Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы России. Он должен своевременно и качественно обеспечивать потребности населения в грузо-пассажирских перевозках и транспортных услугах, а так же обеспечивать жизнедеятельность почти всех отраслей экономики страны и безопасности государства.
Железнодорожный транспорт играет большую роль в формировании рынка транспортных услуг и позволяет эффективно развивать предпринимательскую деятельность при взаимоотношениях с другими видами транспорта, составляющими транспортную систему страны. В условиях развивающихся рыночных отношений особенно важной становится его четкая организованность, ритмичность и надежность работы, качество предоставляемых услуг. При этом должна быть гарантирована полная безопасность движения, обеспеченны сохранность грузов и сохранность окружающей среды.
Одним из важнейших подразделений железнодорожного транспорта является локомотивное хозяйство. Локомотивное хозяйство обеспечивает перевозки грузов и пассажиров тяговыми средствами и содержание их в технически исправном состоянии, гарантируя полную безопасность движения и точное выполнение графика движения поездов.
Основными задачами локомотивного хозяйства является [1]:
- обеспечение технического обслуживания локомотивов;
- текущего ремонта;
- текущего ремонта;
- сохранность локомотивов;
- безопасность движения и обеспечение графика движения поездов;
- эффективность использования локомотивов;
- экономику производства;
- эксплуатационной работы.
Локомотивному хозяйству принадлежит одно из важнейших мест в обеспечении перевозочного процесса. Основное назначение локомотивного хозяйства — обеспечение заданных планом перевозок народнохозяйственных грузов и пассажиров исправными локомотивами.
Статистика отказов оборудования локомотивов за 2014г ряда локомотивных депо Иркутской области, представлена на рис.1. Анализ полученных результатов показал, что наибольшее количество отказов происходит в механической части локомотива.
Рис.1. Отказы оборудования локомотивов за 2014г.
Буксовый узел является одним из самых ответственных узлов механической части и для него важна долговечность и безотказная эксплуатация в течение установленных сроков службы. Чаще всего неисправности возникают при проходе кривых участков железнодорожного пути, где буксы испытывают большие осевые нагрузки. Буксовый узел требует высокой точности соблюдения технологического процесса ремонта и монтажа деталей. Сложность своевременного выявления неисправностей букс объясняется их конструктивными особенностями. Буксы закрыты и за короткое время стоянки локомотива на ПТО не предоставляется возможным проконтролировать состояние подшипников и деталей крепления.
Наиболее частыми причинами неисправностей буксового узла [2] являются: неисправность крепления, проворот внутреннего кольца, излом сепаратора, металлические включения или обводнение смазки, вследствие чего возникают нагрев и коррозия (рис.2).
Рис.2. Неисправности буксового узла за 2014г.
Статистика (рис.3) показала, что 30 % неисправностей возникают вследствие некачественного ремонта, связанного с несоблюдением технологических режимов, условий, причины которых могут быть не только в дисциплине, но и в недостаточных знаний порядка выполнения ремонтных операций [3, 4].
Рис.3. Причины неисправностей буксовых узлов
Проанализировав существующие технологические процессы ремонта буксовых узлов депо станции Иркутск-Сортировочный и ст. Вихоревка, было установлено, что имеются различия между тех. процессами. Например, значение зазора плавания сепаратора при ревизии первого объёма на ст.Вихоревка составляет 0,5–2,5мм при допустимом 0,5–2,2мм [1, П1]. Увеличение зазора может привести к излому сепаратора, следствием чего может стать сход локомотива.
Поэтому подробное изучение технологических процессов ремонта буксовых узлов тягового подвижного состава в ВУЗах железнодорожного транспорта является актуальной задачей. Решение поставленной задачи возможно при создание и внедрении лабораторно-практических комплексов обучения для специализированных и высших учебных заведений, что и было определено в качестве цели настоящих исследований, результаты которых будут представлены в ближайшее время.
Литература:
1. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава. ЦТ-330. Министерство Путей Сообщения Российской Федерации от 11.07.1995г.
2. Движение по поврежденному участку Транссиба полностью восстановлено РИА «Новости»
3. Крупные железнодорожные катастрофы. 1989–2007 гг. (рус.). РИА Новости. Проверено 12 августа 2014. Архивировано из первоисточника 19 августа 2014.
4. Аксёненко Н. Е. Приказ Министерства путей сообщения РФ № 18/Ц «О неудовлетворительном состоянии безопасности движения на Октябрьской железной дороге»