Маркетинговый анализ выбора франчайзинга на территории Мордовии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.06.2015

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Саранцева, Е. Г. Маркетинговый анализ выбора франчайзинга на территории Мордовии / Е. Г. Саранцева, В. В. Начаркин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 494-496. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20179/ (дата обращения: 18.12.2024).

Данная статья предложена как вариант подбора на основе маркетинговых исследований правильного франчайзинга в регионе. В качестве показателей были учтены многие как социологические, так и экономические факторы воздействия.

Ключевые слова: франшиза, франчайзи, франчайзер, инвестиции, Мордовия, маркетинг.

 

На современном этапе развития российского общества все больший интерес для инициативных граждан представляет франчайзинг и франшиза. Никакие риски, сплошные выгоды, уже сформированная клиентская база, узнаваемый бренд — вот, что предлагает нам известные франчайзеры всего мира. Да и начинающие инвесторы зачастую соглашаются с этим, не до конца оценив риск данных инвестиций. Но так ли это?

Франчайзинг — коммерческая концессия вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передаёт другой стороне (франча́йзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Чем франшиза отличается от франчайзинга — тем, что платить вам придется за саму франшизу, а вот сделка франчайзинга может быть бесплатной. Стоимость франшизы (самого права) подразумевает выплату паушального взноса. Этот взнос однократный, и им вы, собственно и расплачиваетесь за покупку права. Чем более раскрученная компания франчайзер, тем выше стоимость франшизы.

Минусы франчайзинга обычно проявляются не сразу. На первых этапах все может идти вполне успешно. Явный минус — ограниченная самостоятельность действий со стороны франчайзи. Старожилы-предприниматели говорят, что франшизы подавляет какую-либо инициативность и творческое мышление. Это, частенько, губит сам бизнес. Даже при наличии отличной инновации, что может принести хорошую прибыль, франчайзи не может ей воспользоваться, согласно заключенному договору.

Второй минус — наличие многих «негласных» условий в договоре. Всем известно, что основная цель франчайзеров заработать и как можно больше. Поэтому у крупных брендов, которые предоставляют франчайзинг есть свои юристы, которые формируют договор таким образом, чтобы при любых условиях оказаться «в плюсе». В частности, за невыполнение различных «негласных» условий предполагается солидный штраф для франчайзи.

Третий — выплата первоначального взноса, и регулярных роялти. Первоначальный взнос у крупных брендов, таких как «Макдональдс» давно уже перешло за 500000 долларов. Роялти — регулярный взнос франчайзи, который увеличивает его расходы.

Четвертый — временный характер бизнеса. После окончания договора франшизы Вы фактически покидаете бизнес, без каких-либо компенсационных выплат. В том числе, Вы практически отдаете обратно всю заработанную репутацию в регионе обратно франчайзеру.

Конечно, есть и значительный плюсы: покровительство «большого брата», хорошие скидки, отработанная модель работы и организации деятельности. Кроме того, уже в самом начале о Вас будут знать Ваши клиенты.

Представление франшиз как варианта развития своего дела в Мордовии сформировалось не так давно. Вариантов выбора франшизы весьма широк. Уже открыты франшизы в сферах быстрого питания, сферах развлечения, торговли, финансово-кредитной сфере. Некоторые работают и приносят хороший доход, другие — закрываются.

К выбору франчайзинга следует подходить исходя из потребностей региона и его возможностей. Итак, для начала следует проанализировать основные макроэкономические показатели региона.

Итак, существенным показателем может стать среднедушевой доход населения в регионе. Итак, по данным Росстата среднедушевой доход составляет около 14432,8 руб. При этом, по стране среднедушевой доход составляет 25928,2 руб. Соответственно, при средней позиции 70–73 место из 83 (теперь с 2014 — из 85). Это говорит о том, что доходы региона низкие, что должно ограничивать выбор того или иного франчайзинга. То есть франчайзинг, где товары стоят очень дорого не смогут пользоваться в данном регионе хорошим спросом, что увеличит срок окупаемости франшизы. Помимо этого, это ещё говорит и о том, что наиболее оптимальным будет выбор франчайзинга с более низкой стоимостью первоначального взноса.

