В статье рассматривается проблема диагностики и анализа уровня сформированности личности студента, ее основные социально-ценностные ориентации.
Ключевые слова: воспитание, устойчиво-позитивное отношение, ситуативно-позитивное отношение, личностная композиция.
За последние годы наметились положительные тенденции, определяющие перспективы развития нравственного воспитания как приоритетной сферы социальной жизни страны. Реализуется комплекс федеральных программ, ориентированных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, улучшается оснащение образовательных учреждений современными техническими средствами. Современная молодежь динамично овладевает современными коммуникационными технологиями. В общественном движении особое место занимают проблемы толерантности, противодействия терроризму, воспитания в духе мира между народами, охраны окружающей среды, здорового образа жизни, досуга, защиты своих прав.
Вместе с тем, воспитание молодежи реализуется в условиях экономических и политических преобразований, которые существенно изменили социокультурную жизнь. Разрушаются нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений, снижается воспитательное воздействие семьи. На молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, наркоманию, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в молодежной среде.
Глобальные экологические проблемы, межнациональные конфликты, противоречия на религиозной почве, терроризм — все это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности. В семьях укоренились нежелательные для воспитания жизненные сценарии, связанные с успехом, достигнутым любой ценой. Остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета старших поколений, конфликтный стиль отношений.
Студенты филиала, будучи жителями своей республики, являются наиболее яркими ее представителями. Сформированность личностной композиции социально-ценностных отношений студентов филиала вызывает практический интерес. Для диагностики и определения уровня воспитанности было проведено психолого-педагогическое исследование среди студентов 1, 2 и 3 курсов филиала, обучающихся по очной форме. В основу изучения была положена методика диагностики сформированности личностной композиции социально-ценностных отношений, разработанная Масленниковой В. Ш., д.п.н., профессором НИИПППО РАО [1].
Описание уровней развития отношения студента к той или иной ценности дает приблизительную, типизированную картину того, что стоит за ответами студента на соответствующую группу вопросов. Это не точный диагноз, это тенденция, повод для педагогического размышления.
В исследовании участвовало 108 студентов, что составляет 52 % от общего числа студентов очной формы обучения. Проведя диагностику и обобщив результаты, мы распределили ответы по четырем уровням:
1. группа от +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение),
2. группа от +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение),
3. группа от –1 до –14 баллов (ситуативно-негативное отношение),
4. группа от –15 до –28 баллов (устойчиво-негативное отношение).
Ответы студентов на 91 вопрос анкеты были распределены по 13 шкалам. По первой шкале, определяющей отношение к семье, 48 % студентов высказывают устойчиво-позитивное отношение (ценность семьи высоко значима для студентов, дорожит семейными традициями, планирует создать счастливую семью).
Семья представляет определенную ценность для 36 % опрошенных. Сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается как естественный, забота родителей воспринимается как само собой разумеющееся; 16 % респондентов признаются в ситуативно-негативном отношении к семье (отношение потребительское, им «должны» давать деньги на расходы, если от родителей нужно что-то серьезное, добьются этого любыми путями, считают, что он никому и ничем не обязаны).
По шкале 2, отношение к Отечеству, большинство ответов (73 %) распределилось в группе ситуативно-позитивного отношения: студент переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. 27 % студентов испытывают личную ответственность за судьбу страны. Особенно актуально развитое объективное чувство патриотизма в настоящее время, когда наше государство практически стоит на пороге войны.
На вопросы, отражающие отношение студентов к Земле и природе, 18 % отвечавших выказали устойчиво-позитивное отношение. У них вполне развито экологическое сознание, им естественно чувство сопереживания природе, они обнаруживают потребность в гармонии мира, в котором живут.
68 % респондентов выражают ситуативно-позитивное отношение — экологические проблемы воспринимаются ими как объективно важные, но при этом не зависящие от них лично.
По 4 шкале ответы распределились следующим образом:
- устойчиво-позитивное отношение к миру высказали 29 % опрошенных, у которых наличествует четко выраженная пацифистская позиция;
- ситуативно-позитивное отношение, когда студенты в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправданно свойственно — 64 %;
- студентов, уверенных в том, что мир можно поддерживать главным образом силой оказалось 7 %. Ситуативно-негативное отношение к миру отвечавших настораживает: для них война — один из естественных способов разрешения конфликтов. Наиболее агрессивно настроены студенты — будущие бакалавры-инженеры (27 %), вероятно потому, что группа преимущественно состоит из юношей.
