Учебно-ознакомительная практика бакалавра-филолога является видом учебной деятельности, которая формирует специальные компетенции и профессионально-личностные качества студентов. Возникла необходимость создания таких средств, форм и методов проведения учебно-ознакомительной практики студентов, которые способствовали бы самообразованию и самовоспитанию будущих учителей при новых, сокращенных сроках, отводимых на практику. Основными структурно-содержательными изменениями, обеспечивающими решение поставленных профессионально-адаптационных задач с помощью новой модели учебно-ознакомительной практики, являются: мастер-классы, семинары, практические задания, направленные на изучение сведений об образовательной организации.
Ключевые слова: учебно-ознакомительная практика, пассивная практика, установочная конференция, итоговая конференция, бакалавр-филолог, профессионально-адаптационные проблемы, новая модель учебно-ознакомительной практики.
Приоритетные направления развития образовательной системы основываются на идее радикального изменения сложившихся форм и методов обучения, что является актуальной научной проблемой. Учебно-ознакомительная практика бакалавра-филолога является видом учебной деятельности, которая предоставляет возможность моделировать собственное научное исследование, формировать специальные компетенции и профессионально-личностные качества и характеристики студентов. Установленные Государственным стандартом высшего профессионального образования требования к учебно-ознакомительной практике предполагают создание новой программы её организации. В условиях двухуровневой системы образования ВПО сроки учебно-ознакомительной практики студентов-бакалавров сократились, по сравнению с практикой студентов-специалистов.
Таким образом, возникла необходимость создания таких средств, форм и методов проведения учебно-ознакомительной практики студентов, которые способствовали бы самообразованию и самовоспитанию будущих учителей при новых, сокращенных сроках, отводимых на практику.
Учебно-ознакомительная практика будущих бакалавров филологического образования является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО III поколения по направлению подготовки 44.03.01 / 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Филологическое образование», квалификация — бакалавр.
Практике предшествует изучение дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия («Русский язык и культура речи», «Психология», «Педагогика (общая)», «Введение в педагогическую деятельность» и др.).
Для успешного прохождения учебно-ознакомительной практики бакалавры-филологи должны:
Знать: сущность и структуру образовательных процессов; способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; способы построения межличностных отношений в группах разного возраста.
Уметь: осуществлять анализ информации с позиции изучаемой проблемы, обобщать, выделять главное, планировать деятельность в соответствии с поставленными целями; учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные).
Владеть:навыками переработки и хранения информации, представления информации в различных формах; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; способами осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности.
Знания, умения и навыки, отрабатываемые и закрепляемые в результате прохождения учебно-ознакомительной практики необходимы для успешного освоения последующих дисциплин, которые изучаются на 3–4 курсе, а также для прохождения педагогической и преддипломной практики в 7 и 8 семестрах. В результате прохождения учебно-ознакомительной практики студент должен выработать умения организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, работать в профессиональных коллективах; принимать организационные решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Учебно-ознакомительная практика является одной из форм профессионального обучения в НВГУ и проводится на базе образовательных учреждений г.Нижневартовска и Нижневартовского района разных типов (общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и т. д.). Практика проводится в 6 семестре и продолжается 3 недели. Группы формируются в составе 5–6 человек на одного методиста (в соответствии с карточкой учебных поручений). Методистами по практике являются преподаватели кафедры филологии и массовых коммуникаций.
Основными целями практики являются:
- формирование целостного представления о профессии филолога;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами, образовательными стандартами, регламентирующих образовательную деятельность школы;
- воспитание профессиональной этики;
- приобретение индивидуального опыта в процессе самостоятельной работы.
Задачи практики определяются в соответствии с поставленными целями. Общая задача практики: ознакомление с организацией работы образовательного учреждения (общеобразовательная школа, лицей, гимназия):
- цели деятельности и их структура;
- деятельность организации (учебная, воспитательная, научно-исследовательская);
- принципы подбора и оценки профессиональной квалификации сотрудников;
- техническая оснащенность (мультимедиа, учебно-методическое обеспечение);
- инновации и проекты;
- правила по организации труда филолога и оформления документации;
- условия работы филолога и возможность повышать квалификацию, профессиональное мастерство, углублять эрудицию и общекультурный уровень.
