В статье рассматривается опыт использования нетрадиционных коррекционных-развивающих технологий арт-терапии, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с задержкой психического развития с целью дальнейшего внедрения в практику общеобразовательных школ для успешного осуществления инклюзии обучающихся, воспитанников с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: инклюзия, нетрадиционные технологии, пластилинография, светоизотерапия, шнуровальный планшет, пескотерапия, планшет «Мобильная аппликация», геоконт Воскобовича, театр пальчиковых кукол, ниткопись, ватопись, оригами.
This article discusses the experience of using non-traditional correctional-developing technologies of art therapy, used in working with students, students with mental retardation to further implementation of secondary schools for the successful implementation of inclusion pupils with special educational needs.
Keywords: inclusion, alternative technologies, plastilinovaya, Svetozara, suroviny tablet, sand therapy, the tablet «Mobile application», geocent of Bosconovich, theatre, finger doll,Nikopol, Vatopedi, origami.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбор того или иного варианта обучения и воспитания ребенка остается за его родителями или лицами, их заменяющими. [1] Современность введения инклюзивного образования обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Количества таких детей увеличивается с каждым годом.
Характеризуя сложившуюся обстановку в общеобразовательных школах, следует отметить, что число обучающихся, воспитанников начальной школы, которые не справляются с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20–25 лет возросло в 2–2,5 раза (35 % и более). Слабое здоровье дошкольников затрудняет их адаптацию к школьным нагрузкам.
Интенсификация учебного процесса приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка. Ситуация усложняется такими факторами, как создание сети гимназических, лицейских классов и тяжелых образовательных программ без должной предварительной подготовки, и, как следствие, тенденция к увеличению в общеобразовательной школе детей с недостатками в обучении и в развитии.
Большую группу риска школьной дезадаптации составляют учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР). Системное и комплексное изучение задержки психического развития особенно активно началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века. Ученые, внесшие существенный вклад в решении этой проблемы:Т. А. Власова, Л. С. Выготский, Н. С. Певзнер, В. М. Астапов,В. М. Лубовский, Т. А. Власова, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, Г. Е. Сухарева, на который до сих пор опираются современные педагоги.
У детей с ЗПР страдает сфера коммуникации. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы — страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
У детей с ЗПР наблюдается изменение в способах коммуникации. Возникают проблемы в развитии нравственно-этической сферы — страдает сфера социальных эмоций, дети испытывают трудности в отношениях со сверстниками, нарушаются эмоциональные контакты с взрослыми, близкими людьми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
При задержке психического развития усложняется социальное развитие ребенка, его личностное становление — формирование самосознания, самооценки, системы «Я«. Дети с ЗПР безынициативны, инфантильны, их эмоции неяркие, они затрудняются выразить свое эмоциональное состояние, не понимают состояний других людей. Сегодня повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе вообще и наиболее ярко выражена у детей с ЗПР. Сильно страдает регулятивная сторона поведения. [2]
К сожалению, лишь в последнее время, с увеличением числа детей с проблемами в развитии, стало уделяться больше внимания коррекционной педагогике и психологии.
Предполагается, что в современной педагогике нетрадиционные технологии вполне применимы к детям с ЗПР.
Предлагаемый мною опыт применнения нетрадиционных технологий коррекции является результатом работы с детьми с задержкой психического развития в ГКОУ РО школе VII вида № 7 г. Азова и может быть использован в практике учителей общеобразовательных школ.
Среди множества коррекционно-развивающих технологий, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с ЗПР, особое внимание заслуживает направление арт-терапия.
Слово арт-терапия сейчас встречается часто и знакомо многим, но не все знают, что именно скрывается за этим красивым названием. Лечение искусством (art — искусство, therapy — лечение) берет на вооружение самые разнообразные виды творческой деятельности человека, с целью оказания помощи ему в решении психологических проблем. Арт-терапия соединяет в себе различные области знания — медицину, психологию, культурологию, педагогику, и др. Её основой выступает художественная практика, Язык искусства — красок, линий, форм и образов — говорит нам о том, что зачастую очень сложно выразить при помощи слов. В ходе занятий арт-терапии обучаемые, воспитанники вовлекаются в изобразительную деятельность, имеющую огромную целительную силу.
Пластилинография — это один из новых жанров в изобразительной деятельности, появившийся сравнительно недавно.
Понятие “пластилинография” имеет два корня: “графия” — создавать, рисовать, а слово “пластилин” подразумевает материал, с помощью которого воплощается исполнение замысла. Жанр пластилинография представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением как традиционных, так и нетрадиционных техник и материалов.
