Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 09.06.2015

Статья просмотрена: 939 раз

Библиографическое описание:

Белькова, А. Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога / А. Е. Белькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 896-898. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20200/ (дата обращения: 16.11.2024).

Учебно-ознакомительная практика бакалавра-филолога является видом учебной деятельности, которая формирует специальные компетенции и профессионально-личностные качества студентов. Возникла необходимость создания таких средств, форм и методов проведения учебно-ознакомительной практики студентов, которые способствовали бы самообразованию и самовоспитанию будущих учителей при новых, сокращенных сроках, отводимых на практику. Основными структурно-содержательными изменениями, обеспечивающими решение поставленных профессионально-адаптационных задач с помощью новой модели учебно-ознакомительной практики, являются: мастер-классы, семинары, практические задания, направленные на изучение сведений об образовательной организации.

Ключевые слова: учебно-ознакомительная практика, пассивная практика, установочная конференция, итоговая конференция, бакалавр-филолог, профессионально-адаптационные проблемы, новая модель учебно-ознакомительной практики.

 

Приоритетные направления развития образовательной системы основываются на идее радикального изменения сложившихся форм и методов обучения, что является актуальной научной проблемой. Учебно-ознакомительная практика бакалавра-филолога является видом учебной деятельности, которая предоставляет возможность моделировать собственное научное исследование, формировать специальные компетенции и профессионально-личностные качества и характеристики студентов. Установленные Государственным стандартом высшего профессионального образования требования к учебно-ознакомительной практике предполагают создание новой программы её организации. В условиях двухуровневой системы образования ВПО сроки учебно-ознакомительной практики студентов-бакалавров сократились, по сравнению с практикой студентов-специалистов.

Таким образом, возникла необходимость создания таких средств, форм и методов проведения учебно-ознакомительной практики студентов, которые способствовали бы самообразованию и самовоспитанию будущих учителей при новых, сокращенных сроках, отводимых на практику.

Учебно-ознакомительная практика будущих бакалавров филологического образования является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО III поколения по направлению подготовки 44.03.01 / 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Филологическое образование», квалификация — бакалавр.

Практике предшествует изучение дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия («Русский язык и культура речи», «Психология», «Педагогика (общая)», «Введение в педагогическую деятельность» и др.).

Для успешного прохождения учебно-ознакомительной практики бакалавры-филологи должны:

Знать: сущность и структуру образовательных процессов; способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; способы построения межличностных отношений в группах разного возраста.

Уметь: осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы, обобщать, выделять главное, планировать деятельность в соответствии с поставленными целями; учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные).

Владеть:навыками переработки и хранения информации, представления информации в различных формах; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; способами осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности.

Знания, умения и навыки, отрабатываемые и закрепляемые в результате прохождения учебно-ознакомительной практики необходимы для успешного освоения последующих дисциплин, которые изучаются на 3–4 курсе, а также для прохождения педагогической и преддипломной практики в 7 и 8 семестрах. В результате прохождения учебно-ознакомительной практики студент должен выработать умения организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, работать в профессиональных коллективах; принимать организационные решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Учебно-ознакомительная практика является одной из форм профессионального обучения в НВГУ и проводится на базе образовательных учреждений г.Нижневартовска и Нижневартовского района разных типов (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и т. д.). Практика проводится в 6 семестре и продолжается 3 недели. Группы формируются в составе 5–6 человек на одного методиста (в соответствии с карточкой учебных поручений). Методистами по практике являются преподаватели кафедры филологии и массовых коммуникаций.

Основными целями практики являются:

-          формирование целостного представления о профессии филолога;

-          ознакомление с нормативно-правовыми документами, образовательными стандартами, регламентирующих образовательную деятельность школы;

-          воспитание профессиональной этики;

-          приобретение индивидуального опыта в процессе самостоятельной работы.

Задачи практики определяются в соответствии с поставленными целями. Общая задача практики: ознакомление с организацией работы образовательного учреждения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия):

-          цели деятельности и их структура;

-          деятельность организации (учебная, воспитательная, научно-исследовательская);

-          принципы подбора и оценки профессиональной квалификации сотрудников;

-          техническая оснащенность (мультимедиа, учебно-методическое обеспечение);

-          инновации и проекты;

-          правила по организации труда филолога и оформления документации;

-          условия работы филолога и возможность повышать квалификацию, профессиональное мастерство, углублять эрудицию и общекультурный уровень.

Учебно-ознакомительная практика открывается установочной конференцией, в содержание которой входит сообщение о задачах и тематике практики, распределение студентов по школам, а также организационные методические, педагогические и психологические установки.

В течение учебно-ознакомительной практики методистами кафедры проводятся тематические и организационные консультации. Во время практики студенты пользуются компьютерными классами НВГУ, электронными каталогами библиотеки НВГУ, дидактическим материалом и методическими пособиями, хранящимися на кафедре филологии и массовых коммуникаций.

Учебно-ознакомительная практика проходит в два этапа:

1 этап — 1–3 неделя практики — пассивная практика. Первый день практики открывается установочным педсоветом в образовательном учреждении. Факультетский руководитель практики совместно с администрацией образовательного упреждения согласовывает и утверждает план прохождения практики. Завуч проводит инструктаж по технике безопасности. Во время практики студенты выполняют все задания, предусмотренные программой; самостоятельно обрабатывают и анализируют полученную информацию, заполняют отчетную документацию.

2 этап — итоговый — 3 неделя практики. На данном этапе студенты оформляют отчетную документацию. К отчетной документации студента относится: дневник по практике и отзыв о работе студента во время практике. Бакалавры-филологи подготавливаются к выступлению на итоговой конференции, цель которой — подвести общий, итог практики, дать индивидуальную оценку работы студентов, обсудить проблемные вопросы практики, поделиться опытом работы.

