Экономическая политика России под действием санкций: некоторые вопросы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 665 раз

Библиографическое описание:

Новикова, Ж. С. Экономическая политика России под действием санкций: некоторые вопросы / Ж. С. Новикова, А. Б. Тухбатуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12.1 (92.1). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/archive/92/17775/ (дата обращения: 19.12.2024).

В настоящее время в связи с политическим кризисом в Украине и ситуацией вокруг Республики Крым, возникло напряжение в международных экономических отношениях, влияющее на дальнейшее развитие, как нашей страны, так и всего мирового сообщества в целом. В условиях глобальной экономики каждое государство, в той или иной степени вовлечено в отношения на мировом рынке, однако степень взаимосвязи может быть разной. Для России подобная зависимость проявляется, в первую очередь, в обеспеченности страны такими стратегически важными товарами, как продовольствие, лекарства, технологии, комплектующие для промышленного производства, а также в экспорте нефти и газа.

В последние месяцы наблюдаются изменения в международном товарообороте РФ, связанные с проводимой Европейским союзом, США, Канадой и рядом других стран санкционной политикой, включающей следующие меры: замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки.

В мае 2014 г. был опубликован доклад Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) об ограничительных мерах, применяемых к товарам из Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. По результатам проводимого ЕЭК мониторинга внешней торговли в I полугодии 2014 г. было выявлено 104 меры, ограничивающие доступ на рынки в отношении товаров, происходящих из стран-членов Таможенного союза. Большую часть торговых барьеров составили антидемпинговые меры — 50 мер, включая 5 антидемпинговых расследований, которые проводятся в настоящее время. Также применяются 4 дискриминационных акциза, 2 запрета на импорт, 6 количественных ограничений, в том числе 2 тарифные квоты, 9 прочих нетарифных барьеров, 1 ограничение импорта по номенклатуре, 2 сбора, 9 специальных защитных мер, включая 5 ведущихся расследований, 5 санитарных и фитосанитарных мер, 9 технических барьеров, в том числе 2 случая угрозы их введения.

В отношении товаров из государств — членов Таможенного союза Евросоюз применяет 20 ограничительных мер, а США — 13 мер. Страны СНГ применяют 35 ограничительных мер, большая часть которых приходится на Украину (16 мер) и Узбекистан (8 мер).

При анализе отраслевой структуры санкций против России, можно обнаружить, что основными направлениями являются ключевые отрасли экономики РФ: нефтяная, газовая, атомная и военная промышленность, а также банковский капитал.

Так как основная доля экспорта России ориентирована на европейские страны, то на практике санкции направленные против РФ означают вытеснение российских компаний с европейского рынка.

Ответная экономическая политика РФ включает в себя ряд мероприятий, направленных на стабилизацию национальной экономики. В ответ на санкционные меры против ряда российских официальных лиц и депутатов МИДом РФ был подготовлен список санкций в отношении официальных лиц и членов Конгресса США и граждан Японии. Государственный Совет Республики Крым опубликовал на официальном сайте список лиц, пребывание которых считается нежелательным в Республике Крым. В список вошли 320 человек, среди которых ведущие украинские политики, депутаты Верховной Рады Украины.

Как защитная мера и «стимул для развития российского аграрного сектора» было введено ответное российское эмбарго на санкции Запада. Следствием санкций и эмбарго стало стремление России переориентироваться на новые рынки, обеспечить продовольственную безопасность и поддержать национальные компании.

Постановлением Правительства России от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» сроком на один год запрещен ввоз в нашу страну сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Речь идет о товарах из государств, которые ввели экономические санкции в отношении российских юридических или физических лиц или присоединились к такому решению: США, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия. Под запрет попали, в частности, мясо крупного рогатого скота, свинина, рыба, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты, орехи, сыры, творог. Исключение из списка — товары, предназначенные для детского питания. [3] Впоследствии 20 августа 2014 года из санкционного списка были исключены безлактозное молоко, мальки лосося и форели, семенной картофель, лук, гибридная сахарная кукуруза и лук, биологически активные добавки.

Также были ограничены государственные закупки товаров лёгкой промышленности у иностранных поставщиков в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 N 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд». В перечень товаров попали ткани, верхняя одежда, спецодежда, нательное белье, а также одежда из кожи и меха. Данные меры касаются всех государств, за исключением членов Таможенного союза. Решение вступило в силу с 1 сентября 2014 года

Основными характеристиками экономической политики России под действием санкций можно назвать создание новой модели экономического роста, направленной на продуманное импортозамещение и стимулирование внутреннего потребления.

Импортозамещение, представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, а также соответствующей профессиональной подготовки и образования широких слоев населения. Стратегия импортозамещения должна опираться на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. Особенно это актуально для страны, чей уровень производственных отраслей отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует. Это положение для нашего государства особенно актуально. Технологическое отставание РФ от ведущих мировых экономик по отдельным направлениям и технологиям составляет многие десятки лет. [1]

Реализовываться эта программа должна по трем направлениям. Первое должно охватывать импортные товары, аналоги которых производятся в РФ в недостаточном количестве. С этой целью необходимо ставить задачу модернизации действующих производств таким образом, чтобы увеличить выпуск потребляемой продукции.

Второе направление охватывает импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых необходимо наладить в сжатые сроки. Соответственно, на этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств с гарантией конкурентоспособности, как минимум, на внутреннем рынке.

Наконец, третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары необходимо относить к так называемому критическому импорту, и главная задача на этом направлении — сократить потребление такой группы товаров, изучить и применять возможности непрямого замещения.

Поэтому сегодня необходима серьезная модернизация государственной политики. Она должна учитывать весь комплекс вопросов продовольственной безопасности, для решения которых необходимо помимо государственной поддержки и стимулирования развития отечественного производителя также выработать и закрепить в законодательном порядке механизмы повышения доступности и качества продукции, предусматривая в том числе:

-                 внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью создания единого государственного органа по контролю качества и безопасности пищевых продуктов;

-                 разработку системы адресной продовольственной помощи наиболее нуждающимся слоям населения;

-                 стимулирование перехода к выпуску отечественных продовольственных товаров под торговыми марками;

-                 развитие инфраструктуры рынка продовольственных товаров. [2]

Таким образом, при сложившихся обстоятельствах на мировом рынке импортозамещение только положит начало борьбе с импортозависимостью современной России и позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от возможных санкций, а также стабилизировать ресурсное обеспечение экономики, тем самым обеспечить экономическую безопасность государству.

Дальнейшее развитие российской экономики неразрывно связано с импортозамещением, которое создаст условия для появления собственных производств в высокотехнологичной сфере и позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность отечественной промышленности.

 

Литература:

 

1.                Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 N 778 (ред. от 20.08.2014) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167643/

2.                Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167363/

3.                Доклад ФСГС «Социально-экономическое положение России» январь — сентябрь 2014 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140086922125

 

Основные термины (генерируются автоматически): мера, РФ, товар, Крым, США, Таможенный союз, Украина, дальнейшее развитие, Европейский союз, Российская Федерация.


Задать вопрос