Рисование пластилином — редко встречающийся вид живописи. Использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилинографии поистине уникальна. Обучающиеся, воспитанники приобретают новый сенсорный опыт — чувство пластики, формы и веса. Дети учатся планировать и доводить работу до конца. Рисование пластилином помогает подготовить руку ребенка к письму, что является большим подспорьем учителю начальных классов. Рисование пластилином стала неотъемлемой частью коррекционных занятий с обучающимися, воспитанниками 1 класса в коррекционной школе.
Пластилинографию можно использовать как при организации внеурочной деятельности с обучающимися с ЗПР и нарушением интеллекта, так и в учебной деятельности. [3]
Светоизотерапия — письмо и рисование кистями и красками разных размеров, ладошками, пальцами рук, маркерами. Рисование осуществляется либо по образцу, либо по подложке самостоятельно. В процессе изобразительной деятельности идет воздействии света 12 цветов в зависимости от психоэмоционального и соматического состояния ребенка. Светоизотерапия — это особый универсальный язык восприятия мира. Метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Светоизотерапия — это слияние двух терапевтических методов — изотерапия и светотерапия (фототерапия). Очень эффективны упражнения с использованием cветоизотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психо- и физиопрофилактический фактор. Использование данной технологии позволяет помочь ребёнку самому справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию, укрепить соматическое здоровье.
В системе различных направлений арт-терапии светоизотерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в процессе изобразительной деятельности, используемой в целях коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами. Большинство авторов, затрагивающих в своих публикациях тему арт-терапии, она понимается как система здоровьесберегающих воздействий, либо как одна из форм психотерапии, основанная на занятиях изобразительным творчеством. А в сочетании со световым воздействием здоровьесберегающая направленность значительно возрастает.
Данную технологию можно использовать как для организации внеурочной деятельности детей с ЗПР и нарушением интеллекта, так и в урочной деятельности. [4]
Шнуровальный планшет относится к спектру технологий арт — терапии. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами коррекции и развития школьников с ЗПР единодушно сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются высшие свойства сознания: координация, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики очень важно еще и потому, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы одеваться, чтобы писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. Регулярные занятия с игровым шнуровальным планшетом не только тренируют пальчики, но и развивают речь и умственные способности ребенка. Шнуровальный планшет — это сразу и интересная логическая игра, и тренажер для развития мелкой моторики, и плоскостной конструктор для моделирования и художественного творчества. Разноцветными шнурками ребенок учится изображать на поверхности планшета простые контурные картинки: архитектурные сооружения, животных, людей, технику и многое другое. [5]
Большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесли такие нетрадиционные технологии арт-терапии как:
1. Пескотерапия (игра с песком на стекле: рисование, представление, письмо в «песчаных тетрадях», изображение на мокром песке). [6]
2. Упражнения на планшете «Мобильная аппликация» (аппликация из фигур разных геометрических форм, стилизованных фигур, сочинение предметных, сюжетных картинок, орнаментов, проектов, «постановка» сказок).
3. Упражнения на геоконте Воскобовича (рисование цветными резиночками композиций, орнаментов из геометрических фигур, составление проектов, конструирование букв, цифр и. т.д.).
4. Игрушечный кукольный театр с использованием пальчиковых кукол. [7]
5. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге или фетре). [5]
6. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге). [5]
7. Оригами (самобытное японское искусство складывания фигурок из бумаги с целью укрепляения у обучающихся, воспитанников способности работать руками под управлением сознания, совершенствования мелкой моторики рук, точных движений пальцев, упражнения глазомера, чёткого согласования рук и глаз).
Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей. С ростом знаний в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, создаются новые отрасли знаний и методики. Проблема заключается в своевременной активной «пропаганде» нововведений среди педагогов, психологов и умелого сочетания комплекса психолого-педагогических дисциплин с новыми нетрадиционными подходами.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации».
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К. С. Лебединской. — М., 1982.
3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» — 1,2. — М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
4. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с
5. Развиваем руки — чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Пособие для родителей. / Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топрокова И. Г., Щербинина С. В. — Ярославль: “Академия развития”, 1997. 192 с.
6. Рудова А. С. Коррекция аутизма и заболеваний аутистического спектра методом песко-арома-музтерапии. — [Электронный ресурс]: Режим доступа:http:// www.centr_ razvitia. ucoz. ru/ index
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — Нижн.Новгород: Флокс, 1995. — 32