Важное значение также играет темпы инфляции в регионе. Начиная с периода ноября-декабря прошлого года (2014), темпы инфляции показывают значительные размеры. Это связано с влиянием импортируемой инфляции, а также проблем, связных с политическими отношениями стран. Так, Мордовиястат сообщает о том, что с начала 2015 года инфляция составила 6,3 % уже сейчас. Причем, в продовольственной сфере инфляция составила около 9,9 % за январь-март 2015 года. А в период октябрь-декабрь 2014 года — на 23,9 %. На непродовольственные товары инфляция воздействовала в размере 7,3 % за январь-март 2015 года. Отсюда вывод о том, что франчайзинг с долгосрочной окупаемостью также не подойдет региону в виду нестабильности инфляционных процессов в регионе, а также в виду сильного влияния со стороны внешнеполитических факторов. В частности, продовольственная сфера уже по ряду факторов (наибольшая зависимость от внешних факторов и колебаний в экономике) будет рассматриваться как неподходящая для развития как франчайзинг.

Кроме того, несмотря на систематическое снижение ключевой ставки (до 12,5 % на 30 апреля 2015 года) размер кредитор в банках для начала бизнеса остаются слишком высокими. Поэтому зачастую риск слишком велик, чтобы взять кредит под большую сумму ради дорогого франчайзинга. Большое значение будут играть собственные средства будущего франчайзи и его готовности идти на риск.

Развитость региона в целом как параметр — это также важный показатель выбора франшизы, так как чем более развит регион, тем более граждане заинтересованы в новых услугах, продуктах. Помимо этого, чем более развит регион, тем более забиты наиболее традиционные ниши бизнеса-франчайзинга. Итак, Мордовия занимает 68 место по размеру, среди других регионов и городов федерального назначения России, 62 место по численности населения. Причем плотность населения также не так велика — 30,96 человек на квадратный километр. Важный параметр ВРП региона — 66 место из 85 позиций со значением 104,3 млрд. руб. Хорошо развита отрасль сельского хозяйства. Существует лишь два города, обладающих способностью и перспективностью развития франчайзинга — Саранск и Рузаевка.

Тем не менее, по мнению Международной финансовой корпорации, Мордовия — второй по инвестиционной привлекательности регион.

Таким образом, исходя из этого, дополняем наш выбор франчайзинга такими фактами, как — регион не требуется совершенно новый продукт, так как он к этому не готов. Место расположения франчайзинга — Саранск, Рузаевка.

Итак, по мнению зарубежных авторов и некоторых экспертов России при выборе франшизы также необходимо учесть показатели самой компании, с кем будет заключен договор партнерства. Во-первых, компания должна быть «на слуху». Во-вторых, число закрывшихся франчайзинг проектов должно составлять менее 15 % вновь открывшихся. Это говорит об успешности работы и хорошей возможности вложиться в проект, так как предпринимательские риски действительно можно будет считать приемлемыми. Кроме того, компания, предоставляющая партнерскую программу, тем лучше, чем более прост и прозрачен их договор, чем больше помощи и привилегий компания предоставляет партнеру на первоначальном этапе развития.

Также учитывается качество продвижения марки в регионах и отнесение к сфере услуг/производства. Чем больше продвинут бренд, тем более он узнаваем для покупателей, то есть клиентская база потенциально создана. Сфера производства относительно дефицитна на франчайзинг, поэтому это важный критерий выбора франчайзинга. Но надо учитывать и их цену, со сроками окупаемости.

Также российские предприниматели-франчайзи часто подчеркивают, что перспектива развития франчайзинга уже переходит в «провинции», что связано с большими заработными платами и арендными платами в наиболее развитых регионах и городах страны.

Краткие выводы о выборе фарнчайзинга в Мордовии можно сформулировать следующие:

1.                  Бренд не должен быть слишком дорогим (инвестиции до 1 млн. руб.) Товар или услуга будущего франчайзинг проекта не должна быть непомерно большой в виду относительной бедности и неразвитости региона.

2.                  Бренд должен окупаться со сроком не более 3 лет. В виду нестабильности инфляции, внешних политических процессов.

3.                  Бренд должен быть с хорошей потенциальной клиентской базой и с хорошим коэффициентом успешного развития бизнеса за последние годы (срок успешного существования 5–10 лет).

4.                  Договор франчайзинга должен быть максимально прозрачен (минимум дополнительных условий договора).