Отношение студентов к труду было выявлено при помощи вопросов 5 шкалы. Радует то, что около половины опрошенных выказывают устойчиво-позитивное отношение, этих студентов отличает трудолюбие, они получают удовольствие от сложной, трудоемкой работы. 52 % отвечавших проявляют ситуативно-позитивное отношение, которое выражается в том, что только престижная работа вызывает их уважение. Примечательно, что устойчиво-позитивное отношение к труду проявляют 100 % студентов группы 28105 (будущие специалисты сварочного производства) и только 30 % студентов группы 28101 и 28102 (будущие экономисты и менеджеры).
Шкала № 6, отношение к культуре, распределила ответы от устойчиво-позитивного (29 %) к ситуативно-позитивному (70 %) отношению студентов. Культурные формы поведения личностно значимы для студентов, но отнюдь не всегда они руководствуются ими в своей повседневной жизни. Они хотели бы выглядеть «культурным человеком», но не готовы прикладывать ежедневные усилия к этому.
К сожалению, по сравнению с аналогичным исследованием, проведенном нами в 2009 году, уровень общей культуры обучающихся заметно снизился, проявляется откровенное незнание этических норм, неумение грамотно выстраивать формально-ролевое общение (студенты-первокурсники в период адаптации к вузу могут допускать фамильярность, панибратство), излишняя самоуверенность, иногда граничащая с нарциссизмом (иллюстрацией могут служить многочисленные селфи).
Отношение студентов к знаниям, шкала № 7. От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) набрали 33 % студентов. Их можно назвать любознательными, у них есть устойчивое стремление к познанию нового. Считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний и стремятся к их получению. 63 % респондентов выражают ситуативно-позитивное отношение к знаниям, они могут неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будут долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. Интересно, что студенты, набравшие отрицательные значения по отношению к знаниям имеют по результатам зимней зачетно-экзаменационной сессии наименьший рейтинг. Прослеживается спад значимости приобретения знаний от первого курса к последующим у студентов очной формы обучения.
Шкалы 8,9,10 в результатах показали приблизительно равное количество баллов, большинство отвечавших (72,67,66 % соответственно) распределилось в группе от +1 до + 14 баллов (ситуативно-позитивное отношение). Ценность человека осмыслена студентами, но полноценно не прочувствована. Они могут продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (психически больные, бомжи) представляются ему теми, кто мешает ощущать радость жизни. К счастью, одна пятая часть наших студентов — альтруисты, готовые помочь другим людям.
Один из самых высоких баллов в группе устойчиво-позитивного отношения получила шкала 11 (37 %), отношение к своему телесному Я. Для студентов ценность здоровья является приоритетной. Большинство студентов (57 %) объективно понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для них — естественное состояние, а не то, что требует специальных усилий. Пристрастие к вредным привычкам — извинительная слабость, а не проявление безволия. Учитывая активную воспитательную работу, проводимую в филиале, можно надеяться на улучшение отношения студентов к своему здоровью.
Отношение к своему душевному Я, внутреннему миру студентов настораживает, т. к. 31 % студентов ситуативно-негативно относятся к себе, принимают себя таким, какие они есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Им хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым. Одиночество одновременно и тягостно для них, и спасительно. Треть опрошенных принимают себя такими, какие они есть, верят в свои силы и возможности, честно относятся к себе, не боится одиночества, стойко переносят личные неурядицы.
26 % студентов рассматривает себя как распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для них. Они способны на самостоятельный и ответственный выбор. 70 % проявляют ситуативно-позитивное отношение. Им нравится чувствовать себя свободными, но они не готовы рисковать собственным благополучием ради свободы. Они признают значимость категорий совести и смысла жизни, но в повседневности предпочитают руководствоваться прагматичными регуляторами. 4 % респондентов к своему духовному Я относятся ситуативно-негативно. Им импонирует роль ведомого. Они стремятся по возможности уйти от выбора.
Результаты опроса делают возможным проведение анализа уровня воспитанности студентов малого города, определить сформированность личностной композиции ценностных отношений к себе и к социуму, установить наличие положительных и отрицательных тенденций, сделать вывод о том, что необходимо учесть при работе со студентами и применять полученную информацию в образовательном процессе.
Литература:
1. Методика диагностики сформированности личностной композиции социально-ценностных отношений /автор и разработчик Масленникова В. Ш. Казань, 2004. 19с.
2. Осипова А. Б. Влияние мотивации обучения в вузе по очной и заочной формам на формирование познавательных компетенций студентов. [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции 5–6 сентября 2010 года. — Пенза-Ереван-Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. 487с, 282–288. http://sociosphera.com/files/conference/2010/k-5–09–10.pdf