Применение интегративного обучения при преподавании дисциплины «Информатика и информационные технологии» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 09.06.2015

Статья просмотрена: 372 раза

Библиографическое описание:

Усманкулов, Ш. У. Применение интегративного обучения при преподавании дисциплины «Информатика и информационные технологии» / Ш. У. Усманкулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 815-817. — URL: https://moluch.ru/archive/92/19525/ (дата обращения: 16.11.2024).

Статья посвящена вопросам использования интегративного обучения при преподавании предмета информатика и информационные технологии.

Ключевые слова: интеграция, интеграционный курс, интегрируемый предмет, интегрированный урок, межпредметная связь.

 

Article is devoted to questions of use integrative education at learning of subject Informatics and information technology.

Keywords:integration, integration course, integration subject, integration lesson, intersubjective contacts.

 

Основной целью системы образования является подготовка необходимых для общества конкурентоспособных, самостоятельно мылящих кадров, обладающих высоким уровнем знаний. На сегодняшний день для реализации государством данной цели для молодежи созданы все условия. Очередной задачей является вооружение молодежи всесторонними прочными знаниями. Для передачи современных знаний необходимо наряду с необходимой материально-технической базой умения выбрать соответствующие технологии, способы и методы обучения. Также, исходя из требований современности, необходимо применение знаний из других областей науки, совмещение знаний различных областей. Данное понятие в педагогике называют интеграцией. Данный термин означает применение знаний и возможностей других предметов при предоставлении знаний в определенной сфере науки.

Интерграция (латинское «integratio» — «восстановление», «восполнение», «объединение», «integer» — «целое»), — это процесс, объединения частей в единое целое. Слово интеграция можно употребить в различных контекстах:

-          системная интеграция — совместное функционирование различных систем. При этом деятельность систем имеет такие особенности, как взаимосоответствие, взаимодополнение;

-          социальная интеграция — процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельных социальных объектов;

-          экономическая интеграция — объединение взаимоскоординированных и национальных хозяйственных систем, процесс взаиморазвития и урегулирования, основанный на межгосударственном экономическом и политическом соответствии.

Исходя из вышесказанного, естественно задаемся вопросом “Что такое интеграция в системе образования?” В системе образования данный термин, с точки зрения объединения знаний из различных областей, означает совместное преподавание этих дисциплин. Подобные курсы называют интеграционными.

Понятие “интеграционный курс” трактуется учеными так:

интеграционный курс — одна из учебных дисциплин, изучаемый для формирования, углубления и расширения межпредметных (интегративных) знаний, составленный на основе различных видов, приемов, методов, межпредметных объектов интеграции [2].

Интегрированные курсы классифицируют по различным основам:

-          на основе цели и проблем;

-          на основе задач в системе естественнонаучной системе;

-          на основе объединяемых отраслей науки;

-          на основе путей и способов интеграции;

-          на основе места в учебном плане;

-          на основе времени, затрачиваемого на изучение курса;

-          на основе уровня сложности для обучаемых и т. п.

Проблемы интегративных курсов рассматривались многими учеными и исследователями. Так, доктор педагогических наук, профессор Р. А. Мавлянова своих исследованиях указывает, что интегративный курс обучения, являясь наглядной системой обучения, формирует мастерство на основе углубления и расширения интегративных знаний. Исследователем определены методы и средства интеграции в интегрированной (наглядной) отрасли знаний, характеризуя её местом в учебном плане, временем полного усвоения курса в связи с объемом времени, уровнем успеваемости обучаемых, множеством целей и разнообразием, определяет ряд направлений интегрированных образовательных курсов.

Огромными возможностями в плане интеграции отличается предмет “Информатика и информационные технологии”. Знания в области информатики и информационных технологий могут применяться при преподавании всех учебных дисциплин, так же, как и знания из различных областей науки могут быть применимы при преподавании информатики и информационных технологий. В качестве примера можно рассмотреть, как при изучении тем курса “Информатика и информационные технологии” во всех направлениях бакалавриата педагогических высших образовательных учреждений применяются знания по различным областям науки.

При рассмотрении тем теоретического занятия «Компьютерная графика и его разновидности», практического занятия «Компьютерная графика. Основные возможности графического процессора Corel Draw», «Знакомство с панелью инструментов программы Corel Draw», «Закрашивание поля в программе Corel Draw. Методы заливки и их настройка», лабораторных занятий «Настройка интерфейса программы Corel Draw. Создание изображений с помощью различных инструментов», «Простые геометрические фигуры и создание изображений с помощью различной заливки», «Образование изображений посредством кривых линий», «Создание объемных изображений. Работа с инструментом «Перетекания». “Работа над тестами» программы учебного курса при объяснении преподаватель может опираться на знания из курсов геометрии, черчения и изобразительного искусства, разъяснить элементы изображений, основываться на их свойствах при рисовании. В противном случае при создании проектов, стандартных форм в иллюстрациях, не смотря на качественный дизайн, возможны ошибки в плане чертежа и геометрических свойств.

Все это еще раз подтверждает необходимость интегративного обучения при изучении специальных дисциплин и отдельных тем в учебной программе.

В интегративном обучении также имеют место взаимосвязанные части предоставляемого учебного материала.

На основе общего учебного материала двух или более дисциплин и формируются интегративные курсы.

