В статье рассмотрен процесс разработки ценовой стратегии предприятия, проведен анализ формирования цен на продукцию на примере производства и реализации металлопластиковых окон и конструкций, предложены направления совершенствования ценовой политики.
Ключевые слова: продукция, рынок, конъюнктура, стратегия, политика, цена, затраты, издержки, качество, лидерство по цене, оптимизация.
Актуальность проблем разработки ценовой стратегии в деятельности предприятий связана со следующими факторами:
1. ценообразование является важнейшим элементом комплекса маркетинга, средством управления, которое позволяет формировать объем прибыли предприятия;
2. свободное установление цены связано с решением ряда методических проблем: как формируется цена в рыночных условиях; какие критерии выбора можно использовать; каков порядок регулирования цен со стороны государства;
3. большинство мелких и средних предприятий не обладает достаточными ресурсами для активного использования методов неценовой конкуренции.
Выбор стратегии ценообразования, подхода к определению цены на новые продукты, регулирование цен на уже имеющиеся являются составной частью маркетинговой деятельности фирм. Разработка политики цен осуществляется с учетом внешних и внутренних факторов развития организации.
Процесс разработки традиционной ценовой стратегии предприятия представлен тремя этапами: сбор информации (I); стратегический анализ (II); формирование стратегии (III), рисунок 1.
Рис. 1. Этапы процесса разработки ценовой стратегии предприятия [2]
Ценовая политика ООО «Технотекс-КЕВ» строится на основании затратного метода, так как основную часть стоимости реализуемых предприятием металлопластиковых окон, конструкций и строительно-монтажных работ формирует себестоимость — её удельный вес составляет до 80 %. ООО «Технотекс-КЕВ» применяет метод ценообразования — «средние издержки + прибыль».
Для поощрения и привлечения покупателей и заказчиков ООО «Технотекс-КЕВ» использует также и различные системы скидок, позволяющие ООО не только своевременно реализовывать производимые объемы металлопластиковых окон и конструкций, но и стимулировать покупателя.
ООО «Технотекс-КЕВ» выступает как значимый (по доле рынка и объему продаж продукции) производитель и участник рынка металлопластиковых окон и конструкций Республики Мордовия, что предоставляет предприятию возможность, прежде всего, устанавливать цены на металлопластиковые окна и конструкции в аналогии с ценами на изделия ведущих предприятий отрасли — ООО «Баварские окна», ООО «ОкнаСтрой», «Окно в Европу» — ИП О. Е. Гаваева (стратегия «ценового лидерства»). Так, формирование ценовой политики ООО «Технотекс-КЕВ» обусловлено влиянием следующих факторов:
а) сезонного спроса. Спрос на продукцию ООО «Технотекс-КЕВ» подвержен колебаниям. В некоторые месяцы спрос на установку металлопластиковых окон снижается. Анализ выручки от реализации продукции ООО «Технотекс-КЕВ» с разбивкой по месяцам 2014 г. представлен нами в таблице 1.
Формирование объема продаж.
Таблица 1
Показатели выручки от реализации ООО «Технотекс-КЕВ» в 2014г.
Месяцы |
Строительно-монтажные работы (СМР) при установке |
Металлопластиковые окна |
||
Сумма, руб. |
темп роста к январю |
Сумма, руб. |
темп роста к январю |
|
январь |
405750 |
- |
399 246 |
- |
февраль |
273813 |
68,72 |
396 874 |
99,41 |
март |
602327 |
148,45 |
467 089 |
116,99 |
апрель |
1190446 |
293,39 |
1 465 396 |
367,04 |
май |
843018 |
207,77 |
742716 |
186,03 |
июнь |
1636817 |
403,41 |
1 030350 |
258,07 |
июль |
1281462 |
315,83 |
1 649 099 |
413,05 |
август |
2410578 |
594,10 |
902 459 |
226,04 |
сентябрь |
2524948 |
622,29 |
1 827 082 |
457,63 |
октябрь |
2506035 |
617,63 |
861 023 |
215,66 |
ноябрь |
1534057 |
378,08 |
983 286 |
246,29 |
декабрь |
974788 |
240,24 |
995 182 |
249,27 |
Итого |
16184039 |
- |
11719802 |
- |
Как видно из данных таблицы 1, по строительно-монтажным работам сопровождающим установку металлопластиковых окон наибольший оборот отмечается в ООО «Технотекс-КЕВ» с августа по ноябрь. Наименьший объём работ фиксируется в январе, феврале, марте и апреле. Объяснимо это сезонностью спроса на продукции и проведение строительно-монтажных работ соответственно. В зимние месяцы объёмы реализуемой ООО «Технотекс-КЕВ» продукции и соответственно строительно-монтажных работ меньше. Низкая температура воздуха не позволяет осуществлять подобные виды работ, такие как: установка металлопластиковых окон и алюминиевых конструкций. Вместе с тем в летние месяцы объёмы установок металлопластиковых окон ООО «Технотекс-КЕВ» и строительно-монтажных работ сопровождающих их установку увеличиваются, поскольку появляется больше заказчиков. По продукции, выпускаемой и реализуемой ООО «Технотекс-КЕВ» самый большой объём реализации достигнут в апреле и июле. Такому скачку объёма реализации металлопластиковых окон также есть логическое объяснение: сокращение сроков проведения строительно-монтажных работ по установке металлопластиковых окон высвобождает работников и способствует росту объема установок металлопластиковых окон.
