Рассматриваются аспекты и возможности реализации основных принципов менеджмента качества применительно к реформам российского образования.
Ключевые слова: система менеджмента качества, управление качеством, образование.
Образование — это основа основ любой социальной систем и поэтому проблема качества образования касается всех граждан Российской федерации (РФ) от рождения и до глубокой старости. Действительно, как только человек появляется на свет, его начинают учить, при этом процесс обучения можно разделить на пять основных этапов:
I. От рождения до 6÷7-ми лет (сначала это родители, потому это могут быть дошкольные учреждения: ясли и детские сады). По итогам обучения в этот период ребенок не проходит никакой аттестации (по крайней мере, законодательно это не закреплено).
II. От 6÷7-ми лет до 17÷18 лет: обязательное среднее образование (11 лет). Именно на этом этапе в головы юных граждан закладываются представления о том обществе и стране, в которой они живут, а также специальные знания. Официально получение среднего образования подтверждается сдачей единого государственного экзамена (ЕГЭ) и аттестатом о среднем образовании.
III. Старше 17÷18 лет: около 80 % выпускников средних школ в настоящее время стремятся поступать в ВУЗы для получения высшего образования, однако, далеко не все, из поступивших в ВУЗы, заканчивают их и, поэтому вынуждены, с некоторым опозданием, получать профессиональное образование; около 20 % выпускников средних школ, получают профессиональное образование (колледжи, лицеи, училища, обучение на рабочих местах, на курсах и т. п.).
IV. После получения профессионального, высшего образования часть граждан продолжает обучаться: на курсах повышения квалификации осваивая новые профессии; в аспирантуре или докторантуре, с тем, чтобы получить степень кандидата или доктора соответствующих наук; получая второе и даже третье (дополнительное) высшее образование.
V. После ухода на отдых (когда человек оставляет работу) люди все равно не прекращают учиться, но уже самостоятельно (для себя), используя средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение, интернет и т. п.), при этом, как и в дошкольном возрасте, они не проходят никакой аттестации.
Очевидно, что наибольший интерес, с точки зрения качества образования представляют, второй, третий и четвертый этапы обучения, т. к. их проходят практически все граждане РФ, кроме того, именно на этих этапах формируется уровень общей образованности населения страны, а также получается отдача от полученных знаний в реальных секторах экономики.
Необходимо сразу признать, что качество образования за годы рыночных преобразований существенно ухудшилось, по мнению одного из ведущих специалистов в области качества академика Версана: «Главная причина состоит в том, что власть осознанно не хочет видеть здесь своей роли: считается, что проблему качества должен решать рынок. На мой взгляд, это стратегическая ошибка, негативные последствия которой для нашей экономики и социальной сферы с каждым годом будут только нарастать. Более того, уверен, что замедление нашей экономики, которое сегодня наблюдается, вызвано именно этим» [1].
Известно, что семейство стандартов ИСО 9000 было разработано «с целью оказания помощи организациям всех видов и размеров при внедрении и обеспечении функционирования эффективных систем менеджмента качества» (СМК), кроме того в этих стандартах определены восемь принципов «чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации» [2].
Необходимо отметить, что применение в СМК организации отдельных принципов нужного эффекта не даст, т. к. принципы взаимосвязаны, например, внедрение «процессного подхода» практически бесполезно, если не использовать «системный подход к менеджменту», «лидерство руководителя» не работает без «вовлечения работников», «постоянное улучшение» эффективно, если «принятие решений основывается на фактах» и т. д. Синергетический эффект от применения принципов ИСО 9000 получается только при совместном использовании в СМК организации одновременно всех восьми принципов.
Рассмотрим подробнее как руководство Минобразования в своей деятельности по реформированию системы образования в РФ использует принципы, лежащие в основе стандартов ИСО 9000.
Принцип «Ориентация на потребителя». В дореформенный период потребителем системы образования было государство, которое содержало систему образования и определяло: сколько и каких специалистов потребуется народному хозяйству. Не будем оценивать, насколько это было эффективно, но недостатка в квалифицированных кадрах промышленность не испытывала. Советская система образования считалась лучшей в мире и была принята в ряде стран за основу при реформировании их систем образования (например, Япония, Китай и др.).
