Каджа и арак — между юго-западом и югом» [11, 212]. У Марвази также написано: «они (сары) известны по имени их вождя, а он — басмыл» [5, 139].
При этом, стоит отметить, что данные Марвази повторяют Мухаммед Шебангараи в своем труде Маджма ал Ансаб (труд написан в 1330-х годах): «Первая группа (фирке) из тюрок — их называют кун. (Они) вышли из страны X. Та, оставив центры своего (пребывания) из-за недостатка пастбищных выгонов (для скота). Вторая группа (фирке) из тюрок — их называют каи. Численность их больше, чем (численность тюрок) предыдущей (группы). Их (каи) удалили с (их) собственных пастбищ, (тогда они) напали на страну Сари вблизи земли печенегов (на) берегу Армянского моря… Кимики (же обитают) к северу, а ягма и сарихи… Народ (коум) сарих. Они (сарихи) обитали на горе, а это Золотая гора. Они восстали против своего царя (и) ушли из страны Туркестан. Некоторые из них прибыли в страну ислама. Они состоят из девяти народов (коум): трех (групп) дж. к. ли, трех (групп) хайтли,, одной (группы) б. дав, одной (группы) кукин и одной (группы) к. с. р» [10, 23–24].
Понятно, что эти сведения Мухаммеда Шебангараи не оригинальны и видимо заимствованы у других авторов. Из сообщения мы видим, что Мухаммед Шебангараи пишет о народе Сарих. Схожий отрывок мы видим у Марвази: «К ним [тюркам] относятся карлуки. Они обитали на горе Тунис [Тулис], а эта гора из золота. Они были рабами тогуз-гузов и восстали против них. Они вышли к стране тюргешей и захватили ее. Они подчинили их и сломили их власть. Оттуда они вышли в мусульманские страны. Их девять групп. Три [группы] — джигиль, три — баскиль, одна — булак, одна — кукыркин и одна тухси» [11, 213]. В комментариях к Шебангараи насчет народа Сарих написано: «По Марвази: харлух (карлук), а по Ауфи и Шюкруллаху, также сарих», причем даны ссылки на первоисточники [7, 408а] [12, 67а] и их переводы [1, 106] [2, 174].
Таким образом, мы видим, что названия Сарих и Карлук используются как синонимы. Родоплеменной состав карлуков очень интересен: 3 группы Чигиль, 3 группы племени Баскиль (мы отождествляем это племя с племенем Басмыл, которое не упоминается у Марвази, Ауфи и Шебангараи, то есть Баскиль, входящее в народ Сарих это искаженное при записи Басмыл, у Ауфи Баскиль уже искажено и пишется как Х.ски), Булак, Кукыркин, Тухси. Кляшторный С. Г. и Насилов Д. М. считали, что в состав карлуков вошли Чигили, Ягма, Тухси и остатки орхонских тюрков [9, 307]. Интересны сведения из Худуд ал Алам: к западу от нее (страна ягма) пределы халлухов. Булак это род Ягма [14]. Также в Худуд ал Алам отдельно описаны страны Ягма, Чигиль, Тухси и Карлук [13] что противоречит данным о том, что Чигиль, Ягма и Тухси были составными частями карлуков.
Согласно Малявкину А. Г. Карлуки состояли из трех родов: Моуло (Моула), Чисы, Таши (Ташили) [6, 41]. Здесь можно отождествить, Моула и Булак (переход М в Б частое явление в тюркских языках), Чисы и Чигиль, а также Ташили и Тухси. При этом стоит отметить, что словосочетание Уч карлук (три карлука или три карлукских рода) было устойчивым [8, 249]. Малявкин А. Г. писал, что после падения Второго Тюркского каганата карлуки, обитавшие в районе Отюкенской черни подчинились уйгурам, а карлуки, находившиеся в районе гор Алтай и возле Бешбалыка сами назначили себе Ябгу. Позже они переселились на земли каганов десяти племен и овладели городами Суяб, Талас и др. [6, 41]. Как известно, карлуки участвовали в Таласской битве 751 года. Таким образом, мы можем предположить, что одна группа карлуков осталась в составе Уйгурского каганата, а другая ушла в Семиречье, где основало свой Карлукский каганат, на месте Тюргешского каганата.