б) оценка издержек. Поскольку ООО «Технотекс-КЕВ» не учитывает в должной степени влияние спроса на формирование цен на металлопластиковые окна, то не представляется возможным определить верхний уровень цены на продукцию ООО. Стоит отметить, что в ООО «Технотекс-КЕВ» присутствует оценка затрат, которая собственно и позволяет определить нижний уровень цены и ООО «Технотекс-КЕВ» определяет цену производимую и реализуемую продукцию исходя из издержек и предельно допустимой цены.
в) анализ стоимости (цен) и качества продукции предприятий-конкурентов. Общие черты, характерные для некоторых фирм (ООО «Баварские окна», ООО «ОкнаСтрой», «Окно в Европу» — ИП О. Е. Гаваева), действующих на рынке металлопластиковых окон и конструкций:
- сходная по большинству позиций номенклатура продукции;
- сравнительно равная максимальная мощность производственных мощностей.
Основное отличие между предприятиями-конкурентами состоит в качестве используемого оборудования для производства металлопластиковых окон и конструкций и технологиях их производства.
Выделим несколько предприятий-конкурентов осуществляющих свою деятельность на рынке металлопластиковых окон и конструкций Республики Мордовия, на котором реализует свою продукцию и ООО «Технотекс-КЕВ»:
- ООО «Баварские окна»,
- ООО «ОкнаСтрой»,
- «Окно в Европу» — ИП О. Е. Гаваева;
Проведем сравнительный анализ ценового предложения продукции ООО «Технотекс-КЕВ» ценовых предложений по продукции предприятий-конкурентов по металлопластиковым окнам конструкциям и СМР, таблица 2.
Таблица 2
Ценовые предложения ООО «Технотекс-КЕВ» на металлопластиковые окна, конструкции и СМР в сравнении с ценовыми предложениями и предприятий-конкурентов
Наименование товаров, услуг |
ООО «Технотекс-КЕВ» |
ООО «Баварские окна» |
ООО «ОкнаСтрой» |
Окно в Европу |
Металлопластиковое окно (двухстворчатое) с установкой в рассрочку, руб. |
15500 |
- |
18000 |
16000 |
Металлопластиковое окно (двухстворчатое) без установки, руб. |
12800 |
14000 |
16000 |
13500 |
Металлопластиковое окно (двухстворчатое) с установкой за наличный расчет, руб. |
13800 |
16000 |
16300 |
14500 |
Металлопластиковое окно (трехстворчатое) с установкой в рассрочку, руб. |
18800 |
- |
22500 |
20000 |
Металлопластиковое окно (трехстворчатое) без установки, руб. |
16100 |
18000 |
20500 |
17500 |
Металлопластиковое окно (трехстворчатое) с установкой за наличный расчет, руб. |
16800 |
20000 |
20800 |
18000 |
СМР на одно изделие |
2700 |
2000 |
2000 |
2500 |
Рассрочка платежа, мес. |
10 |
- |
3 |
6 |
Первый взнос, % |
10 |
100 |
50 |
25 |
В плане гибкости реагирования на покупательские предпочтения ООО «Технотекс-КЕВ» также имеет неоспоримые преимущества перед конкурентами. Наличие собственного производства металлопластиковых конструкций (основы металлопластиковых окон), широкого ассортимента фурнитуры и услуг позволяют быстро откликаться на различные конъюнктурные изменения рынка.
Ассортимент продукции и услуг ООО «Технотекс-КЕВ» и основных предприятий-конкурентов представлен в таблице 3.