В настоящее время образование в основном стало платным (этапы III и IV, частично этап II), но при этом исказилось понятие «потребитель» для системы образования. Действительно: «Кто платит, тот и заказывает музыку» — и фактически потребителем стал студент (назовем так, того, кто оплачивает свое образование), но студент не знает потребности государства в квалифицированных специалистах для промышленности и других отраслей. Студент исходит из своих соображений: стоимость обучения, сумма баллов за ЕГЭ, набор предметов, по которым сдавался ЕГЭ, стоимость проживания в месте учебы и т. п., а это ничего общего не имеет с потребностями науки, промышленности и других отраслей.
Несмотря на то, что президент, правительство и представители промышленности бьют тревогу об острой нехватке инженерно-технических кадров и высококвалифицированных рабочих, система образования продолжает наращивать выпуск по гуманитарно-социальным, экономическим и управленческим направлениям, а выпуск специалистов в области математических, естественно-научных и технических направлений при этом сокращается [3]. Система образования в РФ уже много лет подвергается реформированию, но при этом Министерство образования и науки фактически не знает требований реальных потребителей специалистов, т. е. науки, промышленности и других отраслей.
Принцип «Лидерство руководителя». Стандарты ИСО 9000 отводят ведущую роль в создании качественной продукции и услуг высшему руководству организаций, при этом «гуру» качества считают, что СМК любой организации будет эффективна, тогда и только тогда, когда высшее руководство не на словах, а на деле будет демонстрировать работникам свою приверженность идеям всеобщего обеспечения качества [4].
Реформы системы образования ведутся поэтапно, но при этом анализа результативности и эффективности произведенных изменений Министерством образования и науки не было представлено, не было проведено и оценки качества образования после внедрения новшеств. На вопрос: «Зачем мы копируем американскую систему образования?», бывший министр Минобразования Фурсенко ответил: «Мы копируем американскую систему образования, потому что в США самая эффективная экономика!». Во-первых: нельзя однозначно отождествлять образование и экономику, а во-вторых: экономика США далеко не самая эффективная в мире, так доля промышленного производства в ВВП США составляет менее 16 %, тогда как в Китае она более — 35 % [5].
Фактически реформирование системы образования в РФ идет без анализа и оценки его результатов руководством Министерства образования и науки, что не может привести к росту качества образования.
Принцип «Вовлечение работников». Добиться высокого и стабильного качества продукции можно только в том случае, если вовлечь буквально весь персонал фирмы от генерального директора до вахтера в работу по улучшению качества продукции. Для вовлечения персонала в такие виды работ используют различные виды мотивации [6].
Для того чтобы повысить качество образования в ВУЗах РФ нужна не только современная лабораторная база, но и высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав (ППС). В настоящее время заработная плата выпускника ВУЗа на новом месте работы по специальности зачастую превышает зарплату профессора. Очевидно, что такая мотивация не настраивает ППС на то, чтобы отдавать все свои силы на повышение качества преподавания и увеличение времени индивидуальной работы со студентами.
Принцип «Процессный подход». Образование всегда рассматривалось как процесс, причем процесс, растянутый во времени на 11 и более лет. Стандарты ИСО 9000 определяют процесс как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы».
На выходе процесса среднего образования выпускник школы имеет аттестат о среднем образовании и результаты ЕГЭ, при этом предметы для сдачи ЕГЭ он выбрал сам, исходя из того, что ему легче сдать, чтобы получить приличный балл и поступить в ВУЗ. Кроме того, школа заинтересована в том, чтобы показатели по ЕГЭ были как можно выше. В результате уже многие студенты ВТУЗов не умеют оперировать дробями, не могут найти площадь треугольника, часть студентов не умеет даже читать (т. е. буквы они, конечно же, знают и могут их складывать в слова, но смысл прочитанного не улавливают и не понимают этого, так называемая, функциональная неграмотность), у многих не развита память, они не могут пересказать прочитанное, не умеют грамотно излагать свои мысли и т. д.
Очевидно, что такой выход из процесса среднего образования не может удовлетворить требования к входу в процесс профессионального и высшего образования. Аналогичная ситуация складывается и с согласованием других процессов в системе образования РФ.
