В годы независимого развития Узбекистан достиг огромных успехов, в частности и в сфере информационно-коммуникационных технологий, внедрение которых обеспечивает высокий уровень эффективности, качества и оперативность во всех сферах социально-экономического развития.
Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует заметному повышению эффективности обучения во всех звеньях системы непрерывного образования, подготовки высоко квалифицированных кадров. Ведь ни для кого сегодня не секрет, что применение информационно-коммуникационных технологий создает благоприятные условия для организации и управления образованием, обеспечения наглядности учебного материала в процессе обучения, и тем самым эффективность его усвоения.
Принимая во внимание положительную роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования в республике продолжается масштабная работа по развитию данной сферы. Создана правовая основа информатизации общества, принят ряд законодательных актов.
Результат проводимых в данной сфере реформ подтверждают и следующие цифры. К концу 2014 года число пользователей Интернет (вместе с пользователями мобильных телефонов) в республике достигло 10 миллионов человек.
С каждым годом расширяются масштабы работ по формированию Национальной информационной базы в сети Интернет. Интернет-ресурсы в большей своей части размещены и эффективно используются в сферах государственного управления, в системе образования и частном секторе,
Особенно велика их доля в образовательной системе. сегодня активно используются в системе образования такие интернет-ресурсы как http://www.ziyo.uz, http://ziyonet.uz (информационно-образовательный портал), http://www.natlib.uz (Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои), http://kitob.uz (Республиканская детская библиотека), http://referat.arxiv.uz (банк рефератов) и многие другие.
В банке только информационно-образовательного портала ZiyoNET на сегодняшний день размещено более 63 900 информационно-образовательных ресурсов. Это лекции, презентации, учебники и учебные, методические пособия, магистерские и докторские диссертации, авторефераты диссертаций, выпускные квалификационные работы, рефераты в области естественнонаучного, гуманитарного образования, техники и технологий, экономики и управления, культуры и искусства, правоведения и юстиции, педагогики, медицины и фармацевтики, военного образования, иностранных языков, которыми широко и эффективно пользуются учащиеся средних общеобразовательных школ, академических лицеев и профессиональных колледжей, студенты высших образовательных учреждений, научные сотрудники, исследователи.
До конца текущего 2015 года в рамках ряда проектов, реализуемых в рамках Государственной программы, направленной на использование самых современных информационных систем и программных продуктов в процессе управления и производства а республике во всех крупных компаниях республики будут внедрены информационные системы. Все эти задачи определены в Постановлении Президента Республики Узбекистан № ПП-2042 «О мерах по дальнейшему стимулированию производителей средств программного обеспечения в стране» от 20 сентября 2013 года.
Постановлением определены такие задачи, как создание единого электронного банка информации о производителях средств программного обеспечения, поддержка молодых программистов, занятых созданием перспективных проектов и инновационных компьютерных технологий, стимулирование разработки конкурентоспособной во внутреннем и внешнем рынках национальной программной продукции, определение приоритетных направлений создания программной продукции с учетом реальных потребностей секторов экономики, защита интересов отечественных производителей программных продуктов, оказание им помощи в продвижении их продукции во внутреннем и внешнем рынках.
В республике налажена работа и по совершенствованию и определению перспективных направлений индустрии программных продуктов. И в этой сфере обеспечена правовая база, основанная в ряде постановлений и государственных программ.
Как известно, в какой бы отрасли не применялись информационно-коммуникационные технологии, в решении различного рода вопросов применяются специальные программные средства, именуемые обобщенно практическими программными средствами. По применению и решаемым задачам, их разделяют на универсальные и специализированные программные средства. В последние годы в республике наблюдается устойчивый рост показателей разработки подобных программных средств.
По сведениям Агентства интеллектуальной собственности Республики Узбекистан, база зарегистрированных данных и программ для компьютеров увеличивается с каждым годом. Соответствено, расширяется сфера их применения..
