В данной статье рассматривается сущность и правовое регулирование муниципального заказа, регламентированным Федеральным законом № 44-ФЗ, как один из специальных режимов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: муниципальный контракт, социальный заказ, бюджетный кодекс, правовое регулирование.
В наше время мы можем рассмотреть, что подразумевается под муниципальным заказом. Слово «Заказ» подразумевает назначение по запросу, требованию, для выполнения или доставки услуг, работ и товаров. Муниципальный заказ — инструкция для доставок товаров, выполнения работы, оказания услуг для муниципальных потребностей в решении вопросов, имеющих отношение к работе местного управления. Поэтому согласно статье 33 № 131 Федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы имеют право выступать клиентом в предоставлении необходимых услуг, для удовлетворения благосостояний и требований населения, чтобы осуществлять функции на покупку товаров, работ, услуги на основании муниципального заказа и, чтобы организовать аукцион [3]. Можем рассмотреть форму муниципального заказа на рис.1.
Рис. 1. Форма муниципального заказа
В работах знаменитых авторов, которые являются фактическими классиками, даны следующие определения Муниципального заказа (табл.1)
Таблица 1
Сущность, определения муниципального заказа
Авторы |
Сущность, определения муниципального заказа |
О. Е. Кутафин, В. Н. Фадеев |
Контракт местного управления с экономическим объектом для выполнения определенного вида работ, финансируемых из местного бюджета или муниципальных внебюджетных фондов |
Э. Маркварт |
Заказ муниципалитета на поставку товаров, оказания услуг или выполнения работ необходимых, выделяются средства муниципальным бюджетам или внебюджетным фондам, для гарантирования требований муниципалитета. Поэтому он выделяет, что много глав муниципалитетов и должностных лиц все еще не имеют точного представления, что такое муниципальный заказ, и, соответственно, каждый сообщает, что он означает под этим термином |
Рассмотрим мнение авторов О. Е. Кутафина и В. Н. Фадеева, их понимание муниципального заказа как набор контрактов, подписанных муниципалитетом для удовлетворения муниципальных потребностей, поэтому образование муниципального заказа — есть планирование, выбор исполнителей и заключение контрактов муниципального заказа [5]. Но если слово контракт синонимичен слову договор, то определение муниципального заказа является набор заключенных муниципальных контрактов для доставки товаров, работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета, на что в юриспруденции уделялось внимание.
А вот автор Э. Маркварт выделяет, что много глав муниципалитетов и должностных лиц все еще не имеют никакого точного представления, что такое муниципальный заказ [4]. С ним солидарны ряд исследователей, строится на том, что основное понятие должно вытекать из целей деятельности и функций местных органов власти. Они могут быть сформулированы, как гарантируя жизненные требования населения, живущего на территории муниципалитета. Затем муниципальному заказу действительно придется заявить, что назначение к экономическому объекту вышло и документально подтверждено, что финансирование есть из муниципального бюджета для выполнения работ, предоставления товаров или оказания услуг направленных на удовлетворение потребностей местного населения.
С 1 января 2000 года вступил в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации, статья 72 содержал норму «Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» государственный или муниципальный заказ представляет набор заключенных контрактов для доставки товаров, работ, оказания услуг за счет средств бюджета [1].
Муниципальный заказ — это набор подписанных контрактов. Контракт подписывается между местными управлениями и предприятиями, учреждениями и другими исполнителями муниципальных услуг. Более объемным представляется контракт, чья форма экономических и договорных отношений между местным управлением и исполнителем муниципальных услуг. Рассмотрим ряд общих признаков муниципального заказа на рисунке 2.
Рис. 2. Общие признаки муниципального заказа
Анализ муниципального заказа — это предложение местного управления, размещаемого на конкурентоспособной основе к экономическому объекту, чтобы выполнять работу, предоставлять услуги и товары, предназначенных для удовлетворения требований муниципалитета. Согласно функциям, которые в законодательном порядке предназначены для выполнения работ и оплаты их из средств местного бюджета или внебюджетных источников финансирования.
Муниципальные потребности нужно рассматривать как потребность муниципалитетов в развитии размещения коммунальных услуг, социальной сферы, транспортной инфраструктуру обеспечивающиеся за счет местных бюджетов. На рис.3 рассмотрим способы формирования муниципальных заказов.
Рис. 3. Способы формирования муниципального заказа
Согласно Федеральному закону от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2]. Что потребности муниципалитетов в товарах, работах, необходимых услугах для решения вопросов местного значения и выполнения отдельных государственных полномочий, к местным управлениям федеральными законами и (или) законам Российской Федерации, обеспечивающие за счет средств местных бюджетов, чтобы считать обязательства муниципалитетов является муниципальной потребностью.
Можно заметить, что особое внимание есть выплата муниципальному общественному строю, который показывает нам механизм выполнения социальных программ в муниципалитете и осуществляя соревнование проектов.
Содержимое муниципальных заказов и потребностей самостоятельно, рассмотрим формирование на рис 4.
Рис. 4. Формирование муниципального заказа
Марчук Н.А отмечает что задача бесприбыльной организации, исходящей из местных управлений об оказании резидентам социальных услуг, обеспеченных муниципальными социальными программами, оплачивается из средств местных бюджетных и внебюджетных фондов, у которых в правовых режимах целевое содержимое отличаются от местных бюджетов [4].
Трудная социальная и экономическая ситуация в стране вызвала потребность в таком механизме, для необходимости социальных программ по распределению денежных средств, для рациональных и эффективных использований фондов.
Социальный заказ это — распределение денег для социальных программ на конкурентоспособной основе.
Из этого материала выделим характерные признаки муниципального заказа:
- финансирование муниципального заказа из средств местных бюджетных или внебюджетных фондов муниципалитета;
- оказание услуг специального характера, чтобы обеспечить требования муниципалитета, т. е. потребности населения вообще;
- правовая природа заказа, заключается в назначении выполнения работы;
- предложение исходит из муниципалитета, это от местного общественного управления, но не от индивидуума.
Муниципальному заказ можно выделить, как конкретный гражданский контракт, направленный на выполнение заказа, предшествующий заключению контракта, в том числе образования заказа, регистрации предложений местными управлениями, заказом определяется сторона обращающейся за заключением контракта муниципального заказа с соответствующими органами местного управления. В нашем действующем законодательстве находящимся в Федеральном законе № 44-ФЗ, под размещением заказов понимается, что для доставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, или муниципальных потребностей осуществляют в заказе от органов местного управления, для определения поставщиков (исполнители, подрядчики) для заключения с ними муниципальных контрактов для доставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных потребностей [2].
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ (ред. 02.02.2006 г.)// СЗ РФ. 1998.№ 31. Ст. 3823.
2. Федеральный закон от 21.07.2005г. № 44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636.
3. Федеральный закон РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ред. от 29.12.2006г.)// СЗ РФ. 2003. № 40. Ст.3822.
4. Маркварт Э., Исупова С. С. Предупреждение коррупции на местном уровне посредством использования конкурсного размещения муниципального заказа — теория вопросов и практика применения: Материалы конференции МГИС. 2001.www.mgis2001.ru
5. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право РФ.-М.: Юрист, 2000. С. 292.