Ключевые слова: жанр, информационные жанры, публицистические жанры, корпоративная пресса, газета «Акционер».
На сегодняшний день корпоративные СМИ мало изучены и, как следствие, слабо представлены в исследовательской журналистике. В первых опубликованных статейных материалах по корпоративным изданиям изучалась типология корпоративной прессы, виды, функции и задачи корпоративных СМИ России, их специфика и назначение. Корпоративные издания рассматривались Д. А. Мурзиным, Ю. В. Чемякиным, А. Ю. Горчевой и т. д. Анализ жанрового своеобразия корпоративной прессы позволит установить наиболее популярные формы в таких изданиях, что, в дальнейшем, может послужить основой для классификации жанров корпоративных изданий.
В данной статье, на основе анализа публикаций в корпоративных изданиях (2012–2014 гг.), выпускаемых ОАО «НК «Роснефть-Нижневартовск», попытаемся установить их жанрово-тематическое своеобразие. Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по системе СМИ, специальных курсах и семинарах по корпоративной прессе по направлению подготовки «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью» в высших учебных заведениях.
Корпоративная газета «Акционер» издается ЗАО департаментом информации и рекламы ОАО «НК «Роснефть» с 2007 года. «Акционер» — периодическое издание, выходящее 1 раз в год тиражом 999 экземпляров. Помимо этого газета распространяется в электронном виде в филиалы Роснефти по всей России. Газета цветная, имеет 12 полос. Первый выпуск газеты имел 4 основные тематические рубрики: о дивидендах; этапы развития; экономика и финансы; экскурс в историю.
«Акционер» издается для держателей акций ОАО «НК «Роснефть». Целью издания является обеспечение информационного сопровождения встреч миноритарных акционеров с руководством предприятия. Тем не менее, строгой привязки к названной аудитории нет, т. к. газету читают и персонал, и партнеры, и акционеры и т. д. Аудиторию привлекает «образ будущего», который связан с целостной перспективой ОАО «Нефтяная компания «Роснефть-Нижневартовск» и страны. Также привлекает внимание читателей внешний дизайн газеты «Акционер»: образный стиль материалов, тематика, иллюстрации, современная верстка.
Тематику газеты можно назвать смешанной, так как статьи в ней имеют и деловую, и отраслевую, и информационную направленность. На страницах газеты «Акционер» освещаются следующие темы: энергосбережение, экономика региона, экологическая безопасность, стимулирование ресурсосбережения, развитие нефтяной отрасли, корпоративная культура и т. д. В интересах своей целевой аудитории, газета освещает корпоративные, технические и технологические новации, распространяет передовой опыт, служит трибуной для внутренних дискуссий по направлениям корпоративной политики.
Выпуски газеты за 2012–2014 годы имеют как постоянные рубрики, так и новые. В приведенной ниже таблице показана сравнительная характеристика рубрик за указанный период.
Таблица 1
Названия рубрик газеты «Акционер» за 2012–2014 гг.
|
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Представленные рубрики |
Обращение к акционерам; Бизнес-итоги; Событие года; Акции «Роснефти»; Запасы и ресурсы; Социальная политика; Общественная деятельность. |
Официально; Партнерство; Событие; Стратегия; Технологии; Учетная система рынка ценных бумаг; Депозитарное обслуживание; Общество. |
Передовые рубежи мировой энергетики; География лидера; Ценные бумаги; Депозитарное обслуживание; От первого лица; Ответственность перед обществом. |
Количество рубрик |
7 |
8 |
6 |
Как видно из таблицы 1, количество рубрик и их именование в газете непостоянно. Некоторые из них меняют только заглавие, а в текстах освещаются одни и те же события из года в год. Например, постоянно действующая рубрика, связанная с общественной деятельностью, представлена такими именованиями «Общественная деятельность» (2012 г.), «Общество» (2013 г.), «Ответственность перед обществом» (2014 г.) Эта рубрика примечательна еще и тем, что неизменно является заключительной в номере.
Рассмотрим жанр обращение, на примере обращения председателя совета директоров Александра Некипелова. Публикация находится под рубрикой «Обращение к акционерам», которая располагается на одной полосе газеты «Акционер». Рубрика содержит небольшую колонку, кратко рассказывающую о ключевых событиях 2011 года и два обращения: от председателя совета директоров ОАО «НК «Роснефть» и от президента компании. Они традиционно приветствуют читателя в каждом номере газеты.