Учебно-ознакомительная практика открывается установочной конференцией, в содержание которой входит сообщение о задачах и тематике практики, распределение студентов по школам, а также организационные методические, педагогические и психологические установки.
В течение учебно-ознакомительной практики методистами кафедры проводятся тематические и организационные консультации. Во время практики студенты пользуются компьютерными классами НВГУ, электронными каталогами библиотеки НВГУ, дидактическим материалом и методическими пособиями, хранящимися на кафедре филологии и массовых коммуникаций.
Учебно-ознакомительная практика проходит в два этапа:
1 этап — 1–3 неделя практики — пассивная практика. Первый день практики открывается установочным педсоветом в образовательном учреждении. Факультетский руководитель практики совместно с администрацией образовательного упреждения согласовывает и утверждает план прохождения практики. Завуч проводит инструктаж по технике безопасности. Во время практики студенты выполняют все задания, предусмотренные программой; самостоятельно обрабатывают и анализируют полученную информацию, заполняют отчетную документацию.
2 этап — итоговый — 3 неделя практики. На данном этапе студенты оформляют отчетную документацию. К отчетной документации студента относится: дневник по практике и отзыв о работе студента во время практике. Бакалавры-филологи подготавливаются к выступлению на итоговой конференции, цель которой — подвести общий, итог практики, дать индивидуальную оценку работы студентов, обсудить проблемные вопросы практики, поделиться опытом работы.
Завершается учебно-ознакомительная практика итоговой конференцией. По результатам практики и сдачи необходимой документации студенту выставляется дифференцированная оценка; в оценку по практике включается выполнение всех видов заданий. Оценка не выставляется в случае невыполнения одного или нескольких заданий. Студенту, отстраненному от практики или работа которого на практике признана неудовлетворительной, по разрешению совета факультета назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.
Итоговая оценка является производной из нескольких оценок, полученных студентом за разные виды деятельности. Общие критерии оценки:
- полнота выполнения всех заданий;
- уровень проявления профессионально-значимых умений;
- наличие творческого подхода к выполнению заданий;
- качество отчетной документации и своевременность ее сдачи.
Наиболее частые профессионально-адаптационные проблемы возникают у студентов-филологов при выполнении педагогических функций, которые требуют знаний, умений и навыков, позволяющих адаптироваться в разных образовательных системах и подходах, проявлять собственную педагогическую активность.
Основными структурно-содержательными изменениями, обеспечивающими решение поставленных профессионально-адаптационных задач с помощью новой модели учебно-ознакомительной практики, являются:
1. Семинарское занятие, организованное факультетским руководителем практики «Педагогика образования» (практико-ориентированное изучение особенностей педагогической деятельности современного учителя-филолога в г.Нижневартовске и Нижневартовском районе).
2. Введение системы мастер-классов ведущих педагогов-новаторов, работающих по разным образовательным системам.
3. Включение в программу практики заданий, направленных на изучение сведений об образовательной организации:
- материально-техническое оснащение (оборудование, школьное питание);
- документы (платные образовательные услуги, правила внутреннего распорядка для учащихся, противодействие коррупции и т. д.);
- финансово-хозяйственная деятельность (муниципальное задание модернизация образования);
- образовательные стандарты;
- вакантные места для приема;
- электронные услуги;
- образование (учебные достижения школьников, учебные планы и программы, прием в школу, порядок отчисления, цифровые образовательные ресурсы, дополнительное образование, расписания, Государственная итоговая аттестация);
- руководство и педагогический состав;
- структура и органы управления образовательным учреждением.
Таким образом, необходимость создания образа учителя-словесника, соответствующего задачам образования, требует введения новых характеристик качественного состояния педагогической деятельности. Высокие требования к личности языковеда предполагают повышение качества его профессиональной подготовки во время прохождения учебно-ознакомительной практики.
Литература:
1. Белькова А. Е., Икингрин Е. Н. Реализация компетентностного подхода в процессе прохождения педагогической практики (на примере НГГУ и ШГПИ) // Реализация компетентностного подхода в образовательной практике педагогических учебных заведений: Сборник статей / Под науч. Ред. С. И. Поздеевой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. С. 83–88.
2. Педагогическая практика по специальности 050300.62 — «Филологическое образование»: Методические рекомендации для студентов 4 курса / Сост. А. Е. Белькова. — Нижневартовск: НГГУ, 2013. — 26 с.