Как отмечалось выше, в сефер образования программное обеспечение и базы даных применяются в организации и управлении образованием, обеспечения наглядности, комфортности обучения, обобщения учебного материала. Эти программные средства именуют педагогическими. Это различные электронные учебники, пособия, плакаты, виртуальные стенды, электронные энциклопедии и др.
Естественно, эти продукты в большинстве случаев разработаны опытными программистами в тесном сотрудничестве с педагогами и психологами, основываясь на их указаниях и консультациях. На сегодняшний день такие педагогические программные средства создаются и профессорами-преподавателями образовательных учреждений системы непрерывного образования.
Дает свои положительные результаты и создание ряда новых направлений образования и специальностей в высших образовательных республиках страны. Так, в направлении бакалавриата «Методика преподавания информатики» Ташкентского государственого педагогического университета имени Низами преподается ряд дисциплин, которые вооружают студентов знаниями в области создания педагогических программных средств.
Одним из такиз дисциплин является курс «Педагогические программные средства и технологии из создания», в результате изучения которого студенты получают прочные знания в области педагогичесих программных средств, их классификации, требований к созданию этих средств, возможностей программных средств, применяемый в даном процессе. В результате изучения этих программ формируются знания, навыки и умения применения текстового, графического, аудио- и видео, а также анимационного учебного материала.
Правильное направление этих знаний способствует созданию различного рода электронного учебного материала, педагогических программных средств.
К примеру можно назвать электронные пособия и учебники по информатике, информационным технологиям, процессиональному образованию (информатике), педагогическому Web-дизайну, компьютерным сетям, компьютерной графике, созданные профессорами-преподавателями кафедры Информатики и методики её преподавания ТГПУ имени Низами. Электронные пособия и учебники созданы с помощью программы Adobe Flash, и состоят из текстов лекций по предмету, практических (интерактивных) работ, видеоматериалов, контрольных тестов, толкового словаря терминов (глоссария) и презентаций.
Часть электронного пособия тексты лекций охватывает все темы учебного курса.
В части видео можно изучить основы программирования, наблюдая и слушая видеозанятия.
Контрольные тесты предназначены для определения степени усвоения, проверки студентами своих знаний по ознакомлению со сведениями по каждой теме. Результаты тестирования демонстрируются на экране, студент может узнать на сколько вопросов ответил правильно по каждому разделу, на какие именно вопросы ответил правильно, а на какие не правильно, и показатель успеваемости (в процентах).
Толковый словарь терминов состоит из толкований терминов по каждому разделу и общей тематике на трех (узбекском, русском и английском) языках.
Практические работы охватывают задания к практическим работам по всем темам учебной дисциплины. Пользователь, решая данные задачи, получает возможность проверить свои знания по предмету.
Презентации созданы по всем разделам по отдельности, а также по общей тематике. Ими могут пользоваться не только студенты, но и профессора-преподаватели.
Материал в каждом разделе электронного пособия дополняется материалом в следующем меню в различной форме (тесты, видел, презентации, практические работы, термины), что способствует расширению знаний обучаемых. Это, в свою очередь, ведет к эффективности образования.
Данные учебники и учебные пособия способствуют прочному усвоению студентами названных курсов, повышая их интерес к дисциплине, производительность труда как преподавателей, так и студентов.
В заключение хочется отметить, создание и внедрение в процессе обучения и воспитания педагогических программных средств повышает эффективность образования. Расширение масштабов разработки и внедрения необходимых в преподавании всех дисциплин практических (универсальных и специализированных) программных, в частности педагогических средств является достойным вкладом в дело подготовки современных высоко квалифицированных и конкурентоспособных кадров во всех сферах.
Литература:
1. http://www.ccitt.uz — Государственный комитет Республики Узбекистан по связи, информатизации и телекоммуникационным технологиям.
2. http://www.ziyonet.uz — Информационная Образовательная сеть.
3. http://www.lex.uz — Национальная база законодательных актов Республики Узбекистан.
4. http://ictnews.uz — журнал ICTNEWS: информационные технологии в Узбекистане.