Рассмотрим какое же имеет место связь в учебном материале “Информатики и информационных технологий” с черчением и геометрией. При рассмотрении тем «Настройка интерфейса программы Corel Draw. Создание изображений с помощью различных инструментов», «Простые геометрические фигуры и создание изображений с помощью различной заливки», «Образование изображений посредством кривых линий», связь с материалом других дисциплин проявляется в следующем:

 

На уроках черчения и геометрии можно применять возможности, знания из области “Информатика и информационные технологии” (возможности программы Corel Draw).

 

В работе с программой Corel Draw, преподавании черчения и изобразительного искусства или создании учебных ресурсов в данной отрасли интеграция способствует прочному усвоению знаний, совершенствованию педагогической деятельности преподавателя, повышению эффективности уроков.

Важным моментом являются вопросы, задаваемые обучающимися в ходе изложения учебного материала интегративного курса. Не следует забывать слова Ресталоцци о том, что не заданный вовремя вопрос — потерянная сокровищница [1], [3]. Необходимо приучать обучаемых задавать вопросы учителю, это способствует успешному усвоению учебного материала, повышению активности обучаемых, в том числе и мыслительной.

Ибо на вопросы обучаемых отвечают преподаватели двух граничащих между собой дисциплин. Благодаря вопросам обучаемых, по их характеру преподаватели получают возможность оценить насколько обучаемые усваивают учебный материал, т. е. осуществлять в определенной мере обратную связь.

Интегративные курсы проводятся в целях практической проверки знаний, умений и навыков; степени применения учащимися усвоенных знаний при необходимости.

В ходе этих проверок, прежде всего, сами учащиеся должны убедиться в правильности своих знаний. В точном и правильном рисовании соответствующих фигур. Это способствует повышению познавательного интереса, укреплению знаний и осознанию необходимости упрочения знаний, навыков и умений.

 

Литература:

 

1.      https://ru.wikipedia.org/wiki/ — Иоганн Генрих Песталоцци.

2.      Мавлонова Р. А. Бошланғич таълимнинг интеграциялашган педагогикаси. –Т.: Низомий номидаги ТДПУ, 2005. С.105.

3.      Абрамов Я. В. ПЕСТАЛОЦЦИ. Его жизнь и педагогические деятельность. Биографические очерк. Санкт-Петербург.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, создание изображений, учебный материал, изобразительное искусство, интеграционный курс, Компьютерная графика, Настройка интерфейса программы, различная заливка, различная область науки, учебный план.


Ключевые слова

интеграция, интегрированный урок, интеграционный курс, интегрируемый предмет, межпредметная связь., межпредметная связь

Похожие статьи

Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе

В статье изложены новая методика преподавания и использование проверенных технологий передачи информации в образовательном процессе.

Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка)

В статье представлена терминология, связанная с развитием коммуникативной компетенцией в рамках междисциплинарного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.

Элективный курс «Эйлеровы графы» как средство реализации интеграционных связей математики

Статья посвящена осуществлению интеграционных связей математики в профессиональной подготовке будущего учителя.

Информационные технологии в преподавании междисциплинарного курса МДК01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин

Данная статья посвящена особенностям использования современных информационных технологий в преподавании междисциплинарного курса МДК01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин.

Проектная деятельность в техническом вузе

В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Принцип индивидуализации в отечественной методике

В статье рассматриваются вопросы методики индивидуализированного обучения студентов-иностранцев. Использование индивидуализации помогает студентам приобрести навыки самостоятельной работы, а также получить более прочные знания.

Применение имитационных моделей в учебном процессе при изучении основ электроники

В статье рассматриваются методы подготовки бакалавров по направлению 27.03.05 Инноватика с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрено применение имитационной электронной модели при изучении дисциплины «Эле...

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете

Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)

В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

Похожие статьи

Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе

В статье изложены новая методика преподавания и использование проверенных технологий передачи информации в образовательном процессе.

Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка)

В статье представлена терминология, связанная с развитием коммуникативной компетенцией в рамках междисциплинарного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.

Элективный курс «Эйлеровы графы» как средство реализации интеграционных связей математики

Статья посвящена осуществлению интеграционных связей математики в профессиональной подготовке будущего учителя.

Информационные технологии в преподавании междисциплинарного курса МДК01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин

Данная статья посвящена особенностям использования современных информационных технологий в преподавании междисциплинарного курса МДК01.01 Технологические процессы изготовления деталей машин.

Проектная деятельность в техническом вузе

В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.

Принцип индивидуализации в отечественной методике

В статье рассматриваются вопросы методики индивидуализированного обучения студентов-иностранцев. Использование индивидуализации помогает студентам приобрести навыки самостоятельной работы, а также получить более прочные знания.

Применение имитационных моделей в учебном процессе при изучении основ электроники

В статье рассматриваются методы подготовки бакалавров по направлению 27.03.05 Инноватика с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрено применение имитационной электронной модели при изучении дисциплины «Эле...

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете

Возможности ИКТ-технологий в процессе обучения (из опыта работы учителя географии)

В статье рассматриваются вопросы применения IT-технологий в преподавании предмета географии в области контроля, изучения и закрепления изученного материала. Возможности организации дистанционного обучения, сетевого взаимодействия учитель-учитель, учи...

Интегративно-поэтапный подход к формированию грамматической компетенции при обучении иностранному языку

Данная статья посвящена вопросам оптимизации процесса формирования грамматической компетенции у студентов в ходе изучения иностранного языка на основе интеграции современных и классических подходов и методов обучения. Особое внимание уделяется коммун...

Задать вопрос