В условиях существенных преобразований в социально-экономической жизни, качественных изменений ценностей и потребностей нашего социума резко возросли роль и значение подготовки интеллигентных, нестандартно мыслящих, с развитыми коммуникативными способностями людей. В связи с этим возникла необходимость кардинальных изменений системы дополнительного, среднего и высшего образования, позволяющей на качественно новой основе осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов.
В ходе реформирования высшего образования предстоит ускорить переход к формированию специалистов широкого профиля, сочетающих глубокие фундаментальные знания и обстоятельную практическую подготовку, ориентированную на конкретную отрасль. В частности, речь идет о сфере физической культуры и спорта, потому как радикальные преобразования общественно-государственного и экономического характера, происходящие в настоящее время в вопросах занятости молодежи, и усиление роли и значения спорта в деле воспитания подрастающего поколения, не оставили в стороне и систему профессионально-спортивного образования, перспективы развития которой выдвигают новый социальный заказ на подготовку высококвалифицированного профессионала в области физической культуры и спорта (ФКиС).
За последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран, в том числе и России. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Постоянно совершенствуются и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирование.
Как известно, отрасли народного хозяйства с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода подразделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу, куда относится физическая культура и спорт. Выпускник соответствующих специальностей (022300 Физическая культура и спорт или 061100 Менеджмент организации) в рамках которых открыта специализация «менеджмент в физической культуре и спорте», согласно государственному стандарту высшего профессионального образования, должен быть подготовлен к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм с учетом отраслевой специфики, а также к работе в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных знаний экономики отрасли и экономики предприятия. Для этого одних дисциплин специализации недостаточно, нужны фундаментальные знания по общепрофессиональным экономическим дисциплинам (экономическая теория, бухгалтерский учет, финансы и кредит и т. д.) и технологическим дисциплинам, отражающим специфику конкретной отрасли (например, для отрасли физическая культура и спорт это будут: теоретические основы физической культуры и спорта, основы спортивной тренировки, история физической культуры и спорта).
Поставленным задачам, на наш взгляд, отвечает учебный план подготовки экономистов-менеджеров по специальности 060800 Экономика и управление на предприятии физической культуры и спорта, который реализован в Удмуртском государственном университете. Данный план — результат совместной работы специалистов Института экономики и управления университета и педагогического факультета физической культуры, прошел экспертизу УМО в области производственного менеджмента (г. Санкт-Петербург), а также был высоко оценен немецкими специалистами из Института экономики спорта и менеджмента (г. Кёльн) и Рурского университета (г. Бохум). Ниже приведены структура дисциплин учебного плана по блокам:
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
Математические и естественнонаучные дисциплины;
Общепрофессиональные дисциплины;
Специальные дисциплины;
Дисциплины специализации «Организация физической культуры и спорта».
Поскольку образовательную систему «учреждение дополнительного образования-вуз физической культуры» в действии характеризуют функциональные компоненты, необходимо рассмотреть, что они собой представляют.
Гностический компонент включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о целях системы и средствах их достижения, о состоянии объектов и субъектов педагогического воздействия на начальной стадии решения педагогических задач в процессе их решения и на завершающей стадии решения, о психологических особенностях учащихся, педагогов.
Проектировочный компонент включает действия, связанные с перспективным планированием заданий-задач (стратегических, тактических, оперативных) и способов их решения в будущей деятельности руководителей, педагогов и учащихся в направлении достижения искомых целей.
Конструктивный компонент включает действия по отбору и композиционному построению содержания учебной информации на предстоящем занятии, определению особенностей предстоящей деятельности педагогов и обучаемых.
Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогами и обучаемыми, подчиняя целям воздействия на учащихся взаимоотношения по вертикали (педагоги — обучаемые) и по горизонтали (взаимоотношения между педагогами, учащимися), мотивированием участников образовательного процесса к предстоящей деятельности, проникновением во внутренний мир участников образовательного процесса.
Организаторский компонент включает действия по реализации педагогического замысла конкретной организацией взаимодействия субъектов деятельности с объектами педагогического воздействия во времени и пространстве в соответствии с заранее сформулированной системой принципов, правил и предписаний, которым образовательный процесс должен удовлетворять на пути достижения искомого педагогического результата. Названные функциональные компоненты находятся в тесной взаимосвязи, общей для всех участников образовательного процесса.
Как видно из представленной структуры, знакомство с отраслевой спецификой начинается уже в блоке общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а заканчивается блоком дисциплин специализации «Организация физической культуры и спорта». Общее число часов теоретического обучения составляет 9882, из них на специальные дисциплины отводится 3186 часов. Кроме того, по окончании каждого курса предусмотрены следующие виды практик: ознакомительная по специальности, по информационным технологиям в физической культуре и спорте, по теоретическим основам физической культуры и спорта, производственно — профессиональная; преддипломная, с учетом которых число часов равно 10746. Итоговая государственная аттестация экономиста -менеджера по физической культуре и спорту включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен.
Литература:
1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С. 2–7.
2. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — Гл. 1У-У.
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -- М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
4. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки-(Методические основы развития физических качеств)/Под общей ред. А. В. Карасева. — М.: Лептос, 1994. — 368 с.
5. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического рая вития и физической подготовленности: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2004.- 192 с.
6. Матвеев Л. П. Профессионально-прикладные формы физическом культуры / Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.-Ч. 2.-Гл. Х1У-ХУ.
7. Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту и Российской академии образования от 16.07.02 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». — 6 с.
8. Селуянов В. Н. Научные и методические основы разработки инновационных спортивных педагогических технологий//Теория и практика физической культуры. — 2003. -№ 5. — С. 9.