Интерактивная лекция по высшей математике с применением демонстраций системы Wolfram Mathematica | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 735 раз

Библиографическое описание:

Петрова, О. А. Интерактивная лекция по высшей математике с применением демонстраций системы Wolfram Mathematica / О. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12.1 (92.1). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/archive/92/17787/ (дата обращения: 17.10.2024).

Рассмотрена возможность создания интерактивных лекций-презентаций по высшей математике с использованием системы Wolfram Mathematica. Показано, что интерактивные демонстрации системы Wolfram Mathematica улучшают понимание материала лекции.

Ключевые слова: интерактивная лекция, компьютерная модель, методика преподавания физики.

 

Образовательные стандарты нового поколения требуют применения современных методов и форм обучения. Одной из таких форм обучения является интерактивная лекция; для ее проведения необходимы разнообразные программные средства.

В сети Интернет существует большое количество различных материалов, созданных с помощью разнообразных программных продуктов. Простейшая интерактивная лекция — презентация обычно создается с помощью стандартного средства MS Power Point. Часто для решения разнообразных задач и визуализации данных используется программный пакет MathCAD [1]. Данная работа посвящена применению системы Wolfram Mathematica для подготовки лекций-презентаций, содержащих интерактивные графики, вычисления и динамические модели.

Wolfram Mathematica — одна из мощных универсальных вычислительных систем. С ее помощью можно решать задачи самого разного типа, от численного решения сложных интегральных уравнений и создания математических моделей до генерации отчетов о результатах эксперимента. Эта система хорошо известна во всем мире и широко используется в преподавании.

Сайт компании Wolfram Research имеет раздел «Demonstration project», в котором содержится огромное количество примеров решения различных задач средствами Wolfram Mathematica. Материалы этого раздела являются частью свободных онлайн-услуг этой компании. Содержание каждой страницы проверено экспертами, поэтому качество и правильность демонстрации не вызывает сомнений.

В разделах «Математика в колледже» и «Математика в ВУЗЕ» можно найти демонстрации всем разделам высшей математики. Рассмотрим подробнее несколько примеров.

На рис.1 приведен интерактивный график, изображающий 1 и 2 производные различных функций. Можно вычислить производные от различных функций в разных точках кривой, приводятся графики 1 и 2 производных. Даже на таком простом примере видны все преимущества анимированных графиков: можно наглядно показать, что производная точках экстремума равна нулю, в точке перегиба меняет знак и т. д.

Рис.1.

 

Интерактивными можно сделать не только графики. Например, можно показать процесс решения дифференциального уравнения не на доске и мелом, а использовать интерактивную демонстрацию.

На рис. 2 изображен процесс решения обыкновенного дифференциального уравнения. Можно изменить вид уравнения и коэффициенты. Здесь же приводится графическое изображение решения уравнения.

Рис.2.

 

Комплект необходимых интерактивных демонстраций удобно иметь для занятий по аналитической геометрии, и не только при чтении лекций, но и для решения практических задач.

Рис.3.

 

На рис.3 приведено изображение различных сечений гиперболоида. Демонстрация позволяет изменять уравнение поверхности и изображать различные секущие поверхности.

Система Wolfram Mathematica позволяет создавать собственные интерактивные графики и анимационные модели пользователям, даже не обладающим навыками программирования. Например, легко нарисовать любую поверхность или кривую и сделать ее динамичной. Для этого надо освоить запись всего нескольких операторов. На рис.4 приведено изображение поверхности 2 порядка. Демонстрация позволяет легко изменять вид уравнения и величину входящих в него констант, показывая их влияние на форму поверхности.

Рис.4.

 

Таким образом, показано, что сайт компании Wolfram Research можно использовать при проведении занятий по высшей математике. Система Wolfram Mathematica позволяет создавать интерактивные лекции-презентации, что делает изложение математики более понятным, наглядным и интересным.

 

Литература:

 

1.      А. Г. Луценко. Опыт использования системы MathCAD 11 при обучении высшей математике. Математика в высшем образовании. № 3, 2005, с.53–64.

Основные термины (генерируются автоматически): высшая математика, вид уравнения, график, интерактивная лекция, процесс решения, сайт компании, система, форма обучения.