Выявим специфику обращения. Автор обращения подводит итоги предыдущего года, информирует читателя о главных достижениях компании: «В 2011 г. добыча Компании выросла на 2,4 % при росте общероссийского показателя чуть более чем на 1 % <…>. В 2011 г. В целях развития научно-исследовательской деятельности «Роснефти» было инвестировано 8,55 млрд. руб».. Статья содержит большое количество информации, однако в ней также присутствуют оценочные суждения и комментарии А. Некипелова: «Безусловно, ключевым событием прошедшего года стало заключение беспрецедентного соглашения о стратегическом сотрудничестве с компанией ExxonMobil <…>». Коммуникативная цель обращения заключается и в обозначении действий, которые намерен предпринять адресант: «Впереди еще очень много работы, но уверен, что менеджмент приложит все усилия для успешного завершения программы модернизации». В конце обращения автор, проанализировав успехи компании в 2011 году, приходит к определенному выводу: «…Успешные итоги деятельности подтверждают верный выбор стратегических приоритетов и позволяют рассчитывать на дальнейшее устойчивое развитие «Роснефти» на благо акционеров».
Данную статью можно отнести к группе аналитических жанров, т. к. она содержит анализ, субъективный взгляд на произошедшие в 2011 году события, связанных с деятельностью компании. Коммуникативная цель обращения состоит в донесении до аудитории позиции автора и его эмоций. Обязательными структурными элементами являются: обращение к адресату; обозначение события, послужившего поводом для обращения; описание важности события; призыв к действию
Примером использования жанров PR-текстов в корпоративном издании «Акционер» является публикация «Ставка на розницу». Это единственная статья рубрики «Бизнес-итоги», занимающей одну полосу. Публикация дополнена диаграммами и таблицей, в которых показывается динамика производственных показателей. В тексте говорится о росте показателей в различных сферах деятельности компании: «По итогам 2011 года НК «Роснефть» удалось упрочить свое положение в качестве лидера российской нефтяной отрасли, существенно улучшив ряд производственных показателей. Наибольший рост был достигнут в сферах геологоразведки и добычи нефти и газового конденсата, экспорте нефти, а также розничной реализации нефтепродуктов». Далее в тексте подробно рассматривается изменение качественных показателей в каждом из направлений. Статья носит информативный характер и наиболее подходит под описание жанра пресс-релиза: в тексте излагаются результаты определенного изучения предмета, отсутствуют авторские эмоции, она информирует читателя о достижениях компании, при этом не является явной рекламой «Роснефти». Данную статью можно отнести к группе информационных жанров, т. к. она содержит фактологическую презентацию события.
Публикация «Покорение Арктики» принадлежит рубрике «Событие года», которая занимает две полосы газеты и содержит две статьи, а также небольшой материал, посвященный международным проектам компании. «Покорение Арктики» начинается на первой полосе, из чего можно сделать вывод, что событие, описываемое в ней — самое важное для компании в 2011 году. Из лида мы узнаем главное содержание статьи: «Ключевым событием 2011 года для НК «Роснефть» стало подписание беспрецедентного соглашения о стратегическом сотрудничестве с американской компанией ExxonMobil. Это соглашение позволит «Роснефти» не только реализовать масштабные проекты по освоению российской шельфовой зоны северных и южных морей, но и получить привлекательные активы за рубежом, а также привлечь новых российских и зарубежных партнеров». Далее следует информация о важности сделки и подробное хронологическое описание событий, связанных с соглашением двух компаний. Материал статьи «Покорение Арктики» являет собой новость, подробно описывает цепь событий в хронологической последовательности. Публикация детальна, но в то же время изложена без лишней экспрессии. Данная статья характеризуется глубоким анализом предмета освещения, многогранным исследованием причинно-следственных связей, что позволяет отнести статью к аналитическому жанру журналистики.
Публикация «Передача акций по наследству» находится под рубрикой «Учетная система рынка ценных бумаг», которая занимает две полосы «Акционера». Материал подготовлен генеральным директором ООО «Реестр-РН», который развернуто, поэтапно описывает процесс передачи акций по наследству, дает рекомендации, извещает аудиторию о возможном порядке действий. Автор подкрепляет свои слова статьями гражданского кодекса РФ, он выступает в качестве эксперта, соответственно, его мнение является авторитетным. Статья напоминает информационный жанр журналистики — заметку-совет. Но размер материала намного превышает объем заметки, тем более мини-совета. По объему «Передача акций по наследству» более подходит под аналитический жанр рекомендации, однако аналитики как таковой в тексте не наблюдается. Данную статью можно обозначить как «информационный развернутый совет».
Еще один пример использования информационных жанров — публикация «Хроники Арктики». Она занимает целую рубрику «Стратегия». Публикация освещает процесс освоения шельфа Арктики, а также факты, связанные с этим процессом. Факты не имеют «мостиков», каждый представляет отдельное сообщение. Объединена эта подборка лишь единой темой. Жанр статьи заявлен в ее названии — это хроника. Хроника относится к группе информационных жанров, сообщения в ней констатируют наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем, что можно увидеть в материале «Хроники Арктики».
