Ключевые слова:экология, экологический менеджмент, природоохранное законодательство.
Система экологического менеджмента (СЭМ) – общая часть системы менеджмента в организации, используемая для разработки и внедрения ее экологической политики, целей и управления воздействиями на окружающую среду, или, подсистема управления природоохранной деятельностью организации, направленная на снижение негативно воздействия на окружающую среду.
Внедрение СЭМ в организации обеспечивает:
¾ соблюдение природоохранного законодательства организацией, поставщиками и подрядчиками;
¾ поэтапное и постоянное снижение негативного воздействия на окружающую среду;
¾ управление и контроль процессов производства, связанных с экологическими аспектами;
¾ идентификацию и сведение к минимуму аварийных ситуаций и экологических рисков;
¾ сокращение платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафных санкций;
¾ улучшение системы управления деятельностью организации в целом;
¾ развитие систем производственного контроля и экологического мониторинга;
¾ мотивацию персонала к эффективному использованию природных ресурсов и снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Основная задача СЭМ – эффективное управление экологическими аспектами, экономия и снижение потребления природных и энергетических ресурсов, снижение негативного воздействия на окружающую среду: выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух, сбросов ЗВ в водоемы, образования отходов производства и потребления.
Учитывая, что экологические аспекты возникают в производстве, технологических процессах и различных операциях, при доставке в производство сырья и материалов, их хранении, при выполнении разгрузочно-погрузочных работ и т.д., при создании рабочей группы для разработки и внедрения СЭМ на предприятии, в нее необходимо включить:
¾ руководителя предприятия или его заместителя, в зоне ответственности которого находятся вопросы планирования, организации и развития производства, технические, финансовые и человеческие ресурсы. Это может быть заместитель руководителя по производству, по технической политике, по качеству или главный инженер. Этот специалист может быть руководителем рабочей группы;
¾ линейных руководителей;
¾ ключевой персонал производственных подразделений;
¾ экологов;
¾ специалистов по охране труда, промышленной безопасности, ГО и ЧС;
¾ представителя руководства по качеству или сотрудника, отвечающего за систему менеджмента качества (при наличии на предприятии системы менеджмента (СМК).
При выборе консультантов (экспертов) по СЭМ необходимо учитывать:
¾ наличие опыта (не менее 3-х лет) создания, внедрения и подготовки к сертификации СЭМ на предприятиях машиностроения;
¾ наличие в команде специалистов с базовым техническим и/или экологическим образованием и опытом работы в экологической службе какого-либо машиностроительного предприятия;
¾ наличие опыта работы в нескольких системах менеджмента: СМК, СЭМ, безопасности труда и т.д.
Рабочая группа по созданию и внедрению СЭМ должна функционировать на постоянной основе, поддерживая и развивая систему.
Задачи рабочей группы – контроль и решение вопросов, связанных с планированием и реализацией природоохранных мероприятий, улучшением системы [1].
Начинать разработку СЭМ целесообразно с изучения стандарта ИСО 14001, справочного приложения А «Руководство по применению настоящего стандарта», ГОСТ Р ИСО 14004-2007 «Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования», затем повторно ИСО 14001, в котором последовательно представлены:
¾ область применения (4.1);
¾ экологическая политика (4.2);
¾ экологические аспекты (4.3.1);
¾ законодательные и другие требования (4.3.2);
¾ целевые и плановые экологические показатели и программы (4.3.3) и т.д.
Разработку основных этапов СЭМ целесообразно проводить в следующей последовательности:
¾ определение объектов окружающей среды (воздух, вода, почва), на которые может быть оказано влияние производственной деятельности предприятия, «что» используется и «что» образуется в результате деятельности;
¾ идентификация экологических аспектов и определение степени их значимости, определение прямых и косвенных экологических аспектов;
¾ установление целевых и плановых экологических показателей;
¾ определение задач для планирования СЭМ;
¾ разработка экологических программ и планов.
Область применения СЭМ и экологическую политику целесообразно определять, разрабатывать и уточнять после разработки основных этапов СЭМ.
Дополнительно при разработке СЭМ необходимо обратить внимание на следующие виды деятельности, работ и операций, потенциально имеющие экологические аспекты:
¾ производство продукции (товаров, работ) и оказание услуг;
¾ техническое обслуживание и ремонт;
¾ проектирование, реконструкция и модернизация производства;
¾ закупка сырья, топлива, материалов, услуг;
¾ транспортировка грузов, в т.ч. опасных;
¾ хранение и работа с опасными веществами.