Завершается учебно-ознакомительная практика итоговой конференцией. По результатам практики и сдачи необходимой документации студенту выставляется дифференцированная оценка; в оценку по практике включается выполнение всех видов заданий. Оценка не выставляется в случае невыполнения одного или нескольких заданий. Студенту, отстраненному от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, по разрешению совета факультета назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.

Итоговая оценка является производной из нескольких оценок, полученных студентом за разные виды деятельности. Общие критерии оценки:

-          полнота выполнения всех заданий;

-          уровень проявления профессионально-значимых умений;

-          наличие творческого подхода к выполнению заданий;

-          качество отчетной документации и своевременность ее сдачи.

Наиболее частые профессионально-адаптационные проблемы возникают у студентов-филологов при выполнении педагогических функций, которые требуют знаний, умений и навыков, позволяющих адаптироваться в разных образовательных системах и подходах, проявлять собственную педагогическую активность.

Основными структурно-содержательными изменениями, обеспечивающими решение поставленных профессионально-адаптационных задач с помощью новой модели учебно-ознакомительной практики, являются:

1.         Семинарское занятие, организованное факультетским руководителем практики «Педагогика образования» (практико-ориентированное изучение особенностей педагогической деятельности современного учителя-филолога в г.Нижневартовске и Нижневартовском районе).

2.         Введение системы мастер-классов ведущих педагогов-новаторов, работающих по разным образовательным системам.

3.         Включение в программу практики заданий, направленных на изучение сведений об образовательной организации:

-          материально-техническое оснащение (оборудование, школьное питание);

-          документы (платные образовательные услуги, правила внутреннего распорядка для учащихся, противодействие коррупции и т. д.);

-          финансово-хозяйственная деятельность (муниципальное задание модернизация образования);

-          образовательные стандарты;

-          вакантные места для приема;

-          электронные услуги;

-          образование (учебные достижения школьников, учебные планы и программы, прием в школу, порядок отчисления, цифровые образовательные ресурсы, дополнительное образование, расписания, Государственная итоговая аттестация);

-          руководство и педагогический состав;

-          структура и органы управления образовательным учреждением.

Таким образом, необходимость создания образа учителя-словесника, соответствующего задачам образования, требует введения новых характеристик качественного состояния педагогической деятельности. Высокие требования к личности языковеда предполагают повышение качества его профессиональной подготовки во время прохождения учебно-ознакомительной практики.

 

Литература:

 

1.         Белькова А. Е., Икингрин Е. Н. Реализация компетентностного подхода в процессе прохождения педагогической практики (на примере НГГУ и ШГПИ) // Реализация компетентностного подхода в образовательной практике педагогических учебных заведений: Сборник статей / Под науч. Ред. С. И. Поздеевой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. С. 83–88.

2.         Педагогическая практика по специальности 050300.62 — «Филологическое образование»: Методические рекомендации для студентов 4 курса / Сост. А. Е. Белькова. — Нижневартовск: НГГУ, 2013. — 26 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-ознакомительная практика, практик, итоговая конференция, образовательное учреждение, отчетная документация, педагогическая деятельность, Нижневартовский район, образовательная организация, образовательный процесс, пассивная практика.


Ключевые слова

учебно-ознакомительная практика, пассивная практика, установочная конференция, итоговая конференция, бакалавр-филолог, профессионально-адаптационные проблемы, новая модель учебно-ознакомительной практики., новая модель учебно-ознакомительной практики

Похожие статьи

Межпредметные связи в выпускных квалификационных работах студентов технологического образования

Статья посвящена проблеме межпредметных связей при выполнении студентами технологического образования выпускных квалификационных работ. В работе раскрываются основные задачи, что является основным компонентом научно-технических знаний. Предметом изу...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

О разработке учебной дисциплины «Технический перевод» для студентов-переводчиков в высшем учебном заведении

Учёт содержания компонентов специальной составляющей переводческой компетенции, требований переводческих компаний, занимающихся техническим переводом, учёных по вопросам перевода научно-технической литературы к техническому переводчику в приобретении...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению эколого-исследовательской деятельности обучающихся

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Авторами описываются основные составляющие экологического образования и доказывается их назначение в...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов

Статья посвящена иноязычной подготовке студентов вуза и степени влияния интегративно-развивающей образовательной среды на данный процесс. Авторы представляют основные элементы интегративно-развивающей образовательной среды (включая цели, задачи, функ...

Похожие статьи

Межпредметные связи в выпускных квалификационных работах студентов технологического образования

Статья посвящена проблеме межпредметных связей при выполнении студентами технологического образования выпускных квалификационных работ. В работе раскрываются основные задачи, что является основным компонентом научно-технических знаний. Предметом изу...

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

О разработке учебной дисциплины «Технический перевод» для студентов-переводчиков в высшем учебном заведении

Учёт содержания компонентов специальной составляющей переводческой компетенции, требований переводческих компаний, занимающихся техническим переводом, учёных по вопросам перевода научно-технической литературы к техническому переводчику в приобретении...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Результаты опытно-экспериментальной работы по тьюторскому сопровождению эколого-исследовательской деятельности обучающихся

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по повышению уровня готовности обучающихся к эколого-исследовательской деятельности. Авторами описываются основные составляющие экологического образования и доказывается их назначение в...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Интегративно-развивающая образовательная среда вуза и ее влияние на процесс профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов

Статья посвящена иноязычной подготовке студентов вуза и степени влияния интегративно-развивающей образовательной среды на данный процесс. Авторы представляют основные элементы интегративно-развивающей образовательной среды (включая цели, задачи, функ...

Задать вопрос