Интересны также сведения Гардизи о Ябагу-карлуках: «О халлухах рассказывают, что этот Халлух был одним из тюркских начальников. [Эти тюрки] переходили с места на место; мать Халлуха сидела на лошади. Место было пустынным; один из слуг Халлуха подошел к матери Халлуха, хотел овладеть ею и схватил ее; женщина его прогнала с угрозами; известно, что тюркские женщины очень нравственны. Увидя это, слуга испугался, убежал и пришел в страну тугузгузов, во владения хакана. Один из людей хакана нашел его в месте охоты, в суровой местности, прикрытого двумя кусками войлока; он дал ему имя Ябагу. Потом он привел его к хакану; хакан, узнав о его приключении, собрал всех людей Халлуха, бывших в его владениях, и тотчас назначил этого Ябагу начальником над ними; тому племени он дал название ябагу-халлух. После этого к племени тугузгузов пришел один человек из Туркестана, влюбился в одну служанку из племени Ябагу, похитил ее и увез в Туркестан. Туркестанский хан отнял у него ту служанку, взял ее к себе, хорошо обращался с ней, написал письмо ее родным, известил их о ее положении и призвал их к себе. Когда они пришли, он всем отвел участки обработанной земли и призвал к себе остальную часть племени. Когда эта весть дошла до остальной части племени, все племя отправилось туда. Когда их собралось много, царь поселил их, в качестве иностранцев, в своих владениях и дал им... В таком положении они все находились до тех пор, пока туркестанцы не произвели нападения на народ Хакана; они убили 12 пользовавшихся известностью начальников этого народа, пустили в ход мечи и перебили всех хаканийцев; все царство хаканийцев осталось в руках рода Чунпан (?) из халлухов. Последним из хаканийцев был убит Хутуглан-хакан; первым из халлухов сел на престол Илмалмасын(?)-джабгуе. Власть осталась в руках халлухов. В Туркестане много племен, происходящих от этого племени ябагу-халлух, но подробности о них не стали известными» [4, 42–43].
Возвращаясь к вопросу о переселении племен, стоит отметить, что согласно Махмуду Кашгари в переселении и войне с мусульманами участвовали: Басмылы, Джумулы, Каи и племя Ябагу с представителем народа змеи Будраджем [1, 190].
Кляшторный С. Г. отмечает, что Ябагу — презрительное прозвище, так называли людей или животных с длинными и взлохмаченными волосами или спутанной шерстью [5, 140]. По нашему мнению, Ябагу-карлук это название части карлуков, которые подчинялись уйгурским каганам и позже участвовали в переселении племен в Дешти-Кыпчак в XI веке. У Махмуда Кашгари Ябагу-карлуки называются просто Ябагу. Отождествление Кляшторного С,Г. народа ябагу с кунами [5, 140] мало аргументировано.
Таким образом, мы видим, что карлуков участвовавших в миграции XI века называют в разных источниках по-разному: Карлуки, Сары (Сарих), Ябагу. При этом стоит отметить, что Басмылы (Баскиль у Марвази и Хски у Ауфи) также вошли в состав Сары (Сарих). Резюмируя все вышесказанное, можно привести таблицу племен, участвовавших в миграции первой половины XI века (вопрос о соотношении кимаков и каев, нами рассматривался ране)
Марвази |
Ауфи, Шюкруллах, Шебангараи |
Махмуд ал Кашгари |
Матфей |
Китайские источники |
Кай |
Кай |
Кай |
«народ змей» |
Бай Си (белые си) |
Кимак |
Кимак |
Йемек |
|
Кумоси (Кумохи, Си, Хи) |
Кун |
Кун |
Джумулы? |
|
Хунь (телесское племя) |
Карлук |
Сарих |
Ябагу (Ябагу-карлук у Гардизи) |
«Рыжие» |
Гэлолу (Карлук) |
Баскиль, входящий в состав карлуков |
Хски (Ауфи) Хайтли (Шебангараи), входящий в состав Сарих |
Басмыл |
|
Басими |
Литература:
1. Hammer I. Sur les origines russes St.-Petersbourg, 1825.
2. Hazai G. Les manuscrits, conserves a Sofia, des remaniements medievals de Marvazi et Aufi. — Acta Orientalia, t. VIII, fasc. 2–3, Budapest, 1957.
3. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. 296 c.
4. Извлечение из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар». Приложение к «Отчету о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893–1894 гг». // Академик В. В. Бартольд. Сочинения, Том VIII. Работы по источниковедению. М. Наука. 1973. С. 23–62.
5. Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. 346 с.
6. Малявкин А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989 г. 432 с.
7. Мухаммад Ауфи. Джами’ ал-хекаят ва лавами ар-риваят (на перс, языке). Рукопись библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, ПНС-232.
8. Насилов Д. М. Карлуки у Махмуда Кашгарского// Тюркологический сборник. 2009–2010: Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. Восточная литература. Москва. С. 249–258.
9. Насилов Д. М. Пять языков у Махмуда Кашгарского// Тюркологический сборник. 2011–2012. Политическая и этнокультурная история тюркских народов и государств. Восточная литература. Москва. С. 285–310.
10. Новое известие о средневековых тюрках (перевод Агаджанова С. Г.) // Известия АН ТуркмССР. Серия общественных наук, № 6. 1965 http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Schebangarai/text2.phtml?id=12992
11. Шараф ал-Заман Тахир Марвази. Глава о тюрках (перевод В. Храковского) // Труды сектора востоковедения, Том 1. АН КазССР. 1959. C. 208–218. http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Marvazi_Tahir/frametext1.htm
12. Шюкруллах Ибн Шихаб-ад-Дин Ахмед. Бахджат ат-таварих (на перс, языке). Рукопись Института народов Азии, С-1818.