Ключевые слова

компьютерная модель, интерактивная лекция, методика преподавания физики

Похожие статьи

Демонстрация решения простейших задач квантовой механики с помощью компьютерных моделей системы Wolfram Mathematica

Рассмотрена возможность применения компьютерных моделей системы Wolfram Mathematica для демонстрации законов квантовой механики.

Формирование логического мышления учащихся через использование интерактивных опорных схем на уроках математики

Статья посвящена проблеме формирования на уроках математики логического мышления учащихся с помощью интерактивных опорных схем. Приводится пример интерактивной опорной схемы по теме «Методы решения систем уравнений с двумя переменными».

Использование современных компьютерных технологий в преподавании математических дисциплин при подготовке магистров физической культуры

В данной статье основное внимание акцентируется на применении современных информационных технологий и математических знаний при решении научно-исследовательских в области физической культуры и спорта с учетом ведущей репрезентативной сенсорной систем...

Применение методик «умного» и «смешанного» обучения в курсе физики разного уровня

Применение программного обеспечения при преподавании теоретической механики

Курс теоретической механики является одним из основных профессиональных курсов в программе подготовки специалистов с высшим инженерно-техническим образованием. Начиная с 2021–2022 учебного года, мы обновили некоторые задания самостоятельных работ по ...

Эффективности использования метода моделирования в среде Excel на практических занятиях по информатике

В статье рассматриваются основные вопросы, возможности и эффективности использования метода моделирования в практических занятиях по информатике в вузе. Особое внимание уделяется организации и планирование практические занятия с использованием модели...

Особенности обучения студентов-бакалавров языковых специальностей на курсе «Страноведение»

В настоящей статье описывается использование мультимедийных технологий и их значимость во время обучения курсу «Страноведение». Перечисляются основные преимущества использования мультимедийных лекций. Перечисляются различные умения, которые успешно с...

Методика решения олимпиадных задач по информатике в школе

В статье представлены как общие методические подходы к обучению решению олимпиадных задач по информатике, так и методика обучения решению задач. В качестве решения олимпиадных задач предлагается результат применения цифровой образовательной среды. Та...

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Похожие статьи

Демонстрация решения простейших задач квантовой механики с помощью компьютерных моделей системы Wolfram Mathematica

Рассмотрена возможность применения компьютерных моделей системы Wolfram Mathematica для демонстрации законов квантовой механики.

Формирование логического мышления учащихся через использование интерактивных опорных схем на уроках математики

Статья посвящена проблеме формирования на уроках математики логического мышления учащихся с помощью интерактивных опорных схем. Приводится пример интерактивной опорной схемы по теме «Методы решения систем уравнений с двумя переменными».

Использование современных компьютерных технологий в преподавании математических дисциплин при подготовке магистров физической культуры

В данной статье основное внимание акцентируется на применении современных информационных технологий и математических знаний при решении научно-исследовательских в области физической культуры и спорта с учетом ведущей репрезентативной сенсорной систем...

Применение методик «умного» и «смешанного» обучения в курсе физики разного уровня

Применение программного обеспечения при преподавании теоретической механики

Курс теоретической механики является одним из основных профессиональных курсов в программе подготовки специалистов с высшим инженерно-техническим образованием. Начиная с 2021–2022 учебного года, мы обновили некоторые задания самостоятельных работ по ...

Эффективности использования метода моделирования в среде Excel на практических занятиях по информатике

В статье рассматриваются основные вопросы, возможности и эффективности использования метода моделирования в практических занятиях по информатике в вузе. Особое внимание уделяется организации и планирование практические занятия с использованием модели...

Особенности обучения студентов-бакалавров языковых специальностей на курсе «Страноведение»

В настоящей статье описывается использование мультимедийных технологий и их значимость во время обучения курсу «Страноведение». Перечисляются основные преимущества использования мультимедийных лекций. Перечисляются различные умения, которые успешно с...

Методика решения олимпиадных задач по информатике в школе

В статье представлены как общие методические подходы к обучению решению олимпиадных задач по информатике, так и методика обучения решению задач. В качестве решения олимпиадных задач предлагается результат применения цифровой образовательной среды. Та...

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Возможность использования образовательной робототехники в обучении учащихся средней школы

В статье излагается возможность внедрения в образовательный процесс элементов робототехники. Представлен анализ использования среды MRDS при изучении информатики в 7–9 классах на примере программы Л. Л. Босовой.

Задать вопрос