Таблица 3
Ассортимент товаров и услуг ООО «Клементина» и ее конкурентов
Наименование товаров, услуг |
ООО «Технотекс-КЕВ» |
ООО «Баварские окна» |
ООО «ОкнаСтрой» |
Окно в Европу |
Производство металлопластиковых конструкций |
+ |
- |
- |
- |
Доставка и установка металлопластиковых конструкций |
+ |
+ |
+ |
+ |
Производство алюминиевых конструкций |
+ |
- |
- |
- |
Энергосберегающий стеклопакет |
+ |
- |
- |
+ |
Палитра цветов профиля |
+ |
- |
- |
+ |
Услуги по отделке внутренних откосов сэндвич-панелями |
+ |
- |
+ |
+ |
Изготовление солнцезащитных жалюзи |
+ |
- |
+ |
- |
Установка солнцезащитных жалюзи |
+ |
+ |
+ |
+ |
По данным таблицы 3 можно сделать вывод о том, что конкуренция на рынке металлопластиковых окон и конструкций достаточно высока, но при этом стоит отметить, что ООО «Технотекс-КЕВ» имеет все шансы занять большую долю рынка за счет одного из самых широких ассортимента металлопластиковых окон и конструкций, услуг и более высокого качества.
Кроме того, ни одно из предприятий-конкурентов ООО «Технотекс-КЕВ» не использует принцип единства поставок, по причине того что приоритетно их стремление приобретать комплектующие у различных фирм-производителей по более низким ценам. Данный аспект, во-первых, находит сильное отражение в части роста транспортных издержек. Во-вторых, не позволяет применять единую технологию и создает высокую вероятность в части несовпадения технических и иных параметров комплектующих изделий от разных поставщиков, что существенно снижает качество готовых металлопластиковых окон у фирм-конкурентов ООО «Технотекс-КЕВ».
Отличительной же особенностью ООО «Технотекс-КЕВ», как уже отмечалось, является именно принцип единство поставок. Установленные в ООО «Технотекс-КЕВ» производственные мощности, представляющие собой автоматизированную сборочную линию, предназначенную для сборки и обработки только тех комплектующих изделий, технические и прочие параметры которых отвечают строго определенным стандартам, гарантирующим исключительное качество готовой продукции ООО «Технотекс-КЕВ».
Также закупка ООО «Технотекс-КЕВ» производственного оборудования у одной и той же фирмы не только, а также и всего комплекта комплектующих и расходных материалов является идеальным сочетанием с точки зрения гарантии качества производимых ООО «Технотекс-КЕВ» металлопластиковых окон и конструкций.
ООО «Технотекс-КЕВ» является единственным предприятием, самостоятельно осуществляющим монтаж своей продукции (это неотъемлемая часть технологического процесса производства ООО). Некоторые из рассмотренных фирм-конкурентов привлекаются только для монтажа металлопластиковых окон или конструкций, что в итоге снижает качество предлагаемой продукции и сказывается на издержках производства металлопластиковых окон и конструкций конкурентов в сторону увеличения.
Таким образом, что касается качества готовых металлопластиковых окон и конструкций и услуг по их установке, ООО «Технотекс-КЕВ» будет являться несомненным лидером.
По итогам проведения анализа было выявлено, что проблемными аспектами ООО «Технотекс-КЕВ» в вопросах проработки ценовой политики являются следующие:
- ценообразование предприятия излишне ориентировано на издержки и не достаточно — на исследование спроса;
- цены предприятия в недостаточной степени и далеко не во всех случаях адаптированы к изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры, а также уровню развития предприятия;
- цены на продукцию предприятия недостаточно структурированы по сегментам рынка.
На основании проведенного анализа механизмов ценообразования на продукцию ООО «Технотекс-КЕВ» можно выделить следующие направления совершенствования ценовой политики, с учетом следующих факторов:
- конъюнктуры потребительского рынка (соотношения спроса и предложения на продукцию предприятия);
- укрепление конкурентных позиций предприятия на рынке;
- стоимость (цена) и качество продукции предприятий-конкурентов (ООО «Баварские окна», ООО «ОкнаСтрой», «Окно в Европу» — ИП О. Е. Гаваева);
- уровень обслуживания потребителей.
Разработка ценовой политики ООО «Технотекс-КЕВ» должна быть связана в первую очередь с обоснованием рациональной величины дифференцированных величин торговых (оптовых) надбавок на реализуемую продукции и определением возможностей по их оперативной корректировке в зависимости от конъюнктуры потребительского спроса на рынке, условий хозяйствования ООО и иных факторов. Все это позволит, в конечном счете, установить свободную розничную (оптовую) цену на продукцию ООО «Технотекс-КЕВ».
Литература:
1 Алклычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы / А. Алклычев // Экономист. — 2013. — № 5. — С. 14–18.
2 Эффективное ценообразование. / В. В. Герасименко. — Учебник для вузов. — М.: Финстатинформ, 2009. — 569 с.
3 Дерябин А. А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования / А. А. Дерябин — М.: Политиздат, 2010. — 345 с.
4 Никулина Р. Ф. О механизме саморегулирования цен / Р. Ф. Никулина — М.: Финансы. — 2011. — 212 с.
5 Ценовая политика организации / И. К. Салимжанов // Финансы — 2013. — № 8. — С. 33–38.