Принцип «Системный подход к менеджменту». Принципы «Процессный подход» и «Системный подход к менеджменту» взаимосвязаны, т. к. невозможно добиться качественной работы, если не заниматься совершенствованием всей системы в целом. Реформирование системы образования должно проводиться с учетом системного подхода, а именно, внесение изменений в процессы школьного образования необходимо обязательно увязывать с процессами, для которых оно является входом, т. е. с процессами профессионального образования и высшего образования.
На государственном уровне системность проявляется пока только в систематическом снижении федерального финансирования системы образования, так с 2012 г. по 2014 г. федеральное финансирование общего образования уменьшается с 88 до 20 млрд. руб., т. е. более чем в 4 раза [7].
Принцип «Постоянное улучшение». В соответствии с этим принципом руководство должно ставить «своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения СМК, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям».
Очевидно, что выполнить этот принцип применительно к качеству образования невозможно, поскольку реального потребителя у образовательного процесса в настоящее время нет, а это значит, что совершенно непонятно, как и что нужно улучшать и какие требования удовлетворять.
Принцип «Принятие решений, основанное на фактах». «Эффективные решения должны основываться на анализе данных и информации». Интересно было бы узнать, на каких фактах основывалось решение о реформировании системы образования в РФ. В результате реформ, как считает академик Версан: «снижается качество подготовки специалистов, не созданы условия для эффективной работы ученых, нет продуманной системы подготовки и продвижения по службе чиновников. Зато сегодня появились тысячи менеджеров, да таких, что им все равно, чем управлять. Они знают информатику и моделирование, но не знают главного — процессов создания материальных ценностей, элементарных правил организации производства».
Принцип «Взаимовыгодные отношения с поставщиками». Поставщиками в процессы профессионального и высшего образования являются процессы школьного образования. Именно в школе закладываются те знания, на которых базируются новые знания, связанные с будущей профессией, при этом преподаватели ожидают, что эти знания будут прибавляться (суммироваться) к знаниям, полученным в школе. Очевидно, что отношения высшей школы со средней можно будет назвать взаимовыгодными только в том случае, если уровень знаний выпускников средней школы будет соответствовать требованиям процессов профессионального и высшего образования.
Наука, промышленность и другие отрасли, которые трудоустраивают (используют) выпускников колледжей и ВУЗов, получают квалифицированные кадры бесплатно, а значит, не могут рассматриваться, как реальные потребители. Государство же в лице руководителей Минобразования какое–либо регулирование в сфере образования проводить не хочет, считая, что рынок сам все отрегулирует. К сожалению, уже давно все убедились, что дикий рынок без вмешательства государства ничего отрегулировать не может. В таких условиях построить взаимовыгодные отношения между поставщиками, которыми являются образовательные учреждения, и фактическими потребителями, т. е. наукой, промышленностью и другими отраслями, невозможно.
Таким образом, Минобразования в своей работе по реформированию системы образования РФ не использует международный опыт по созданию высококачественных систем, а именно, рекомендации, заложенные в принципах международных стандартов ИСО 9000, а это означает, что ожидать повышения качества образования в результате нынешнего реформирования системы образования РФ не приходится.
Литература:
1. Версан, В. Качество — стратегический путь возрождения России / В. Версан // Стандарты и качество. — 2013. — № 8. — С.63–66.
2. ГОСТ ISO 9000–2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Стандартинформ, 2012. — 43 с.
3. Кара-Мурза, С. Г. Куда идет Россия. Белая книга реформ / С. Г. Кара-Мурза, С. А. Батчиков, С. Ю. Глазьев. — М.: Алгоритм, 2008. — 448 с.
4. ГОСТ ISO 9001–2011. Системы менеджмента качества. Требования. — М.: Стандартинформ, 2012. — 61 с.
5. Левинсон, У. Бережливое производство: синергетический подход к сокращению потерь / У. Левинсон, Р. Рерик. — М.: Стандарты и качество, 2007. — 272 с.
6. Имаи, М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний / М. Имаи. — М.: Альпина Бизнес Букс: Приоритет, 2007. — 273 с.
7. Воронин, Г. Слово главного редактора / Г. Воронин // Стандарты и качество. — 2013. — № 7. — С.3.