5.                  Региону не требуется «сверхновые» проекты с инновационным товаром. В том числе, важно учесть занятость ниш — в частности продуктовая сфера (слишком занятая).

6.                  Необходимо учесть объемы потенциальных клиентов — малый регион, лишь 2 города до 300000 человек.

После введения всех критериев число вариантов франшиз остается достаточно большим.

Сократить число вариантов, так или иначе, придется. Это связано с кризисными явлениями в экономике. Как показывает практика и мнение опытных предпринимателей в данной сфере наиболее устойчивыми к кризису является определенный спектр сфер:

1 место — кофейни;

2 место — стрит-фуд;

3 место — хостелы;

4 место — товары для детей;

5 место — экспесс-услуги в сфере красоты.

Итак, 6 критерий — это устойчивость бизнеса как такового в современный реалиях (вышеперечисленные сферы бизнеса).

Итак, наиболее успешными франшизами в рамках данных сфер, исходя из всех критериев, перечисленных ранее, можно выделить следующие:

1 место: Exspress white — кабинетное отбеливание зубов, а также консультационные услуги по поводу отбеливания в домашних условиях набором от данной компании и, соответственно, продажа наборов для отбеливания. В том числе, «мобильное отбеливание». Инвестиции в проект составят порядка 100000 руб. Вступительный взнос отсутствует. Регулярные отчисления отсутствуют. Причем, выгодные условия подкрепляются большой потенциальной клиентурой — фактически доказано, что в Поволжье число граждан с нездоровыми зубами выше, чем в других регионах. Конкуренция на мордовском рынке услуг по отбеливанию пока что незначительна. Срок окупаемости: 5–7 месяцев.

2 место: Стардогс — сеть общественного питания (продажа хот-догов). Инвестиции около 500000 руб. Вступительный взнос (на 5 лет): около 25000 руб. Регулярные отчисления — 3 % — роялти, 1 % — рекламные отчисления. Срок окупаемости -1 год. Число конкурентов относительно много в городе Саранске, но не во всех регионах. Слабая конкуренция в городе Рузаевка.

3 место: My Coffee — сеть кофеен. Инвестиции от 280000 руб. Регулярные взносы — порядка 3000 руб. Срок окупаемости — 5–12 месяцев. Первоначальный взнос от 150000 руб. (в зависимости от квадратуры будущей кофейни). Конкуренция в некоторых районах город отсутствует практически полностью.

 

Литература:

 

1.                  Ватутин С. Клонирование бизнеса. Франчайзинг и другие модели быстрого роста // С. Ватутин, М. Тришин — П., 2012. — 192 с.

2.                  Рейтинг франшиз 2014–2015 / Франчбиз. — популярный сайт выбора франчайзинга. — [Электронный ресурс] — http://franch.biz/news/2208.

3.                  Ткалич Г. И. Система франчайзинга как инструмент модернизации российской экономики // Ткалич Г. И., Бесфамильная Е. В. — Вестник ЮРГТУ (НПИ). — 2010, № 2. — С. 111.

Основные термины (генерируются автоматически): регион, Мордовия, место, первоначальный взнос, срок окупаемости, выбор франчайзинга, Рузаевка, Саранск, франчайзинг, вступительный взнос.


Похожие статьи

Особенности выбора средств и методов рекламы в индустрии красоты на региональных рынках

В данной статье автор рассматривает особенности выбора средств и методов рекламы, а также специфику проведения рекламных кампаний предприятиями индустрии красоты. В качестве объекта исследования автором выбраны региональные рынки, в частности рынок В...

Франчайзинг в Чеченской республике: преимущества и недостатки

В предоставленной статье рассматриваются главные достоинства и недочеты организации бизнеса по системе франчайзинга в Чеченской Республике на образце разных компаний. Также эффективность ведения данной формы бизнеса и её последующие перспективы разви...

Конкурентный потенциал территории в региональном и муниципальном маркетинге

В статье рассмотрена сущность конкурентного потенциала территорий разного ранга, проанализированы виды маркетинга территории, предложена методика оценки конкурентного потенциала территории.

Маркетинговая поддержка стартапа по стадиям его жизненного цикла: результаты качественного исследования

В статье представлены результаты качественного эмпирического исследования роли маркетинга в развитии стартапа. Методология глубинного интервью включает в себя характеристику респондентов, а также тематический и динамический гайды. По результатам авто...

Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности

В статье автор рассматривает одну из прогрессивных форм предпринимательской деятельности — франчайзинг. Выделены особенности в сфере франчайзинговых правоотношений в России. Отмечены статистические данные, позволяющие спрогнозировать дальнейшее разви...

Проблемы франчайзинга на калининградском рынке

В статье анализируется структура регионального франчайзингового рынка. Проведённый анализ позволяет установить тенденции развития и распространения франчайзингового метода ведения бизнеса в Калининграде и области на современном этапе. Установлено, ч...

Анализ российского и зарубежного опыта формирования имиджа региона

В данной статье автор подробно разбирает отечественный и зарубежный подход к термину «имидж». С помощью сравнительного анализа выделены основные тезисы современных исследователей в области регионального имиджмейкинга. Также указаны методы конструиров...

Социальный вендинг в России

В настоящей статье рассматривается социальная значимость и польза социального вендинга. Рассматриваются проблемы развития социального вендинга в России. Анализируется нормативно-правовая база в области социального вендинга в России. Проводится анализ...

Анализ интернет-маркетинга в России

В данной статье рассматривается роль интернет-маркетинга в России, анализируются факторы, которые повлияли на развитие данного направления маркетинга, а также решение проблем, которые оказывают негативное влияние на данное направление.

Социальный маркетинг как инструмент решения социально значимых проблем Калининградской области

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «социальный маркетинг», сформулированы социальные проблемы Калининградской области и пути их решения с помощью применения элементов социального маркетинга. Объясняется взаимосвязь коммерческ...

Похожие статьи

Особенности выбора средств и методов рекламы в индустрии красоты на региональных рынках

В данной статье автор рассматривает особенности выбора средств и методов рекламы, а также специфику проведения рекламных кампаний предприятиями индустрии красоты. В качестве объекта исследования автором выбраны региональные рынки, в частности рынок В...

Франчайзинг в Чеченской республике: преимущества и недостатки

В предоставленной статье рассматриваются главные достоинства и недочеты организации бизнеса по системе франчайзинга в Чеченской Республике на образце разных компаний. Также эффективность ведения данной формы бизнеса и её последующие перспективы разви...

Конкурентный потенциал территории в региональном и муниципальном маркетинге

В статье рассмотрена сущность конкурентного потенциала территорий разного ранга, проанализированы виды маркетинга территории, предложена методика оценки конкурентного потенциала территории.

Маркетинговая поддержка стартапа по стадиям его жизненного цикла: результаты качественного исследования

В статье представлены результаты качественного эмпирического исследования роли маркетинга в развитии стартапа. Методология глубинного интервью включает в себя характеристику респондентов, а также тематический и динамический гайды. По результатам авто...

Франчайзинг как особый вид предпринимательской деятельности

В статье автор рассматривает одну из прогрессивных форм предпринимательской деятельности — франчайзинг. Выделены особенности в сфере франчайзинговых правоотношений в России. Отмечены статистические данные, позволяющие спрогнозировать дальнейшее разви...

Проблемы франчайзинга на калининградском рынке

В статье анализируется структура регионального франчайзингового рынка. Проведённый анализ позволяет установить тенденции развития и распространения франчайзингового метода ведения бизнеса в Калининграде и области на современном этапе. Установлено, ч...

Анализ российского и зарубежного опыта формирования имиджа региона

В данной статье автор подробно разбирает отечественный и зарубежный подход к термину «имидж». С помощью сравнительного анализа выделены основные тезисы современных исследователей в области регионального имиджмейкинга. Также указаны методы конструиров...

Социальный вендинг в России

В настоящей статье рассматривается социальная значимость и польза социального вендинга. Рассматриваются проблемы развития социального вендинга в России. Анализируется нормативно-правовая база в области социального вендинга в России. Проводится анализ...

Анализ интернет-маркетинга в России

В данной статье рассматривается роль интернет-маркетинга в России, анализируются факторы, которые повлияли на развитие данного направления маркетинга, а также решение проблем, которые оказывают негативное влияние на данное направление.

Социальный маркетинг как инструмент решения социально значимых проблем Калининградской области

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «социальный маркетинг», сформулированы социальные проблемы Калининградской области и пути их решения с помощью применения элементов социального маркетинга. Объясняется взаимосвязь коммерческ...

Задать вопрос