Публикация «Депозитарное и брокерское обслуживание физических лиц в ОАО «ВБРР» подготовлена специалистами Всероссийского банка развития регионов, которые отвечают на наиболее частые вопросы клиентов относительно работы депозитария и брокерского обслуживания в банке. Ответы на вопросы делятся на две тематические группы: «брокерское обслуживание» и «депозитарное обслуживание». Материал строится в вопросно-ответной форме, где вопрос — информационный повод. Все ответы в статье имеют единый стиль и даются компетентным лицом. В целом, при прочтении статьи возникает иллюзия интерактивности, поэтому можно сделать вывод, что материал написан в информационном жанре вопрос-ответ.
«Итоги 2013 года в оценке вице-президентов ОАО «НК «Роснефть» — публикация, располагающаяся под рубрикой «Авторитетная оценка». Она занимает две полосы издания и состоит из небольших частей, каждая из которых представляет собой оценку одного из вице-президентов «Роснефти». Рассмотрим подробнее два высказывания: Эрика Мориса Лирона, первого вице-президента, курирующего блок «Разведка и добыча», и Андрея Вотина, вице-президента по капитальному строительству. Каждый из них оценивает итоги года со своего ракурса, относительно своей области деятельности. Оба высказывания кратко освещают главные события прошедшего года: «Компания обеспечила уверенный рост добычи и достигла максимального уровня в 189,2 млн. тонн нефти. Прирост добычи нефти относительно 2012 года составил 15,6 % <…>, в ОАО «НК «Роснефть» снижена аварийность промысловых трубопроводов» (Эрик Морис Лирон). «<…> в полном объеме выполнены планы по освоению и вводу объектов капитального строительства», <…> было завершено формирование целевой системы управления капитальным строительством…» (Андрей Вотин). Оба вице-президента высказываются по одной теме, но с разных сторон. Их суждения носят сугубо информационный характер. Статья представляет собой оценку событий прошедшего года несколькими людьми, из чего можно сделать вывод, что материал написан в жанре опроса.
Рассмотрим еще одну публикацию — «Высокие ориентиры». Она принадлежит рубрике «Ответственность перед обществом», в которой традиционно освещается общественная деятельность «Роснефти». «Высокие ориентиры» повествует о проводимых «Роснефтью» мероприятиях и социальной политике компании. В материале дается информация о панораме мероприятий, организованных компанией. Подводится итог общественной деятельности предприятия. Эту статью можно соотнести жанром обозрения. Здесь приводится информация о прошедших мероприятиях и социальных вложениях. После прочтения данной публикации в сознании аудитории формируется позитивный образ компании. Статья выполняет функцию неявной имиджевой рекламы.
На примерах анализа статей газеты мы можем наблюдать, что жанровая направленность газеты разнообразна. В диаграмме представлена динамика использования тех или иных жанров корпоративной газетой «Акционер» за 2012–2014 годы:
Рис. 1. Динамика жанров газеты «акционер» за 2012–2014 гг.
Таким образом, проведенный анализ корпоративной газеты «Акционер» Открытого Акционерного Общества «Нефтяная Компания «Роснефть-Нижневартовск» позволил выделить типологические особенности жанра корпоративной прессы. Корпоративное издание «Акционер» является двухсторонним коммуникатором между персоналом и управлением, PR-инструментом компании, и публикует тексты в некоторых жанрах public relations:
- оперативно-новостные жанры (приглашение, имиджевая статья, интервью);
- исследовательско-новостные жанры (бэкграундер, лист вопросов-ответов, рейтинг, мониторинг, обозрение);
- фактологические жанры (факт-лист, биография, хроника);
- исследовательские жанры (заявление);
- образно-новостные жанры (байлайнер, поздравление, обращение, письмо, совет);
- медиатексты (имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори);
- смежные тексты (слоган, резюме, пресс-релиз).
Если классифицировать вышеуказанные жанры по группам, то станет очевидно, что большинство из них принадлежит информационным и аналитическим жанрам, т. е. художественно-публицистический жанр не распространен в корпоративной прессе. Таким образом, корпоративное издание «Акционер» представляет собой слияние информационных и коммуникативных практик журналистики и PR.
Литература:
1. Бабкин, А. Ю. Корпоративные издания: феномен и типология // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: филологические науки и проблемы образования. — М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2008.
2. Горчева, А. Ю. Корпоративные издания // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. № 2, 2008.
3. Мурзин, Д. А. Феномен корпоративной прессы // М. Хроникер, 2005.
4. Плигина, Е. С. Корпоративное издание как ресурс формирования имиджа (на материале изданий предприятий нефтяной промышленности) // Журнал «Бизнес. Общество. Власть». № 6, 2011.
5. Пресс-центр ОАО «НК «Роснефть» // http://www.rosneft.ru/news/ (электронный ресурс).
6. Чемякин, Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности // Екатеринбург: Издательский дом «Дискурс Пи», 2006.