При имеющейся внедренной СМК можно максимально использовать имеющуюся документацию по процессам, добавляя к ней экологические аспекты, способы управления ими. При отсутствии СМК рекомендуется разрабатывать в рамках элемента СЭМ «Экологические аспекты» (4.3.1)
Управление экологическими аспектами осуществляется в соответствии с требованиями по внедрению и функционированию СЭМ стандарта ИСО 14001: «управление операциями» (4.4.6) и «подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них» (4.4.7).
Учитывая, что на предприятиях имеются внутренние документы, регламентирующие действия в случае возникновения аварийных ситуаций: планы по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, инструкции и т.д., при разработке СЭМ достаточно дополнить указанные документы мерами по устранению экологических последствий и обеспечению экологической безопасности.
С целью организации управления процессами необходимо идентифицировать, планировать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры и операции, связанные с экологическими аспектами.
Основными принципами построения СЭМ являются: соблюдение требований природоохранного законодательства и других требований, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду и последовательное непрерывное улучшение.
В рамках СЭМ различают внешние и внутренние «другие требования» нормативных технических документов. К внешним требованиям относятся: законы, постановления, государственные стандарты, СанПиНы, отраслевые стандарты, требования заинтересованных сторон (само предприятие, его сотрудники, потребители, владельцы, акционеры и партнеры организации, поставщики, подрядчики, банки, страховые компании, органы власти, государственные контролирующие (надзорные) органы в области охраны окружающей среды, население, общественные организации и СМИ).
К внутренним требованиям относятся: приказы, распоряжения, положения, регламенты, инструкции, стандарты предприятия и другие локальные нормативные акты организации [2].
При установлении экологических целей в СЭМ необходимо обеспечить:
¾ их взаимосвязь с приоритетными экологическими аспектами и обязательствами экологической политики;
¾ возможности качественной и количественной оценки (измеримости) через систему соответствующих показателей;
¾ реальность планируемого уровня.
Целевые и плановые экологические показатели должны характеризовать:
¾ сокращение потребления ресурсов, уменьшение объемов образования отходов;
¾ минимизацию или ликвидацию выбросов, сбросов ЗВ в окружающую среду;
¾ повышение эффективности экологической подготовки персонала;
¾ увеличение объемов инвестиций в совершенствование производства, технологических процессов и природоохранные мероприятия.
Экологические программы и планы в рамках СЭМ разрабатываются с учетом:
¾ исходной экологической ситуации на предприятии;
¾ экологических аспектов;
¾ целевых и плановых экологических показателей;
¾ способов достижения экологических показателей;
¾ распределения ответственности за достижение экологических показателей для каждого подразделения и уровня в рамках организации;
¾ средств и сроков для достижения экологических показателей;
¾ приоритетов и действий для достижения целевых и плановых экологических показателей.
В экологические программы и планы могут быть включены следующие мероприятия:
¾ организационные и организационно-технические мероприятия, в т.ч. по совершенствованию СЭМ;
¾ технические и технологические действия по предотвращению воздействия на окружающую среду, в т.ч. изменение технологии и оборудования, замена сырья, материалов и т.д.;
¾ мероприятия и действия «на конце трубы», в т.ч. по очистке выбросов, сбросов ЗВ в окружающую среду, утилизации и переработке отходов.
Для оценки экологических программ и планов необходимо установить показатели экологической эффективности:
¾ количество используемых сырья, материалов, ресурсов и т.д.;
¾ количество выбросов, сбросов ЗВ в окружающую среду;
¾ отходы, произведенные за определенный период (т/год) на определенное количество готовой продукции (т/год);
¾ количество экологических инцидентов (превышение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, залповых выбросов, аварийных разливов и т.д.);
¾ объемы переработанных отходов;
¾ объемы инвестиций в охрану окружающей среды [3].
Литература:
1. Анисимов А.В. Экологический менеджмент: планирование, организация, экологическая эффективность//Феникс.2009. С.159-225
- Белов Г.В. Экологический менеджмент: политика, цели//Логос. 2008. С.92-94.
3. Токарева Г.В. Экология производства: принципы, алгоритмы//2013. №7. С.34-42.